Что сказать? Впервые за много-много месяцев мне было так интересно, что я забыла о сне и читала каждый день до середины ночи, пока не закрывались сами собой глаза. И не могла дождаться вечера, чтобы снова читать. Оказывается, интересно можно писать без набивших уже оскомину катастроф и страдающих героев. Можно писать иронично и легко, и не проливать реки крови ради поддержания интереса. Поэтому с радостью рекомендую всем любителям хорошего чтения первый роман «Хроник Кэдвалла» Джека Вэнса «Станция Араминта»
Джек Вэнс «Станция Араминта» |
Стоит сказать, что Кэдвалл на фоне многочисленных безумных социальных и философских экспериментов Гаеана — место тихое, патриархальное и застойное. Здесь, по большей части, свято блюдут старые обычаи, дисциплину и субординацию. Но и в этом провинциальном «болоте» случаются непредвиденные происшествия, раскрываются заговоры, совершаются преступления и кипят политические страсти.
Для младшего члена клана Клаттуков Глауена жизнь начинается не очень хорошо. Трудно полукровке занять подобающее место в семейной иерархии. А тут еще обычные подростковые проблемы, одинаковые и для жителя первобытной пещеры, и для обитателя далекой космической колонии: учеба, отношения с отцом, сверстниками, первая любовь, выбор профессии.
Сначала, кажется — это неспешный роман взросления: юный герой учится, бегает на свиданья к девушкам, волнуется об экзаменах. Но постепенно в сюжет вплетается детективная нотка: наш герой уже как молодой сотрудник местной полиции занимается расследованием нападений на женщин, отправляется во вражеский стан на разведку, а затем и во внешний мир за кусочками головоломки, где с ним случается множество событий вплоть до плена, предательства и изощренных искушений.
Тогда может это детектив? Но, нет, постойте. Тут опять много социального: различные варианты организации общества, правовых систем, философских идей. Чего только стоит система правления Кэдвалла с ее кланами и баллами, определяющими положение в обществе. Или быстрое и беспощадное правосудие, когда за большую часть преступлений есть только одно наказание — смертная казнь. И ведь самое удивительное, попутешествовав с героем по разным планетам и поселениям, познакомившись с самыми разными культурами и популяциями мозговых тараканов, начинаешь симпатизировать стойкому консерватизму обитателей станции Араминта, их основательности, прагматизму и некоторой суровости.
Так что же, это опять социальная фантастика? Ну что вы, если только не считать таковой этот яркий карнавал, полный иронии и насмешек над политиками, демагогами всех мастей, феминистками, самовлюблёнными актерами и актрисами, лицемерными морализаторами и доморощенными философами. Над всеми, кто умудряется день за днем транслировать на всю Вселенную свои комплексы, детские страхи и бредовые идеи, упиваясь вниманием и купаясь в скандалах. Или над теми, кто заботливо пестует своих внутренних тараканов, подкармливая их бредовыми фантазиями или обидами на весь мир. Ведь никогда не знаешь, чего ждать от таких: то ли строительства гигантских мостов для разъединения враждующих варварских племен, то ли оргии немного спятивших от отсутствия мужской ласки ярых сторонниц чистоты, непорочности и стирания границ между инь и янь.
Замечательное произведение, смешавшее множество разных направлений, переменчивое, подвижное, развивающееся вместе со своим героем. Яркий карнавал красок, где гротеск вполне себе мирно уживается с реальностью. Заставляющее то замирать в предвкушении ответов на множество вопросов, то хихикать от узнавания под фантастическими масками жизненных ситуаций и вполне современных персонажей, то вчитываться внимательно в строки, пытаясь найти подсказку или намёков, то возвращаться к прочитанному, в основном, чтобы вновь изучить детали и события и понять, где же ты пропустил главное, отвлекшись на второстепенное.