Очередная рекомендация Фантлаба в рубрике «Книга на все времена» посвящена теме Русскоязычная фантастика.
Помимо произведения крупной формы, мы рекомендуем произведения малой формы, заслуживающих по нашему мнению места в данной рубрике рекомендаций.
---
Рекомендация «Книга на все времена» служит для выбора популярных, известных фантастических книг различных направлений. Здесь мы стараемся показать признанные шедевры и эталоны фантастической литературы, которые заслуживают прочтения в первую очередь. Рубрика ориентированна преимущественно на начинающего читателя с небольшим «стажем» или на тех, кто желает «изучить» новые для себя направления в фантастике.
Выбор произведений происходит по специальной методике и осуществляется группой администраторов сайта.
---
Напоминаем, что все рекомендованные произведения можно увидеть в Сводном списке рекомендаций.
Сергей Павлов «Лунная радуга» — 1974-1983 г.г.
[/p][/subtitle]Примечание: Рекомендованы только две первые книги цикла — «По чёрному следу» и «Мягкие зеркала».
Аннотация:
Дилогия «Лунная радуга» посвящена будущему космонавтики, проблемам, которые могут встать перед человечеством при исследовании Внеземелья. Глубокая разработка характеров, напряженный сюжет, убедительные описания техники и быта наших потомков делают повествование увлекательным и достоверным.
Рейтинг Фантлаба (оценка/число голосов):
Награды: Аэлита (Лучшее отечественное произведение), 1985
---
Интересные факты
Произведение задумывалось автором как цикл повестей о ближайшем будущем человечества с упором на фантастику ближнего прицела и освоение космоса. Это практически единственная из удачных попыток такого рода в отечественной фантастике.
Чтобы достичь наибольшей художественно достоверности, С. Павлов в работе над книгами полагался на беседы с настоящими космонавтами.
Существует комикс по мотивам книги и уникальное подарочное типографское издание ограниченного тиража к фестивалю фантастики «Звёздный мост» (Харьков, 2008).
Роман переведён на 8 зарубежных языков (Восточная Европа) и издан малыми тиражами.
В 2006 году С. Павлов учредил собственную премию «Лунная радуга», которая вручается «за высокие достижения в области фантастики».
Роман был экранизирован в 1983 году. Считается, что фильм получился недостаточно сильной для того времени художественной лентой. В целом он остался практически неизвестным для рядового любителя фантастики.
Велась работа над сценарием нового фильма, но к сожалению она так и осталась проектом. Также существует ряд любительских видеоклипов по мотивам различных эпизодов из романа.
Отзывы экспертов:
kkk72:
Классика научной фантастики. Автор один из первых в советской фантастике отошел от безудержного оптимизма по поводу осовения человеком космоса и задумался над возможными негативными последствиями. Воздействие неведомых сил на человека — ключевой вопрос книги и раскрыт он очень сильно. Действительно, возможно, когда-то люди под воздействием внеземных сил изменятся настолько, что придется задаться вопросом — кто может считаться человеком?
Очень хорошо показаны судьбы космических десантников, вынужденных скрывать свои суперспособности и маскироваться под обычных людей. Интересно развивалась линия детективного расследования, которое вел главный герой. Сильное впечатление произвели события на Япете, хотя именно эта часть читалась с определенным трудом.
оценка 8
antel:
Когда-то в детстве посмотрела фильм «Лунная радуга». Ничччего не поняла, да и сейчас не понимаю. Через пару лет мне попалась книга, еще в роман-газетах. Первая мысль — да не буду я читать эту мутотень! Но случайно открыла где-то на середине и... зачиталась. С тех пор прошло много лет, но для меня и сейчас «Лунная радуга» — это эталонный образец великолепной фантастики. Уровня Ефремова и Стругацких, не меньше. В романе нет безудержного оптимизма первых советских фантастов: ах, только бы дожить до будущего, а там будет ВСЕ и даже больше и идеальный мир, и идеальные люди, аллилуйя! Нет и апокалиптических прогнозов. Просто жизнь, как она есть, со всеми страхами и радостями. Да, может быть страхи в будущем Павлова несколько другие, чем у нас, сегодняшних, но они есть, а радости и печали те же. И герои Павлова настолько живые и настоящие, что все, что происходит в книге почти не воспринимается фантастикой. Люди остаются людьми, где бы и когда бы они не жили. А вот прогноз на будущее очень логичен и точен. «Мы осваиваем Внеземелье, а Внеземелье осваивает нас». Ибо скорее всего будет именно так, в бездумные скачки по космосу типа: я человек, что хочу, то и ворочу, как-то верится гораздо меньше.
