Брюс Стерлинг Восемнадцать


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Vladimir Puziy» > Брюс Стерлинг: "Восемнадцать вызовов современной литературе"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Брюс Стерлинг: «Восемнадцать вызовов современной литературе»

Статья написана 5 июня 2009 г. 01:21

Американский фантаст Брюс Стерлинг (ну вы знаете — «Схизматрица», «Распад», «Машина различий») опубликовал в журнале Wired нечто вроде манифеста. Он несколько экстатический, но все равно любопытный.  Читать лучше в оригинале; перевод может быть неточным.

Восемнадцать вызовов современной литературе.

1. В основе литератур лежат национальные языки; современное общество глобализовано и полиглотно.

2 Общераспространенные средства повседневного общения – сотовые телефоны, социальные сети, потоковое видео – дотягиваются до тех местностей, куда нет хода печатным текстам.

3 Системы, обеспечивающие защиту интеллектуальной собственности, не работают.

4 На средства промоушна, дистрибуции и розничной торговли в книжном бизнесе нельзя положиться в той степени, что в прежние времена.

5. Производство печатных книг — устаревшая, токсичная и неадекватно затратная отрасль промышленности.

6. Демографическое ядро потребителей печатных медиа стареет быстрее, чем население в целом. Проблемы, которые испытывают печатные книги и газеты, решаются за счет урезания гонораров молодых писателей-дебютантов.

7. Медиа-корпорации работают на основе никудышных бизнес-моделей; оптимизированная в экономическом смысле «культурная индустрия» активно враждебна переживающим всплеск активности аспектам общечеловеческой культуры.

8. «Длинный хвост» разделяет аудитории на мелкие враждующие группы, подрывает возможность установления общих критериев и размывает незыблемость литературной репутации.

9. Переведенное в цифровой вид всеобщее достояние трансформирует традиционное литературное наследство в огромную бесплатную, портативную, легко доступную базу данных, коренным образом трансформирующую отношение читателя к литературе.

10. Современная литература не в состоянии произвести востребованное всеохватное, не форматное произведение; все основные бестселлеры последнего времени вышли из того, что раньше считалось жанровыми нишами — таких как фэнтези, любовный роман и подростковая литература.

11. Барьеры, препятствующие публикации, разрушены – и таким образом открыты проходы для гигантских потоков пара-литературы и\или вообще нелитературного текстуального самовыражения.

12. Алгоритмы и социальные медиа заменяют работу редакторов и издательств; тексты, сгенерированные коллективами сетевых авторов, заменяют тексты, возникшие в результате индивидуального авторства.

13. «Конвергенционная культура» сглаживает ранее значимые различия между медиа; книги становятся всего лишь одним-из, второстепенным аспектом гигантских франшиз: твиттер/блог/комикс/компьютерная игра/саундтрек/телевидение/кино и проч.

14. Изменчивые интерфейсы компьютеров и сотовых телефонов становятся главными в мире средствами доступа к культуре. Наборные системы влияют на медиа, делают их частью своего собственного гибридного, креольного образа.

15. Ученые , погруженные в соответствующие отрасли знаний, становятся виртуальной интеллигенцией — связанной системой перекрестных ссылок, компетентной во всем понемногу.

16. Академическая образовательная система подвергается колоссальной инфляции, становится гигантским мыльным пузырем.

17. Гражданская холодная война, которая разводит участников по противоположным сторонам, вредна для интеллектуальной честности.

18. Готичная судьба бедной скончавшейся в корчах Поэзии – быть призраком на этом медленно затухающем празднестве.

— — —

Взято отсюда: http://www.afisha.ru/blogcomments/4608/#comments, по наводке Dickens-а. Слова насчёт «экстатичный» и пр. -- цитата из того же источника («Афиша»).





242
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение5 июня 2009 г. 01:26
Прямо киберпанк какой-то. Оказывается, он не только так пишет, но и думает так же. :-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 июня 2009 г. 01:28
Дык! Эти тезисы во многом пересекаются с его ярчайшим выступлением, которое было на нынешнем «Евроконе» во Фьюджи. Дядька жжёт по полной, куда там большинству наших «властителей дум». Умеет преподать себя, говорит то, что думает, и делает так, как говорит. Язва, конечно, страшная, но без ненависти к людям.


