Моя беседа с Олегом


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Lartis» > Моя беседа с Олегом Радзинским, которой я дал бы ещё один заголовок: "Как ни крути"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Моя беседа с Олегом Радзинским, которой я дал бы ещё один заголовок: «Как ни крути»

Статья написана 6 апреля 2015 г. 12:02
Размещена:

http://ic.pics.livejournal.com/lartis/1268803/23961... » target="_blank»>Радзинский» src=http://ic.pics.livejournal.com/lartis/1268803/23961... » title="Радзинский» />


Олег Эдвардович Радзинский родился в 1958 году в Москве. Окончил филологический факультет МГУ. Поступил в аспирантуру, но в 1982 г. был арестован и осужден по обвинению в «антисоветской агитации и пропаганде». Лефортовская тюрьма, потом срок заключения на строгом режиме в Томской области, ссылка. Был освобождён в 1987-м, в том же году уехал в США. Окончил Колумбийский университет по специальности «международные финансы». Работал на Уолл-стрит, был управляющим директором шестого по величине европейского банка. В 2002-м вернулся в Москву, чтобы возглавить Совет директоров российского мультимедийного холдинга Rambler. Оставался на этом посту до 2006 года. В настоящее время живёт попеременно то во Франции (Ницца), то в Шотландии (Эдинбург).


Похоже, занимая высокие финансово-административные посты, Олег Радзинский в душе всегда оставался филологом и литератором. Свои первые рассказы (они составили авторский сборник «Посещение», вышедший в 2000 г.) он писал в 1985 г. в ссылке, пряча рукопись в поленнице дров. Ещё три книги Радзинского вышли уже после того, как он отошёл от дел: мистический роман «Суринам» (2008), сборник повестей и рассказов «Иванова свобода» (2010), фантастический роман «Агафонкин и время» (2014). Все они написаны талантливо и необычны настолько, что ПИТЕРbook попросил Владимира Ларионова поговорить с их автором.



В.Л.: Олег расскажите о своём детстве. Оно в Москве прошло?


О.Р.: В Москве — до трех лет. А в три года у меня диагностировали тяжелую астму и рекомендовали море. Родители увезли меня в поселок Аше Лазаревского района, где сняли комнату у милых людей — тети Фатимы и дяди Ислама. Сначала со мной жила мама, потом бабушки — по очереди, потом тетя, а иногда меня оставляли на тетю Фатиму и ее троих дочерей. До шести лет я рос среди черкесов с редкими наездами в Москву. Я сносно говорил по-черкесски, до заморозков ходил босиком, ездил со старшими мальчиками «в ночное» — пасти лошадей, до конца октября купался в море. В шесть лет меня вернули в столицу — готовить к школе. В Москве было скучно и серо. Вокруг говорили только по-русски и о чем-то непонятном: книгах, театре, Брежневе. Никто не говорил о лошадях и расписании остановок поездов на перегоне — выносить фрукты туристам. Неинтересная жизнь.


В.Л.: Пишут, что вы провели два года в гипсовом корсете. Что случилось?


JО.Р.: Мне только исполнилось 12. Выпрыгнул из окна на даче — с первого этажа, неудачно приземлился — на два металлических штыря, торчащие из асфальта. Результат — перелом позвоночника. В гипсе я, кстати, был один год, но до этого полгода лежал без движения в больнице «на вытяжке»: с поясом, к которому были прикреплены гири.


В.Л.: Как выдержали?


О.Р.: «Выдерживать» было нечего: дети обладают способностью воспринимать происходящее как обыденное. Реальность как данность .


В.Л.: Я слышал, ваши родители были знакомы с братьями Стругацкими...


О.Р.: Да, отец тесно общался со Стругацкими, когда жил в Ленинграде в конце 60-х — начале 70-х. Мама, работавшая в литературно-драматической редакции Центрального ТВ в Москве, даже пыталась вместе с Аркадием Натановичем сделать инсценировку по одному из их произведений. Начальство, впрочем, инсценировку не позволило.


В.Л.: Ваш роман «Агафонкин и время» номинирован на Международную премию им. Аркадия и Бориса Стругацких. Дмитрий Быков писал, что в нём вы «продолжаете линию поздних Стругацких». А как вы относитесь к творчеству братьев?


О.Р.: Стругацкие определили возможности фантастики как социального жанра в СССР. Они сформировали иносказательность альтернативных миров как метафору разных аспектов советской жизни. Кроме того, их фантастика была тесно переплетена с реальностью и, таким образом, сильно отличалась от доминирующей в то время американской фантастики — Бредбери, Азимова, Сагана, где действие в основном происходило на других планетах, где земляне сталкивались с чужим космосом и пытались им овладеть. У Стругацких «чужое», иное приходило на Землю, и с этим нужно было жить, как в «Пикнике на обочине». Это чужое пыталось нас колонизовать, и человек должен был научиться оставаться человеком перед лицом этого чужого.


В.Л.: И всё-таки — на вас творчество Стругацких как-то повлияло? «Продолжаете линию»? Или не более, чем «линию» любого другого классика?


О.Р.: Безусловно повлияло, особенно «Трудно быть богом», «Пикник на обочине», «Понедельник начинается в субботу» и, конечно же, «Град обреченный». Особенно «Град обреченный». Линию не продолжаю, ибо бесполезно продолжать чужие линии, нужно искать свои.


Полностью опубликовано в журнале ПИТЕРbook:
http://krupaspb.ru/piterbook/author.html?nn=34&ord=...


Фрагмент моей беседы с О.ОР., не вошедший в публикацию: http://lartis.livejournal.com/1038125.html


О книгах Олега Радзинского: http://www.fantlab.ru/blogarticle35886
О книге О.Радзинского «Агафонкин и время»: http://www.fantlab.ru/blogarticle34647




676
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение6 апреля 2015 г. 13:05
Спасибо!


Ссылка на сообщение6 апреля 2015 г. 13:39
Спасибо, очень интересное интервью.


Ссылка на сообщение6 апреля 2015 г. 14:00
Вау! Содержательно. Побежал читать полную версию.


Ссылка на сообщение6 апреля 2015 г. 14:37
Спасибо, интересно очень. Тоже удаляюсь за полной версией.


Ссылка на сообщение6 апреля 2015 г. 20:01

цитата Lartis

«Продолжаете линию»?

Сдаётся, что линия Радзинского ближе к линии Пелевина, чем Стругацких.
(За интервью — большое спасибо!)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 апреля 2015 г. 23:43
И всё-таки у Олена Радзинского — «своя линия», которую он гнёт.
 


Ссылка на сообщение6 апреля 2015 г. 23:50
С этим не спорю, но литературных родственников поискать вполне можно. Меня просто удивило, что сравнивают именно со Стругацкими, тогда как это далеко не самая очевидная ассоциация.
 


Ссылка на сообщение7 апреля 2015 г. 00:57
Это Дима Быков сравнил, с него и спрос. Но универсальная формула братьев «Чудо-Тайна-Достоверность» Радзинским вполне соблюдается.
 


Ссылка на сообщение7 апреля 2015 г. 02:01
На то она и универсальная! :-)


Ссылка на сообщение7 апреля 2015 г. 15:49
Знакомство с творчеством О.Радзинского запланировал уже давно. Спасибо за напоминание. Очень ёмкое интервью получилось, чувствуется серьёзный подход писателя к своему занятию.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 апреля 2015 г. 23:59
Спасибо!


⇑ Наверх