Второго предвоенного автора, Яна Вейсса/Jan Weiss, я умышленно не назвал раньше, хотя он начал писать в междувоенный период. Его творчество укладывается в рамки так называемого социалистического реализма, чего не скажешь о творчестве всех других его ровесников. Уже в 1927 году он опубликовал сразу три книги: романы «Barák smrti/Барак смерти», «Fantóm smichu/Фантом смеха» и сборник рассказов «Zrcadlo, které se opožduje/Зеркало, в котором отражения появляются с опозданием», в 1929 году – роман «Dům o 1000 patrech/1000-этажный дом (Дом в 1000 этажей)». Однако его послевоенное творчество сильно отличается от довоенного в качественном отношении, поскольку автор приноровился писать «под читателя».
Тут надо сказать, что 1945 – 1948 годы весьма существенно отразились в истории чешской фантастики. В этот период появилось несколько подававших надежды имен, среди которых стоит особо отметить имя P. В. Фаухара/R. V. Fauchar (совместный псевдоним Ченека Хароуса/Čenĕk Charous и Рудольфа Фаукнера/Rudolf Faukner), автора аж пяти книг технологической научной фантастики: «Himalajský tunel/Гималайский тунель» (1946), «Narovnana zemĕkoule/Выравненный земной шар» (1946);
а также «Záhada roku 2345/Тайна 2345 года» (1946), «Ural-uran 235/Урал-уран 235» (1947) и «Kdo byl Sattrech?/Кто это -- Саттрех?» (1947).
(Продолжение следует)