Смотритель


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «beskarss78» > "Смотритель"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Смотритель»

Статья написана 13 октября 2015 г. 19:19

Вердикт — буддистская проповедь в обертке субъективного реализма.

Автор попытался дойти до предела собственных субъективистских допущений и сконструировать мир, который целиком будет находится в воображении тварного существа, при том, что и само существо будет происхождения далеко не ангельского («тебя сделали из кареты!»).

И возникла проблема, характерная скорее для старого доброго епископа Беркли — где завершается личный глюк и начинается коллективный бред? Как придать стабильность выдуманному миру, который зависит от переживаний буквально одного человека — но населен тысячами людей?

Ответ на это прост — церемонии. Личность очередного Смотрителя надо провести через ряд превращений, этапов становления, воспитательных актов. Тут живо вспоминаешь Дункана Айдахо из «Бога-Императора Дюны», которого снова и снова оживляли, чтобы тот верно служил несколько лет, пока в очередной раз не разочаруется в Лито II. Здесь подход несколько другой — и возможный финал не социальный, а буддистский — но ощущение «прохождения квеста» никуда не исчезает. Собственно, под этапы этого становления и подогнаны многие особенности Новой Земли. И проблемы протагониста — это неуверенность при очередных инициациях, которая может опрокинуть мир в хаос, или самого героя подвести к финалу существования. В этом смысле тантрические мотивы сильно укрепляют стабильность мировоззрения...

Все прочее — обертка.

Местами остроумная — Пелевин не прекращает игр со словами — местами, и это главная проблема текста, откровенно скучная и начётническая.

Дело в том, что автор слишком близко подошел к жанру проповеди. Роман превратился для него в кафедру, с которой он вещает о бренности бытия, иллюзорности мира и блаженстве просветления. А для романа это почти всегда плохо.

Проповедь — жанр весьма специфический. Говорят мало нового, давят на психику, стараются повторить логические цепочки, которые с детства вдалбливались слушателю в голову. Для успеха — требуется доля митинговой истерии, которую так сложно перенести на страницы книги.

«Слово о слове» — как раз похожий текст из другого произведения автора.

Порой, чтобы решить эту проблему — морализаторы пишут роман-воспитание. «Гарри Поттер» :) Тоже ведь наставление, длинное и местами откровенно моралитическое — но ведь интересное? Потому как есть и переживания персонаже, и несколько видом соперничества, и обязательный детективный сюжет, и много чего еще.

В «Смотрителе» прочие линии — детективная, личностная, социальная — почти вырождены.

Да, есть некий идеальный любовный порыв, но идеальность его заслоняет слишком многое.

Детектив — «поздне-акунинский» — то есть злодеем может оказаться любой и бесполезно искать намеки.

Социалка — это просто утопия.

Воспитание — краткое до невозможности. Субъект — просто шестеренка в механизме, которую только вытащили из-под конвейера, использовали, и жизнь по сути завершилась. Мавр может отдыхать.

Читая текст, будто пробегаешь эзотерические фрагменты из всех предыдущих романов Пелевина. Выжимка-конспект.

Роман бесценен для буддистов-неофитов, но для среднего читателя он смотрится странно и скучновато. 7 баллов.





1215
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение14 октября 2015 г. 01:28

цитата beskarss78

в обертке субъективного реализма


Может, идеализма? Идиллиум как бы намекает ))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 октября 2015 г. 09:11
Не-а :)

Как есть магический реализм, так и тут — субъективный реализм.
Потому как не магия, но чистая субъектность помноженная на моделирование социальных процессов. Увы, процессы показаны крайне ограничено :(
 


Ссылка на сообщение14 октября 2015 г. 13:46

цитата

субъектность


Может, субъективность?
Как-то вы произвольно слова употребляете.. 8-)
 


Ссылка на сообщение15 октября 2015 г. 15:27
Не-а.

Субъектность
лат. subjectum — подлежащее] — свойство индивида быть субъектом активности. Применительно к человеку, «быть субъектом» — значит быть носителем идеи Я, а это, в свою очередь, означает, что человек мыслит, воспринимает, переживает и осуществляет себя в качестве причины себя самого, то есть обнаруживает себя как causa sui.
 


Ссылка на сообщение15 октября 2015 г. 16:06

цитата

осуществляет себя в качестве причины себя самого, то есть обнаруживает себя как causa sui.


Вот это уже точно не по ведомству Пелевина. Вы, похоже, вообще ничего не поняли в его романе, если употребляете по отношению к нему такие слова 8-)
 


Ссылка на сообщение15 октября 2015 г. 22:50
Неужели ;)
После создание де Киже — есть причина самого себя. В этом и парадокс романа, что созданный субъект, у которого даже барышня — марионетка — тем не менее все равно есть некий центр воли, обладает возможностью принимать решения и, таки да, обнаруживает себя как causa sui
 


Ссылка на сообщение15 октября 2015 г. 23:35
Иллюзорно! Ибо это всего лишь поток флюида, который отражается в самом себе. Пелевин пишет об этом открытым текстом. Как Иддилиум зависим от физической Земли, обусловлен ею, так и все его герои зависимы, обусловлены и несамостоятельны. И где вы там нашли центр воли и causa sui )))
 


Ссылка на сообщение18 октября 2015 г. 22:35
Поток флюида существовал и до Павла.
Однако, потребовалась служебная личность, чтобы воссоздавать мир.
 


