Перед нами — попытка перенести очередную чисто волшебную, моралитически-выхолощенную сказку — обратно в мир мифа, наполнить её не только моральным содержанием. Ну а поскольку с классическими мифами сейчас тяжело — то на территорию «взрослой» фэнтези.
Увы, попытка эта чересчур походит на фиаско.
Исходные данные — впечатляют.
Ряд очень хороших актеров и актрис — лица на афише вы наверняка узнаете — стараются воплотить образы, и старания эти нельзя назвать халтурой. Несколько молодых лиц тоже пытаются создавать атмосферу и двигать сюжет.
Есть очень и очень хорошие декорации. Взяли несколько известных европейских замков — особенно впечатляет известный восьмиугольник Кастель-дель-Монте — не поскупились на мебель и костюмы. Под актерами видны лошади. Перед нами южная Европа — Испания с Италией, с намеками на юг Франции.
Спецэффекты — достаточны. Нельзя сказать, что они вытесняют декорации, скорее дополняют их.
В качестве сюжета — сплетение трех историй, казалось бы, беспроигрышный вариант, потому как если зрителю наскучит одна, то впечатление от фильма спасет другая.
Наконец, возрастные ограничения 16+ вызваны некоторой долей эротики и жестокости. Режиссер как бы намекает, что миндальничать и вешать повсюду картинки с розовыми пони — не его стиль.
И?
Провал.
Создатели фильма ушли от волшебной сказки, но до толковой фэнтези, до магического реализма — не дотянулись. Герои говорят, думают и действуют — именно как персонажи выхолощенных сказок, в которых самое главное — это мораль и немножечко развлечения. При этом создатели мораль если не убили, то сделали её, скажем так, неочевидной.
«Фэнтези» сосредоточилась в эстетике происходящего на экране — уродство показали с некоторой долей откровенности. И в эстетике же нам довольно прямолинейно навязывают конфликт между прекрасным и безобразным. Причем красота с уродством перемешаны в самых причудливых сочетаниях, с развитием сюжета сталкиваясь и смешиваясь еще больше, а в развязке — несколько «отстаиваясь», как мутная вода в бутылке. Носители одновременно морального и физического уродства должны либо раскаяться и исправиться, либо погибнуть.
Но за эстетическими поисками и сюжетными вариациями (фильм предполагает некое знакомство с западноевропейской сказкой), практически нет второго слоя, который предполагается в фэнтези.
Военный сюжет? Поиски сокровищ или экономические проблемы королевств? Какие-то этнические противоречия? Вопросы промышленной революции? Классовые битвы? Да, эти термины мало подходят для точного описания фэнтези или хотя бы серьезных, многоуровневых мифов — но именно они читаются между строк у Сапковского, ле Гуин, Желязны, Лазарчука... Нет. Попытки притащить на экран стимпанковский водолазный костюм или русского дрессировщика с его медведем — смотрятся не загадкой, а элементарным анахронизмом.
В фильме — не смотря на богатство декораций — удивительно бедный и малопонятный мир. А раз так — создателям почти нечем закрыть паузы между репликами персонажей. Оттого фильм тягуч, действие медленно — это основная претензия к фильму. Кроме того, действия героев выглядят спонтанными — создатели по минимуму раскрывают их внутренние мотивы. Иногда удается достичь эффекта многозначительной недосказанности, а иногда действие провисает и рвется сюжетная нить. Бесконечные паузы и затянутые переходы. Режиссер, имхо, подражает Джармушу с его «Пределом контроля» — но льет своё вино совсем не в те меха. Персонажи одинокими тенями бродят по земле, что-то делают, дергаются, как сломанные механизмы — потому как мимолетные желания и капризы занимают слишком много места в их душах... Финал выглядит скомканным и противоречивым (хотя догадки можно строить, но точного объяснения я не увидел).
Аналогия, которую я бы провел — берутся «Три орешка для Золушки» или «Невеста подземного принца», убивается весь темп, режется сюжет, добавляется эротика и умеренное насилие, делаются получше спецэффекты — вот вам и весь сказ.
Итого: эстетизированное декаденство и косорукость, под негодной маской магического реализма. Оценка 7. Если вы любитель кинофэнтези, обожаете старую европейскую архитектуру или фанат Венсана Касселя — смотреть придется. Если нет — мало что потеряете.