Г Л Олди Призраки


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Г. Л. Олди» > Г. Л. Олди, "Призраки Ойкумены": рецензия "Мира фантастики" (июнь).
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Г. Л. Олди, «Призраки Ойкумены»: рецензия «Мира фантастики» (июнь).

Статья написана 1 июня 2015 г. 07:59

Призрак убитой Энкарны де Кастельбро преследует пассажирский коллант, а за её горюющим супругоДиего Пералем охотятся спецслужбы Великой Помпилии, учёные гематров и сами потерявшие покой коллантарии.

Первая часть «космической серенады», выстроенная по законам авантюрной пьесы, обрушила на голову главного героя Диего Пераля столько приключений и невзгод, что кажется, дальше уже некуда. Возможно, поэтому во второй части с нашим фехтовальщиком, по сути, ничего не происходит, кроме перемещений в космическом пространстве и нескольких дуэлей, причём не только на шпагах и не только в материальном мире. Характер персонажа, изначально словно бы отлитый из бронзы, немного подёрнулся патиной горя и жажды мести, но принципиальных изменений не претерпел.

Тем интереснее следить за тем, что происходит не с персонажем, а вокруг него. Вселенная теперь припасла для героя не новые проблемы, а загадки. Причём сам Диего Пераль, человек с рапирой, — самая большая загадка...

Чтобы её разгадать, не хватает даже совокупного интеллекта гематра-коллантария Гиля Фриша (того самого, жизнь которого спас Пераль в начале первой книги) и варвара-профессора Штильнера, посвятившего жизнь изучению флуктуаций континуума. Здесь снова всплывает похороненная было в недрах самого первого тома «Ойкумены» идея о разумности флуктуаций и их желании установить контакт с людьми. Но все хитросплетения истории, связанной с флуктуациями, коллантами и мёртвой Энкарной, которая «под шелухой» снова оказывается живой, мы раскрывать не будем. Потому что это самое интересное и многообещающее — на третью книгу романа мы заранее возлагаем надежды.

Благодаря постоянному интересу к загадке «колланта с призраком» оторваться от книги сложно. А тут ещё и война спецслужб: помпилианцы против гематров, причём в стройных рядах как одних, так и других нет единства относительно того, кто такой или что такое Диего Пераль и что с ним делать. И намёк на романтическую линию, на странный кривобокий треугольник с участием Пераля, Джессики и Фернана, чья драматическая история впечатляет не меньше истории главного героя. В общем, книга читается влёт и не отпускает ещё долго после того, как перевёрнута последняя страница.

Казалось бы, театральность и нарочитость первой части окончательно ушла на второй план под натиском шпионских и научных страстей. О драматургической стороне авторского дарования напоминают только контрапункты «космической серенады» — стихотворные отрывки из пьесы маэстро Пераля, отца Диего. Но не случайно метафора «Ойкумена – театр» как бы невзначай появляется в мыслях Пераля именно в этой книге. Авторы, сами себя называющие «театром, который начинается с вешалки», не могут удержаться от искушения выстроить красивую мизансцену, выписать хлёсткий сценический диалог, расставить фигуры на шахматной доске Ойкумены особенно изящным образом. Явно театральную пару составляют «закадычные враги» Диего и дон Фернан: первый после гибели возлюбленной носит только чёрное, второй ходит в белом. Неожиданно овеществляется метафора религиозного героя, называвшего флуктуации бесами, — действительно, что-то бесовское в их странном, но разумном поведении есть. Становится реальностью и другая метафора, которой любят описывать отношения бойца и его оружия: «они словно одно целое» или «рапира — продолжение его руки»... Но этот намёк мы тоже развивать не будем, ибо это был бы один из самых мощных спойлеров.

Ах да, вишенкой на торте красуется Сечень — роскошная, с любовью и иронией выписанная псевдославянская планета с культурой помещичьей России времен крепостничества и хруста французской булки. Фирменное чувство юмора Олди не потеряют никогда.

ВСТРЕЧА СТАРЫХ ДРУЗЕЙ

В «Побеге на рывок» действуют несколько персонажей, знакомых читателям по предыдущим книгам «Ойкумены». Марк Кай Тумидус из «Дикарей Ойкумены», Давид и Джессика Штильнер (уже взрослые) из первой книги цикла, их отец профессор Штильнер, гематр-миллионер Лука Шармаль... А один из членов пассажирского колланта, помпилианец Спурий Децим Пробус, был эпизодическим персонажем «Дикарей...» — настолько эпизодическим, что о нём авторам пришлось напоминать устами Марка Тумидуса.

Вердикт

В этой книге цикла история об Ойкумене, коллантах и разумных флуктуациях континуума поднимается на принципиально новый уровень. С нетерпением ждём развязки.

Итоговая оценка: 9 баллов из 10!





236
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение1 июня 2015 г. 11:38
Когда?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение1 июня 2015 г. 11:42
Обещают в этом месяце.


Ссылка на сообщение1 июня 2015 г. 13:34
Рецензия есть, а книги еще нет. :-( Подождем...8:-0
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение1 июня 2015 г. 13:40
Журнал хочет выпустить рецензию в том же месяце, в котором издатель планирует выход книги. Но журнал выходит раньше. :-)


Ссылка на сообщение1 июня 2015 г. 16:10
Что-то Олди в последнее время полюбили оживлять девушек главных героев :-) Инес в «Циклопе» тоже «не совсем» умерла.


Ссылка на сообщение2 июня 2015 г. 12:49
Жду с нетерпением :)


⇑ Наверх