Ссылка на сообщение5 июня 2009 г. 01:33
Это очень хорошие тезисы, надеюсь, у него хватит сообразительности написать на эту тему книжку в популярном нынче жанре научпопа и выгодно ее продать , используя при этом все возможности гигантских франшиз, наклепать на эту тему комикс, написать к ней саундтрек, продать права на экранизацию, и создание на ее почве компьютерной игры :-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 июня 2009 г. 01:37
:-)))


Ссылка на сообщение5 июня 2009 г. 07:29
Мерси за ссылку. Часть этого я точно слышал во Фьюджи, но такие вещи полезно перечитывать.


Ссылка на сообщение5 июня 2009 г. 08:14

цитата

Системы, обеспечивающие защиту интеллектуальной собственности, не работают


К тому же: большое количество открытых архивов статей в научной среде ускоряет агонию печатной научной периодики...


Ссылка на сообщение5 июня 2009 г. 11:03
Браво! Глаголом жжот! И ведь прав во всем (в некоторых аспектах я, правда, не ориентируюсь). Пункт 9 реализован Стерлингом в Биче небесном. Там это состоялось между 2015 и 2020 годом.
Частично это пересекается с некоторыми его прежними выступлениями и публикациям, но в таком сводном виде встречается впервые. Мудрый мэн! И мастак манифесты писать. Манифест киберпанков он написал эдак 25 лет назад. И запал до сих пор не истлел!


Ссылка на сообщение5 июня 2009 г. 11:32
Все эти тезисы — ярко, броско, и во многом неправда.
Особенно п.18, да и п.10 — тоже.


Ссылка на сообщение5 июня 2009 г. 14:18
Грустно, но, похоже, в целом справедливо. Лишь по поводу пункта номер 10 согласен с Veronika .
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 июня 2009 г. 18:04
а я как раз согласен с п.10; назовите современного «всеохватного» автора со «всеохватным» (хотя бы три-четыре социально-культурных слоя) произведением?
 


Ссылка на сообщение6 июня 2009 г. 14:05
Для ясности: что именно вы подразумеваете под «соц-культурным» слоем?


Ссылка на сообщение5 июня 2009 г. 22:43

цитата Стерлинг

1. В основе литератур лежат национальные языки; современное общество глобализовано и полиглотно.
Современное общество тяготеет к распаду на почти замкнутые социально-культурные ниши.Культурные общности распадаются. То, что шведы, датчане индийцы и израильтяне знают английский, еще не означает «полиглотности», т.к. процесс односторонний. Наоборот, англоязычный издатель не в восторге от переводов.

цитата Стерлинг

5. Производство печатных книг — устаревшая, токсичная и неадекватно затратная отрасль промышленности.
Производство электронных читалок — на порядок более токсично. Их истинную себестоимость не знает никто.

цитата Стерлинг

Проблемы, которые испытывают печатные книги и газеты, решаются за счет урезания гонораров молодых писателей-дебютантов.
Он это как редактор говорит?

цитата Стерлинг

оптимизированная в экономическом смысле «культурная индустрия» активно враждебна переживающим всплеск активности аспектам общечеловеческой культуры
Киберпанк форевер — а по-моему, наоборот. Слишком много пены.

цитата Стерлинг

8. «Длинный хвост» разделяет аудитории на мелкие враждующие группы, подрывает возможность установления общих критериев и размывает незыблемость литературной репутации.
См.пункт первый.

цитата Стерлинг

9. Переведенное в цифровой вид всеобщее достояние трансформирует традиционное литературное наследство в огромную бесплатную, портативную, легко доступную базу данных, коренным образом трансформирующую отношение читателя к литературе.
литрес готов это исправить.

