Над материалом работали: Fearless (автор), Abuzz (корректор)
Сходив на 3D сеанс, попробую высказаться о данной технологии, её перспективе и что она из себя на мой взгляд представляет.
3D в кинотеатрах:
1. Это не настоящее 3D, а всего лишь имитация, муляж, подделка — можно называть как угодно, но суть не меняется. 3D, которое сейчас показывают в кинотеатрах — это несколько 2D наложенных на одну плёнку, и сетчатка воспринимает, как несколько двухмерных изображений в одном — ведь именно для этого предназначены специальные очки. Технология придумана давно и уже успела устареть, но её до сих пор активно применяют в погоне за кошельком потребителя.
2. Потолок возможностей — это декорации и фон, которые можно отрисовать на заднем плане. В принципе, подобное в каком-то смысле мешает воспринимать картинку цельно и едино, вы начинаете обращать внимание на малозначительные детали, на которых акцентируют действие разработчики 3D, но порой эти детали ничем не примечательны. При просмотре в привычном 2D фильм воспринимается лучше.
3. Картинка требует максимального внимания к визуальному восприятию. Глаза от подобной картинки устают, начинают сохнуть и слеза начинает смачивать глаз, т.е. подобный формат вреден — об этом безусловно умалчивают, т.к. распространять информацию подобного содержания невыгодно. Чтобы уменьшить нагрузку на глаза, во время просмотра неплохо ими просто подвигать в разные стороны и поморгать, тогда не будет появляться эффекта «сухого глаза», причём неплохо делать это во время просмотра периодически – скажем, через каждые 15 минут.
4. Перспективы у подобного 3D-формата нет никакой. Есть лишь одна вероятность — возможность перекинуться на «домашнее видео», но т.к. потребитель не будет стремиться к подобным новшествам и вполне доволен тем, что имеет, формат в ближайшее время просто умрёт. На смену ему придёт совершенно другое поколение 3D, которое в ближайшем будущем займёт своё законное место и на первых порах будет пользоваться спросом. Если же смотреть в перспективу, формат трёхмерной картинки сменится ещё не раз, но когда технология позволит запечатлеть на плёнке реальное 3D, а не создавать его имитацию — только тогда формат будет сильно востребован. Разница между 2D и 3D очевидна и очень велика, но всё дело в том, что настоящее 3D ещё не появилось.
О фильме «Вверх» (2009):
«Когда проблемы тянут ко дну, смотри вверх!»
Студия «Pixar» стабильно выпускает раз в год по качественному мультфильму, но если ведущие режиссёры Джон Лассетер, Эндрю Стэнтон и Брэд Бёрд перекинуты на главные проекты и максимально сконцентрированы на них, то других амбициозных сотрудников студии пытаются задействовать в новых разработках, которые могут вырасти в нечто большее. Студия не боится экспериментировать, но делает это лишь в тех случаях, когда уверена в успехе и есть серьёзные гарантии.
Режиссёр Пит Доктер поставил «Корпорацию монстров», он же является ветераном студии и начинал работать ещё с «Истории игрушек». Помимо этого Доктер ещё и штатный сценарист, а если говорить о его работе над фильмом «Вверх» — он выступил в качестве директора картины и отвечал за постановку. В помощники ему был назначен Боб Патерсон, выступивший в качестве сорежиссёра, но если говорить более точно, то безусловно к проекту он был приставлен, как главный и незаменимый помощник Доктера, ведь одна голова хорошо, а две лучше. Патерсон больше ориентирован на создание анимации — это его главная работа, но помимо этого он участвовал в создании сценария к «Ратую» и «В поисках Немо».
Политика самой студии очень правильна тем, что обкатывает своих сотрудников постепенно, шаг за шагом внедряя их в свои главные проекты, зачастую в качестве посредников, а когда они получают необходимый опыт, им предоставляют больше возможностей. В «Пиксаре» очень дружный коллектив, для которых работа не просто средство заработка денег, а в первую очередь увлечение и хобби, что отражается в самих мультфильмах, которые создаются, как творчество людей, а не просто коммерческая стряпня. В продюсерах «Вверх» значатся Лассетер, Стэнтон и Ривьера, что лишь говорит о том, что новое детище студии выпускается под чутким руководством опытных наставников, поэтому каждый новый мультфильм не опускается ниже определённой черты и всегда держится на стабильном уровне.
Название фильма непримечательно, но уже даёт отсылку не просто на сюжетную идею, но и своеобразную романтику или детскую мечту, ведь полететь вверх на воздушных шарах – одна из первых осознанных мыслей ребёнка, которая быстро сходит на нет уже в школьные годы. Хотя, когда ещё не было самолётов и вертолётов, люди мечтали полететь в небо на крыльях (не понимая утопии подобной затеи), и хоть реальность берёт выше, ностальгией могут проникнуться и взрослые люди.
