Сргей Снегов Люди как боги


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «primorec» > Сргей Снегов "Люди как боги": Трудно быть
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Сргей Снегов «Люди как боги»: Трудно быть

Статья написана 7 ноября 2015 г. 07:50

Последнее, что хочу сказать о трилогии «Люди как Боги» Сергея Снегова. Не жалею. что перечитала. Как не жалела, что перечитала других советских авторов. Это как кольцо обратного времени, лишний раз доказывающее, что все в этом мире взаимосвязано и тот, кто пытается забыть свое прошлое будет вынужден повторять ошибки снова и снова/менее изящно и прямолинейно — наступать на грабли/.  В качестве иллюстраций — два варианта «божественности», чтобы каждый выбрал, какой ему по душе.

Значение Бога для конкретного человека зависит от того, чего этому человеку хочется больше всего. /Эрих Фромм/


Сергей Снегов «Люди  как боги»


Люди как боги. Вариант 1

Похоже, мы по-прежнему, как и наши предки у первых костров, боимся таинственного окружающего мира, темноты и таящихся в ней чудовищ и нам больше всего хочется безопасности и независимости, иначе откуда бы родилось такое однобокое, но исключительно популярное, представление о божественности, как о неограниченной силе и власти, которые дают возможность, а главное право перекраивать мир под собственные понятия добра и справедливости.

А поскольку мы все же только люди, со своими слабостями и эмоциями, то и и понятия о том, что положено делать «богам» у нас исключительно противоречивые. Мы хотим всеобщей справедливости и «каждому по потребностям» /особенно, если речь идет о наших потребностях/, но забываем, что нет единой справедливости для всех и упускаем самую суть — «от каждого по способностям». Мы желаем, чтобы все жили дружно и проповедуем равенство, но при этом делим мир на разделяющих наши взгляды «своих» и имеющих отличия «чужих» и искренне считаем, что «свои» по-любому «равнее», чем «Чужие». Мы жаждем мира, но готовимся к войне и не склонны к дипломатии и переговорам, по-прежнему предпочитая сначала снести голову, а потом уж спрашивать что,  да как и почему.


Люди как боги. Вариант 2

Наша «божественная» мечта — неограниченная сила, власть над миром, неисчерпаемые ресурсы и полная безнаказанность, а не разумность, ответственность, альтернативы и взвешенность каждого действия. Наши сердца по-прежнему отданы молодым богам Детства Человечества — пылким, безрассудным, ревнивым к чужой славе, скоропалительным на решения и не жалеющих о последствиях. Богам  революции, а не эволюции.

Такие Люди как боги в этом романе-эпопее. Смелые и решительные до безрассудства, устрашающе могучие и безусловно уверенные в своей правоте, праве вмешиваться, вершить и перекраивать судьбы миров, цивилизаций и отдельных разумных и неразумных существ. Без страха, без сомнений, без угрызений совести. Юные боги простого и понятного черно-белого мира, где грань между Светом и Тьмой четкая и однозначная.

Казалось, они достигают всего: власти над материей, пространством и самим временем, они перекраивают миры и целые народы под свои понятия о добре и зле,  не слишком озабочены последствиями своих действий и откровенно наслаждаются достигнутым. Тогда почему же их ...жалко? Жалко такого решительного и честного адмирала Эли, которому приходится едва ли не кричать молчаливому Космосу о незыблемом праве Живого на «божественную» власть. Или жалко Мери, очередную богиню-мать, принесшую в жертву своего единственного сына ради несгибаемых принципов. Жалко Ирину, заплутавшую во времени из-за раскаяния, отчаяния и странной любви к чуждому и непонятному. Жалко всех, кто жертвует и страдает, так и не обратившись к главной своей силе — разуму и несущему им пониманию и познанию. Почему вместо желания торжествовать,  праздновать победу, прославлять свершения и произносить пафосные речи о преодолении невзгод и высоком предназначении Человека, такое щемящее чувство потери и сожаления?

Может потому, что отважные Боги комсомольского задора и вечного максимализма так и не повзрослели ни в романе, ни в реальности, несмотря на потери, неудачи и поражения, не поняли, что есть вопросы, на которые нет однозначного ответа и есть проблемы, для которых нет простого и удовлетворительного решения. А ведь это взросление едва  не произошло — ведь были уже в 70-е «Гадкие лебеди» и «За миллиард лет до конца света», а в 80-е — «Отягощенные злом» и «Град обреченный».  Но потом- 90-е, нулевые и наши времена — и опять Кольцо обратного времени.

