Более краткие версии рецензий впервые опубликованы в журнале "Мир фантастики", январь и февраль 2009 соответственно.
[IMGLEFT]http://fantlab.ru/images/editions/big/24841
[/IMG][/work]Когда на обложке книги написано «фантастический боевик», а в названии есть слово «десант», то здесь просто обязаны быть мускулистые супергерои, злобные инопланетяне и много-много стрельбы. «Десант на Сатурн» в этом плане оказался полным разочарованием, ибо он не похож на типичный экшен.[/p]Человечество находится под мягким контролем Ирмы, системы искусственного интеллекта. Трудятся специально созданные существа, механорги, а люди ведут «растительное» существование — занимаются спортом, развлекаются в виртуале, в общем, отдыхают. Естественно, есть и бунтари, не согласные с установленным порядком.
Сколько уже было подобных произведений — не сосчитать. Но авторы не пошли проторенным путем, их мир — не антиутопия, с которой борются герои-одиночки, а утопия, которую герой-одиночка защищает. Зовут его Наладчик, и он триста лет следит за тем, чтобы все шло по плану. Вот эта идея и вызывает наибольшие сомнения. Даже если представить, что утопия возможна за счёт механических созданий, оберегающих человечество (привет Р. Дэниэлу Оливо!), то контроль над цивилизацией в руках одного человека — крайне неэффективный механизм (что, кстати, непрофессиональными действиями Наладчика в романе и подтверждается). И подобных моментов в книге настолько много, что возникает подозрение, а не осознанно ли авторы вводили в текст спорные концепции, чтобы "расшевелить" читателя и заставить задуматься, а можно ли было при тех же начальных условиях поступить по-другому, сделать лучше?
Персонажей в книге, кроме Наладчика, немало, но, герои — явно не самая сильная сторона книги. Если злодей — то обязательно болтающий, какой он ужасный. Образы "наших" не лучше — каждый первый если не компьютерный гений, так точно со сверхспособностями. И авторские объяснения, почему герои именно такие, ситуацию не улучшает. Так и хочется сказать: «Не верю!».
Сюжет крепкий, но не сказать, чтобы мгновенно захватывал. Видно, что роман дебютный — авторы хотят сказать настолько много, что получается каша. Описать в одном романе нестандартную мировую утопию, проблемы развития человечества, борьбу с системой и многое другое так, чтобы одновременно и дух захватывало, и на мысли разные наводило, — дерзкий замысел. Но реализация подкачала. Зачем было добавлять к и без того полноценному тексту инопланетян и киборгов-человеконенавистников. Вдобавок, середина романа оказалась заметно слабее остальных частей книги, и только флэшбэки о пути от нашего мира к цивилизации механоргов, её хоть как-то вытягивают.
Итог: если разложить роман на составляющие, то выходит не самая приглядная картина. Если же просто читать, не занимаясь кропотливым анализом, то перед нами — очень даже неплохая научная фантастика. Но главное — с авторами есть о чем спорить, не соглашаться, искать свои варианты. Согласитесь, не часто такое встретишь в боевике!
[IMGLEFT]http://fantlab.ru/images/editions/big/24843
[/IMG][/work]После событий предыдущего романа прошло без малого двадцать лет. Утопия сохранилась, ИскИн Ирма продолжает оберегать человечество, а жизнь немыслима без механоргов. Но есть и изменения. Вновь введено обязательное образование, частично разрешены пилотируемые полеты, создаются новые космические станции. Эпоха бездействия прошла, человечество постепенно становится самим собой.[/p]Новой эпохе — новые противники. «Сопротивленцы» наносят удар по системе, что приводит к фатальным последствиям. События разворачиваются параллельно в нескольких местах. В космосе сын главного героя первой книги по просьбе Наладчика старается выявить диверсантов на идущем к Меркурию лайнере. А на Земле после уничтожения управляющего центра Ирмы начинается война между механоргами и людьми. Вдобавок появляются странные посланники в облике тех, кто погиб почти двадцать лет назад...
Из-за того, что масштаб событий существенно расширился, авторы меньше внимания уделили героям. Как следствие, вместо людей получились типажи. Даже главный герой практически не меняется, что же говорить об остальных. Такая статичность мешает почувствовать трагедию происходящего. Разрушение многовековой утопии, гибель тысяч людей — все проходит мимо читателя, не вызывая никаких эмоций.
Вдобавок роман неоднороден, как по сюжету, так и по стилю. Часть глав — взрывной коктейль из советской, но лишенной идеологической окраски космической фантастики с подростковыми романами Хайнлайна. Другие — банальный фантастический боевик, какими завалены прилавки.
Неправдоподобные мелочи накладываются одна на другую, после чего перестаёт удивлять даже такая дикость, как отсутствие системы слежения за потенциальными бунтарями. Это при том, что в первом романе описывалась попытка восстания!
Главным плюсом книги стала яркая и неожиданная идея об эволюции человечества, которая озвучивается на последних страницах. Это уже не Полдень Стругацких, который явно проглядывал в первом романе цикла, не утопия, а нечто непривычно-странное. И ради дальнейшего ее развития стоит ждать продолжений. Вот только подходящего объяснения уже произошедшему так и не нашлось. Стоило ли придумывать интересную вселенную, разрабатывать сюжет, вводить множество героев, чтобы в итоге все свалить на принципиально непознаваемое? Зачем? Почему? Все вопросы — в пустоту. Ответов почти нет, а те что есть не выдерживают никакой критики.
Итог: неоднозначный роман, где замечательные задумки и авторский стиль почти потерялись в мелких недочетах и неправдоподобном сюжете.