цитата Стерлинг

12. Алгоритмы и социальные медиа заменяют работу редакторов и издательств; тексты, сгенерированные коллективами сетевых авторов, заменяют тексты, возникшие в результате индивидуального авторства.
Меньше в сетевые игрушки надо играться. :-((( Не заменяют. Не вытесняют. Пример — лживая и неточная Вики. Скучнейшие романы буриме. рубрика «Давайте писать вместе» на Фантлабе.

цитата Стерлинг

книги становятся всего лишь одним-из,
Не «становятся», а «остаются». Как и в начале ХХ века, когда никто не сравнивал спектакль, клубные собрания и книгу. Более того, комикс/манга обращен к другому отделу мозга, чем просто книга.

цитата Стерлинг

Изменчивые интерфейсы компьютеров и сотовых телефонов становятся главными в мире средствами доступа к культуре. Наборные системы влияют на медиа, делают их частью своего собственного гибридного, креольного образа.
Растолкуйте. Что в этом такого, что потребовало спецпункта?

цитата Стерлинг

15. Ученые , погруженные в соответствующие отрасли знаний, становятся виртуальной интеллигенцией — связанной системой перекрестных ссылок, компетентной во всем понемногу.
По поводу таких «ученых» хорошо высказался Крайтон в послесловии к «NEXT».

цитата Стерлинг

16. Академическая образовательная система подвергается колоссальной инфляции, становится гигантским мыльным пузырем.
А кто виноват?

цитата Стерлинг

17. Гражданская холодная война, которая разводит участников по противоположным сторонам, вредна для интеллектуальной честности.
Ну и? А как же «глобализация»?

цитата Стерлинг

18. Готичная судьба бедной скончавшейся в корчах Поэзии — быть призраком на этом медленно затухающем празднестве.
Да, упадок поэзии очевиден. С другой стороны, поэтическое слово всё больше уходит к истокам — т.е. к музыкальному исполнению.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 июня 2009 г. 22:47

цитата ааа иии


Растолкуйте. Что в этом такого, что потребовало спецпункта?


:-))) На всякий случай: я не Стерлинг.
 


Ссылка на сообщение5 июня 2009 г. 22:50

цитата Vladimir Puziy

я не Стерлинг.
и образ мысли не близок?
 


Ссылка на сообщение5 июня 2009 г. 22:54
И в ночь с такого-то по такое-то был дома, гражданин начальник. ^_^ Вот и свидетели имеются.
 


Ссылка на сообщение5 июня 2009 г. 23:24
Литрес как раз частный случай использования «старой» юридической модели защиты произведений.


Ссылка на сообщение5 июня 2009 г. 22:53
И кому от этого плохо? Мне? Вам? Да нисколько.
Да, конечно, речь идет о Глобальном Кризисе Культуры, который касается мизерного процента человечества, проживающего на сравнительного небольшом участке Земли. Об этом кризисе нам расказывает представитель Великой Литературной Нации, основным литературным произведением которой уже 60 лет остаются комиксы о Супермене. Это жестокий Глобальный Кризис Культуры вызван все теми же закономерностями, которыми обусловлен нынешний банковский кризис, и которые выражаются старой истиной — на грош пятаков не купишь. Надо хорошо и прилежно учиться, надо много и тяжело работать, надо старательно развивать свои навыки и таланты с тем, чтобы добиться хоть какого-то успеха.
Литература, как и стоительство жилья, допускала некий кредит доверия в первую очередь создателям печатной продукции — авторам, редакторам, издателям и проч. Кредит исчерпался. Наступил кризис ленивых авторов, их необразованых редакторов, недалеких издателей и проч. Ну и что? Что, через 5 лет никто книги Пелевина покупать не будет? Или Дьяченок с Лукьяненками? Даже их покупали и будут покупать, не говоря уже о всяких Донцовых и Ко. Так где кризис то?

П.С. rusty_cat Б.Акунин. «Турецкий гамбит» и другие приключения Эраста Фандорина. Есть на сайте.


Ссылка на сообщение8 июня 2009 г. 00:19
Спасибо вам огромное! Для меня любая заметка о любимых киберпанк-писателях — настоящий праздник :beer:


⇑ Наверх