Я сознательно ничего не пишу о сюжете, героях или форме изложения. Об этом уже написали сотни, если не тысячи страниц. И  все это не очень то и важно. А важно, что роман по-прежнему актуален, поскольку заставляет думать, обращаться к прошлому и настоящему, сравнивать, анализировать и делать выводы. И останется таковым еще очень и очень долго.

А завершить хочется Киплингом. Не о богах, о людях, которыми быть труднее всего:

Уже тысячу лет нам покоя нет —

Море жадное нас зовет;

Мы нашему морю в дань отдаем

Всех лучших своих сынов.

И в зыбучей волне, и на вязком дне

Рвут акулы свой страшный корм.

Господь, если кровь их — плата за риск,

То мы уплатили долг.

Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru





239
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение7 ноября 2015 г. 11:46
Ха, первый раз пожалел, что не читал пока, и не могу поспорить. Но уверен, что книга совсем не про то, о чём вы написали 8-)
Про взросление, которое едва не произошло (Стругацких). Тоже их не читал, раз их сменило новое «Кольцо», то это к лучшему. Это значит не взрослением были Стругацкие, а чем-то фальшивым, поэтому и забили на них.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 ноября 2015 г. 11:49
Или отказались от возможности, предпочтя легкие пути. Как там:«Сказали мне, что эта дорога Меня приведет к океану смерти, и я с полпути повернул обратно... С тех пор все тянутся передо мною Кривые, глухие окольные тропы…»
 


Ссылка на сообщение7 ноября 2015 г. 11:53
К океану смерти это как раз путь Стругацких.
 


Ссылка на сообщение7 ноября 2015 г. 11:56
Э-э-э, тут весь смысл, что не всему, что говорят надо верить. Пока не проверил сам. И в том, что однозначных ответов нет. И в том, что справедливость не синоним счастья.
 


Ссылка на сообщение7 ноября 2015 г. 12:02
:-) Вот что бывает, когда начинаете расплывчато отвечать, а я похватываю вашу манеру 8-) Потом всё по простому надо, расшифровывать метафоры.
 


Ссылка на сообщение7 ноября 2015 г. 12:05
А я только приветствую споры. На кой ляд надо тратить время на чтение, если никаких идеи после не возникает. Или на написание статьи, если нечего сказать по существу?
 


Ссылка на сообщение7 ноября 2015 г. 12:09
В общем впечатление у меня сложилось, что ваша рецензия это типа второй Вэнс, Аластор, что ли. Где вас зацепило что-то второстепенное, которое остальные читатели только с лупой заметят, и вытащили это второстепенное в главные идеи книги, как-то так 8-)
 


Ссылка на сообщение7 ноября 2015 г. 12:15
Ну в главные идеи вытащил тему Люди как боги все- таки автор. Я просто отметила некоторые противоречия между идеей, реальностью и современным восприятием. Кстати, в первое прочтение где- то в начале 80-х ничего подобного не было.
 


Ссылка на сообщение7 ноября 2015 г. 12:32
Ну и еще одно замечание- зачем писать сто десятый отзыв на тему, которую разве что слепой не заметит? А вот факт, идея, которые могут ускользнуть за сюжетом или эмоциональными переживаниями, это просто интересно. И полезно- новые взгляды они всегда полезны.
 


Ссылка на сообщение7 ноября 2015 г. 13:23
Ну, я и считаю такие ваши отзывы самыми интересными. Особенно, учитывая, что спойлеров вы избегаете... да и деталей сюжета/про героев практически ничего 8-)
Только здесь тот минус, что если кто книгу не читал, после вашего отзыва будут у человека другие ожидания. Скажем, решит, что ждёт его социалка, а по факту найдёт приключения :-)
 


Ссылка на сообщение7 ноября 2015 г. 13:30
Я обычно ставлю задачу обратить внимание будущего или уже состоявшегося читателя к какой- либо детали. Вряд ли это сильно повлияет на восприятие, тем более я сознательно избегаю рассказывать о сюжете или героев, за исключением самых завлекательных моментов, а больше рассказывая, о собственном восприятии прочитанного. Но тут есть маленькая ловушка- работая постоянно с текстами разной сложности, имею особенности находитьв них то, что и сам автор там не зарывал. Каюсь.


⇑ Наверх