Главный герой «Вверх», 78-летний старик Карл Фредриксон не просто мечтает улететь к небу на воздушных шариках, он не говорит о своих планах, а просто делает и всё. Фредриксон улетает на своём доме, но его желание вызвано отнюдь не жаждой приключений, а стремлением к покою и отшельничеству. Но даже в небе мечтам старика не суждено сбыться, а попытка уединиться превращается в большое и опасное путешествие.
С самого начала видно, что картина практически лишена динамики и юмора; понятно, что создатели фильма ставят задачу уже в начале показать мотивы, побудившие пожилого человека к затворничеству — подобное не может быть весёлым, и стоит заметить, что с первых эпизодов мультфильм не захватывает внимание. Динамичность и зрелищность наращиваются к середине, когда начинают появляться новые персонажи — они даже вносят особую искру в повествование и наполняют историю жизнью, как, например, собаки с говорящими ошейниками — именно они скрашивают повествование картины и насыщают её яркостью. Идея же самой ленты довольно интересная — показать жизнь старика с его мировоззрением и втянуть в проблемы, которые дадут ему возможность изменить взгляд на мир. Если отбросить фантастические элементы, идея подходит под кинематограф и даже напоминает несколько известных фильмов («Запах женщины» и «Гран Торино»), но в рамках мультипликации и анимации вырастает множество увлекательных идей, недоступных при съёмке обычного художественного кино. «Вверх» — это не типичный современный мультфильм насыщенный юмором, а достаточно серьёзная работа и подход к делу.
По своей артихитектонике мультфильм напоминает короткометражку, обросшую сюжетом, и с помощью новых персонажей открываются новые горизонты для сюжетной линии. В принципе, идея создания мультфильма родилась именно с дома, парящего на воздушных шариках, побудившая цель создателей — бежать от мира и его проблем. С помощью главного героя подобная задумка очень гладко реализуется, сюжет словно сам образуется от вполне естественного хода вещей и появления новых персонажей.
Во многих мультфильмах помимо главных героев есть так называемые «джокеры», созданные для придания повествованию ярких контрастов, которые достаточно быстро превращаются в любимцев публики. Если говорить об этом применительно к «Вверх», то это вне всяких сомнений — пёс Даг и чудо-птица Кевин. Визуально пёс сделан замечательно, а его способность говорить, создаёт фантастический элемент, в который хочется верить. Говорящая собака — это слишком фантасмагорично, а вот новаторский гаджет третьего поколения, позволяющий интегрировать мысли животного в человеческую речь — это интересно зрителю любого возраста.
Главный герой взял черты известных актеров — Спенсера Трейси, Уолтера Маттау и Джеймса Уитмора, а одна из деталей персонажа — большая квадратная голова, скорее всего говорит о желании создателей показать сатиру и тонкий сарказм применительно к сравнению квадратной головы и скверного характера человека. Свой голос Фредриксону отдал пятикратный лауреат «Золотого глобуса» Эд Эснер. Одна же из причин для беспокойства Доктера связана с тем, что в разных странах озвучка повлияет на восприятие зрителем фильма, но это не так сильно распространяется на Россию, ведь у нас фильм озвучил замечательный актер Армен Джигарханян, и справился, стоит заметить, — отлично. Помощник режиссера Боб Питерсон не первый раз участвует в озвучке, на этот раз он озвучил Дага и Альфу, и его энтузиазму стоит позавидовать, ведь он ещё и сценарист фильма. Режиссерская работа Доктера на достойном уровне, отдалённо чувствуется даже его авторский подчерк, но ничего выдающегося, стоит сказать, он не показывает.
Итог: Если сравнивать «Вверх» с другими пиксаровскими творениями, то предыдущие выглядят намного живее и динамичнее, хотя стоит сказать, что новая работа студии держится на стабильном уровне, смотреть могут люди абсолютного любого возраста, и это очень сильно напоминает подход самого Уолта Диснея к созданию мультипликации, который говорил: «Когда мы планируем новый фильм, то не думаем о взрослых и не думаем о детях. Мы думаем о том чистом, неиспорченном мире в глубине нашей души, о котором, возможно, мы забыли из-за нашей жизни, но который помогут вспомнить наши фильмы». Мультфильмы ведь не обязательно должны ставить цель развлекать и веселить, и в этом плане «Вверх» — это анимационное творение с элементом драматизма, но в тоже время с наличием комедийных вклеек. Режиссёрская работа Доктера на достойном уровне, а опытная рука исполнительных продюсеров студии создаёт этому творению стабильный уровень, ниже которого оно не падает.