6. В рубрике «Критики о фантастике» редакционная бригада наконец-то решила дать бой Мареку Орамусу, обвинившему 16 месяцев назад (“Fantastyka” № 7/1985) польскую фантастику в семи грехах. Не больно-то понятно, почему для этого они столько времени собирались с силами, но факт остается фактом – «шестеро экзорцистов» (Анджей Невядовский, Лешек Бугайский, Мацей Паровский, Рафал А. Земкевич, Лех Енчмык, Адам Холлянек) публикуют здесь по заметке, в которых пытаются по тем или иным признакам дезавуировать бунтаря. Основной тезис Невядовского: «Орамус не вникает в суть вещей, принимает симптомы болезни за саму болезнь. На самом деле названные им грехи не столь уж и серьезны». Невядовскому вторит Бугайский: «Польская фантастика находится в переходном периоде. Хотя бы потому, что издатели хотят на ней зарабатывать, поскольку это, похоже, единственный “безопасный тип” коммерческой литературы. Комиксы издавать значительно сложнее, отечественные детективы оставляют желать лучшего, до откровенно сексуальных писаний ни читатели, ни писатели пока еще не дозрели, отечественных Флемингов с отечественными же Бондами нет… Остается научная фантастика, для которой неожиданно открылись многие двери, от писателей которой вдруг потребовались новые тексты – и, что поделать, автоматически снизились критерии отбора рукописей к печати. Но емкость рынка ограничена, со временем все утрясется и экстенсивный издательский рост сменится интенсивным…» Паровский утверждает, что Марек Орамус во всем прав, вот только сам реестр назвал неправильно: им названы грехи польской фантастической графомании – того, с чем ему, Паровскому, ежедневно приходится иметь дело. А современная польская фантастика грешна совершенно в другом. Нечто подобное, только менее внятно, пытается сказать и Земкевич. Енчмык, увлекшись, вместо критики диссидента выдает на гора блестящее эссе о принципах выбора названий произведений в мировой художественной литературе, а Холлянек, как и положено главреду, «подводит черту», «суммирует» сказанное. Читается все это сейчас с интересом, скажем так – весьма умеренным…
7. Польский знаток, библиограф и писатель фантастики Яцек Изворский/Jacek Izworski публикует следующую часть своей великолепной библиографии «Фантастические произведения, изданные в Польше после 1945 года/Utwory fantastyczne wydane w Polsce po 1945 r.» -- только книжные издания. В этой части библиографии приводится продолжение описания достижений 1974 года. Отметим, что библиография насчитывает уже 985 наименований.
8. Замечательный «Словарь польских авторов фантастики» стараниями Анджея Невядовского пополняется персоналиями Вальдемара Лысяка/Łysiak Waldemar (род. 1944) – архитектора, научного работника, прозаика; и Эразма Маевского/Majewski Erazm (1858 -- 1922) – этнолога, археолога, прозаика. В рубрике «Пожелтевшие страницы/Pożołkłe kartki», публикуется фрагмент футурологического романа Э. Маевского «Конец света. Обозрение явлений, способных привести Землю к гибели» (“Koniec świata. Przegląd wypadków jakie mogą sprowadzić zagładę Ziemi” skreślił Erazm Majewski, Naklad Gebethnera i Wolffa, 1887).
9. В рубрике «Наука и НФ» публикуется очередная статья Мацея Иловецкого, которая называется «Trzecie oko /Третий глаз» – о шишковидной железе (эпифиз) и ее роли в анатомии и жизнедеятельности человека.
10. В рубрике «Среди фэнов» печатается информация о двух очередных польских конах – «Stalcon 86» и «Bachanalia Fantastyczne -- II». Основная «фишка» на обоих – показ видеофильмов.
11. В рубрике «Читатели и “Фантастыка”» публикуются результаты обработки анкет второго читательского опроса.
12. Публикуется также подробное (разбитое по рубрикам) содержание комплекта журнала за 1986 год.
13. В рубрике «Поэзия и фантастика» печатается подборка стихов Анджея Важехи/Andrzej Warzecha (род. 1946) – поэта, критика-искусствоведа и журналиста, автора пяти поэтических сборников.
14. Ну и, понятно, публикуется также очередной (пятый ) фрагмент комикса Росиньского -- Дюшато «Yeans – więzień wieczności».
PS. Ну и как вам нравится обзор без картинок? Может быть, визуальный ряд стоит вообще опустить?