Последнее, что хочу сказать о трилогии «Люди как Боги» Сергея Снегова. Не жалею. что перечитала. Как не жалела, что перечитала других советских авторов. Это как кольцо обратного времени, лишний раз доказывающее, что все в этом мире взаимосвязано и тот, кто пытается забыть свое прошлое будет вынужден повторять ошибки снова и снова/менее изящно и прямолинейно — наступать на грабли/. В качестве иллюстраций — два варианта «божественности», чтобы каждый выбрал, какой ему по душе.
Значение Бога для конкретного человека зависит от того, чего этому человеку хочется больше всего. /Эрих Фромм/
Сергей Снегов «Люди как боги» |
Люди как боги. Вариант 1 |
Похоже, мы по-прежнему, как и наши предки у первых костров, боимся таинственного окружающего мира, темноты и таящихся в ней чудовищ и нам больше всего хочется безопасности и независимости, иначе откуда бы родилось такое однобокое, но исключительно популярное, представление о божественности, как о неограниченной силе и власти, которые дают возможность, а главное право перекраивать мир под собственные понятия добра и справедливости.
А поскольку мы все же только люди, со своими слабостями и эмоциями, то и и понятия о том, что положено делать «богам» у нас исключительно противоречивые. Мы хотим всеобщей справедливости и «каждому по потребностям» /особенно, если речь идет о наших потребностях/, но забываем, что нет единой справедливости для всех и упускаем самую суть — «от каждого по способностям». Мы желаем, чтобы все жили дружно и проповедуем равенство, но при этом делим мир на разделяющих наши взгляды «своих» и имеющих отличия «чужих» и искренне считаем, что «свои» по-любому «равнее», чем «Чужие». Мы жаждем мира, но готовимся к войне и не склонны к дипломатии и переговорам, по-прежнему предпочитая сначала снести голову, а потом уж спрашивать что, да как и почему.
Люди как боги. Вариант 2 |
Наша «божественная» мечта — неограниченная сила, власть над миром, неисчерпаемые ресурсы и полная безнаказанность, а не разумность, ответственность, альтернативы и взвешенность каждого действия. Наши сердца по-прежнему отданы молодым богам Детства Человечества — пылким, безрассудным, ревнивым к чужой славе, скоропалительным на решения и не жалеющих о последствиях. Богам революции, а не эволюции.
Такие Люди как боги в этом романе-эпопее. Смелые и решительные до безрассудства, устрашающе могучие и безусловно уверенные в своей правоте, праве вмешиваться, вершить и перекраивать судьбы миров, цивилизаций и отдельных разумных и неразумных существ. Без страха, без сомнений, без угрызений совести. Юные боги простого и понятного черно-белого мира, где грань между Светом и Тьмой четкая и однозначная.
Казалось, они достигают всего: власти над материей, пространством и самим временем, они перекраивают миры и целые народы под свои понятия о добре и зле, не слишком озабочены последствиями своих действий и откровенно наслаждаются достигнутым. Тогда почему же их ...жалко? Жалко такого решительного и честного адмирала Эли, которому приходится едва ли не кричать молчаливому Космосу о незыблемом праве Живого на «божественную» власть. Или жалко Мери, очередную богиню-мать, принесшую в жертву своего единственного сына ради несгибаемых принципов. Жалко Ирину, заплутавшую во времени из-за раскаяния, отчаяния и странной любви к чуждому и непонятному. Жалко всех, кто жертвует и страдает, так и не обратившись к главной своей силе — разуму и несущему им пониманию и познанию. Почему вместо желания торжествовать, праздновать победу, прославлять свершения и произносить пафосные речи о преодолении невзгод и высоком предназначении Человека, такое щемящее чувство потери и сожаления?
Может потому, что отважные Боги комсомольского задора и вечного максимализма так и не повзрослели ни в романе, ни в реальности, несмотря на потери, неудачи и поражения, не поняли, что есть вопросы, на которые нет однозначного ответа и есть проблемы, для которых нет простого и удовлетворительного решения. А ведь это взросление едва не произошло — ведь были уже в 70-е «Гадкие лебеди» и «За миллиард лет до конца света», а в 80-е — «Отягощенные злом» и «Град обреченный». Но потом- 90-е, нулевые и наши времена — и опять Кольцо обратного времени.
Я сознательно ничего не пишу о сюжете, героях или форме изложения. Об этом уже написали сотни, если не тысячи страниц. И все это не очень то и важно. А важно, что роман по-прежнему актуален, поскольку заставляет думать, обращаться к прошлому и настоящему, сравнивать, анализировать и делать выводы. И останется таковым еще очень и очень долго.
А завершить хочется Киплингом. Не о богах, о людях, которыми быть труднее всего:
Уже тысячу лет нам покоя нет —
Море жадное нас зовет;
Мы нашему морю в дань отдаем
Всех лучших своих сынов.
И в зыбучей волне, и на вязком дне
Рвут акулы свой страшный корм.
Господь, если кровь их — плата за риск,
То мы уплатили долг.
Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru