Давно известно, что люди в возрасте больше склонны к жизни воспоминаниями, чем реальностью.
Не избежал этой участи и Стивен Кинг, которому в этом году исполнятся 68 лет, и многие последние работы которого связаны с его прошлым.
Взять хотя бы романы «Под Куполом» и «11/22/63», задуманные Королем Ужасов еще на заре его писательской карьеры, но воплощенные на бумаге всего лишь несколько лет назад.
А для того, чтобы перечислить многочисленные факты биографии автора, вставленные им с небольшими изменениями в свои произведения, и вовсе понадобится отдельная книга.
Например, давно известно, что в последний год учебы в старшей школе Лисбон-Фоллс, Кинг подрабатывал на ткацко-прядильной фабрике «Ворамбо». Полученный там опыт лег в основу рассказа «Ночная смена», действие которого разворачивается на безымянной ткацко-прядильной фабрике в городке Гейтс-Фоллс.
Или можно обратиться к роману «Возрождение», главный герой которого по имени Джейми Мортон, увлекшись еще в подростковом возрасте игрой на ритм-гитаре, посвящает музыке всю свою жизнь. Причем, увлечение это начинается с попытки исполнить песню «Cherry, Cherry» Нила Даймонда.
В данном случае, мы уже имеем отсылку к опыту игры Кинга на ритм-гитаре в рок-группе «The Rock Bottom Remainders», начавшейся с разучивания как раз таки «Cherry, Cherry» — первого большого хита Даймонда, названного журналом «Rolling Stone» «одной из величайших трехаккордных песен всех времен».
Но вернемся к книжному персонажу, судьба которого еще раньше, чем с миром музыки, сводит со священником Чарльзом Джейкобсом, увлекающимся, несмотря на род своей деятельности, научными исследованиями природы электричества и практических возможностей его применения в повседневной жизни.
Именно его поступок становится причиной разочарования в вере Джейми Мортона, что в свою очередь приводит к постепенной потере им моральных ориентиров и позволяет ему, подобно многим рок-музыкантам, «пуститься во все тяжкие».
Но единожды появившись и исчезнув, Джейкобс словно не отпускает своего любимчика из Братства методистской молодежи, возвращаясь в жизнь Мортона и принося в нее очередное зло под видом доброты и участия. А куда уж выстлана дорога благими намерениями, мы с вами и так прекрасно знаем…
Подробно останавливаться на событиях, произошедших с героями на этой дороге я по понятным причинам не буду, поэтому напишу несколько слов обо всем остальном.
Многие прочитавшие роман сетуют на схожесть действующих лиц романа и его некоторых ключевых эпизодов на действующих лиц и эпизоды из более ранних произведений Мастера. В общем-то я могу согласиться с этим утверждением, но с оговоркой, что характеры всех основных персонажей «Возрождения» получились очень даже яркими и объемными. Говорить о таком халтурном отношении к личностям главных героев как в книге «Доктор Сон» в данном случае не приходится.
Так же как и об обилии «воды», несущей слабую смысловую нагрузку. Все описания, детали и рассуждения были строго по делу.
По объему роман вышел не очень большим в сравнении со многими последними книгами автора и лично мне напомнил расширенную повесть, которая по своему душевному настроению и легкой камерности (мест действия в «Возрождении» не так уж и много) заставила меня вспомнить другой маленький роман Кинга «Страна радости», тем более что сам парк развлечений там упоминается.
Если подробнее коснуться настроения книги, то особый вклад в его формирование внесли подробные описания становления и развития рок-карьеры Джейми Мортона, которые лично мне, как поклоннику самых разных музыкальных направлений (в том числе и рока), было весьма интересно прочесть.
Безусловно, книгу нельзя назвать шедевром, но крепкой работой вполне можно.
И хотя обычно на обложках печатают короткие рекламные отзывы, очень часто обманывающие читательские ожидания, с одним таким отзывом на обложке отечественного издания «Возрождения» я полностью согласен: «Это трогательный, завораживающий и пугающий роман».
Но пугающий не какими-то ужасными подробностями, которых в нем хватает, а картиной загробного мира, пусть и грубо, но все равно достаточно ярко, нарисованной автором в финале произведения.
И в этой связи остается только порадоваться, что людям не дано знать, что их ждет «по ту сторону» жизни.
Оценка: 8/10.
P.S. Вспоминая о начале своего знакомства с Джейми Мортоном, Джорджия Донлин говорит, что он «был похож на Билли Айдола, которого вываляли в канаве».
В прошлом у реального певца Билли Айдола, имя которого в основном ассоциируется с панк-роком, и правда была не простая музыкальная карьера, чуть не стоившая ему жизни в середине 90-х годов из-за двух передозировок наркотиками.
Однако пройдя курс лечения и реабилитации, он смог избавиться от своей пагубной зависимости и даже выпустил пару альбомов, последний из которых вышел в 2014-м году под названием «Kings & Queens of the Underground» и многие песни которого пропитаны ностальгией Билли по светлым моментам его прошлого и верой в то, что не все еще кончено и что жизнь продолжается.
Альбом был тепло принят многими музыкальными критиками, да и мне он тоже очень понравился.
Особенно композиция «Postcards From The Past», являющаяся умелой переработкой главного хита Айдола «Rebel Yell».
Так что я всячески советую вам послушать эту работу одного из самых неоднозначных рок-музыкантов 1980-х.