Ссылка на сообщение18 октября 2015 г. 22:57
Какой мир? Не Землю же. Иддилиум — мир-копию, мир-отражение, мир-тень! Словами Пелевина: флюид разворачивается, видит свое отражение в себе же самом — и так возникает «самосущий». Все равно что мой нос отразится в моем глазу и почтет себя за causa sui :-)))
 


Ссылка на сообщение18 октября 2015 г. 23:00
У флюида — нет заранее предписанной формы. Ни носа, не глаза.
Тут Пелевин с флюидом достаточно посредственно копирует Спинозу с его монизмом.
А субстанции требуются разум в человеке и движение в материи.
 


Ссылка на сообщение18 октября 2015 г. 23:19
Пелевин (посредственно или нет) копирует индуистский брахман (=флюид), который и есть атман (=отдельная самость). Только обычно атман одурманен иллюзией своей самосущности, поэтому противопоставляет себя брахману. А вот если не противопоставлять, если осознать свой атман как иллюзию и брахмовость, тогда и становится возможным накладывать на флюид различные формы. Причем заметьте (Пелевин несколько раз об этом говорит): поток флюида нельзя направлять по своей воле куда угодно (это было бы тогда второй центр силы, кроме самого флюида, что невозможно). Можно лишь менять наклон русла, потому что русло — это тоже иллюзия.
 


Ссылка на сообщение26 октября 2015 г. 17:56
Но флюиду все равно нужна личность человека, чтобы воплотить мир.
Иначе бы таких миров в тени Земли было бы бесконечное множество.
 


Ссылка на сообщение26 октября 2015 г. 18:30
да нет же, миры — тоже иллюзия )) Флюиду ничего не нужно )) Зачем Брахману что-то, кроме его самого? Это христианский Бог зачем-то сотворил мир, чем вызвал многовековую головную боль у богословов: зачем абсолютному, самодостаточному богу что-то творить, ведь он не может в чем-либо нуждаться, коль скоро он абсолют. А если нуждается, то не абсолют )
 


Ссылка на сообщение26 октября 2015 г. 18:51
Будь мир иллюзией — туда бы телесно не ушли три брата-акробата 8-)
 


Ссылка на сообщение26 октября 2015 г. 20:12
с чего бы это? телесность также иллюзия...
 


Ссылка на сообщение26 октября 2015 г. 20:25
Так вот не надо в наперстки играть с иллюзиями ;)

«Жить без телесности можешь, нет?» — как спрашивали у многих сектантов перед расстрелом :)))

Просто не разделяя субъекта и объекта можно долго играться с брахманом и атманом, но практика, как критерий истины, в итоге дает ответ.
 


Ссылка на сообщение26 октября 2015 г. 22:39
Вы рассуждаете, как типичный житель Ветхой Земли ;-)
Таким не попасть в Иддилиум и не стать соликами 8-)


Ссылка на сообщение14 октября 2015 г. 06:26
Пелевин исписался? Последний не ругаемый роман — SNUFF, после него строго положительных отзывов не слышал и не видел.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 октября 2015 г. 09:11
Строго положительный отзыв — это мечта. :)

/ Второй роман про вампиров — очень даже ничего.
 


Ссылка на сообщение14 октября 2015 г. 14:35
Просто Пелевин нашел свою тему и от нее практически не отходит. Иногда создается впечатление, что одну и ту же книгу читаешь каждый раз. Все-таки стоит ему попробовать себя в новых жанрах, попытка не пытка, вдруг обретет второе дыхание.
 


Ссылка на сообщение16 октября 2015 г. 06:13
Он уже не может, я думаю. Как Лукьяненко, с которым они примерно в одно время начинали. :-D
 


Ссылка на сообщение16 октября 2015 г. 06:13
Имхо, резкое снижение уровня у него началось уже после Священной книги оборотня.
 


Ссылка на сообщение18 октября 2015 г. 20:47
Виктор Олегович — создатель нового жанра: будда-панка,)
 


Ссылка на сообщение18 октября 2015 г. 22:58
а вот это хорошо: буддапанк! :beer:
 


Ссылка на сообщение4 ноября 2015 г. 10:51
Здравствуйте!
«буддапанк» — оно конечно,..
только вот «меня терзали смутные сомнения» уже когда я читал.урковскую статью «про адвайту», такие дела, а понимание того, что В.П. над буддизьмом стебется будь здоров
закрепила «среди меня» еще статья с журнала «Урал» «Крошка Цахес по прозванию Пелевин», посвященная, сколько помню, сборнику (по нынешней «классификации»;) ΔПП(NN)


⇑ Наверх