Эта книга одна из тех, которые можно перечитывать бесконечно и она не надоедает.
оценка 9
terrry:
Каждому любителю фантастики, интересовавшемуся историей жанра в Росии, знакомо такое понятие — «фантастика ближнего прицела». Речь идет о произведениях, в основном, 50-х гг. «Фантастикой» тогда часто называлось какое-нибудь сомнительное рацпредложение. В литературоведении возник даже специальный термин – «теория предела». Наиболее известные «предельщики»: В. Немцов, В. Охотников, В. Сапарин (последний, пожалуй, в меньшей степени). Близок к ним был и А. Казанцев.
«Лунная радуга», на мой взгляд, — пример того, какой на самом деле должна быть фантастика «ближнего прицела», избавленная от глубокого методологического порока в виде идеологии «предельщиков». В самом деле, автор показал развитие уже ИМЕЮЩИХСЯ тенденций освоения солнечной системы, а не их возможных (мыслимых) перспектив, что характерно для фантастики о далеком будущем. Но исследование БЛИЖАЙШЕГО будущего, каким оно видится автору, в силу этого и представляет особый интерес. В такой фантастике больше от футурологии, чем от визионерства.
Приятно отметить, что «Лунная радуга» является полноценным романом, удовлетворяющим этому строгому критерию по количеству героев и сюжетных линий, временным рамкам действия, глубине анализа рассматриваемых вопросов. Это произведение требует «вчитывания». Психологически и «характерологически» герои выписаны достаточно глубоко и убедительно. Хотя романом-эпопеей я бы его всё-таки не назвал — немного не та стилистика, не хватает картин земной жизни. В общем, отсутствует такой структурообразующий элемент романа-эпопеи, как философско-исторические отступления.
Много места в романе уделено приключениям. Однако видно, что это не авантюрные развлекательные передряги, а закономерные следствия жизненных обстоятельств, обусловленных генеральным замыслом произведения. Очень здорово придумано необычное явление — «оберонский гурм». И всё же автор иногда несколько увлекается описанием «остросюжетных» моментов. Это, пожалуй, единственный недостаток романа. Космический антураж, технические детали описаны замечательно – никакого намека на наивный дилетантизм. Вообще, очень хорошо проработан «фон» повествования.
В «Лунной радуге» автор, на мой взгляд, проводит программную мысль: выход человечества уже ТОЛЬКО за пределы Земли, в ближний космос неотвратимо и необратимо изменит цивилизацию. И автора интересует то, какими будут эти изменения. Если Лем говорил: «Среди звезд нас ждет НЕИЗВЕСТНОЕ!», то С. Павлов, в свою очередь, продолжает: «Среди планет (нашей собственной системы) нас ждет НЕИЗВЕСТНОЕ!»
Поразмыслив, приходишь к выводу, что «Лунная радуга» — произведение (к сожалению), едва ли не единственное в своем роде. Из предтеч можно назвать «Страну багровых туч», и, более отдаленно, «Рассказы о пилоте Пирксе» и некоторые ранние рассказы Р. Хайнлайна. Кстати, напрашивается ещё одна очевидная аналогия с Лемом. Нортон со товарищи с точностью до наоборот напоминают Элла Брегга и прочую компанию небетризованных. Впрочем, все эти аналогии совершенно далеки от каких-либо заимствований.
Резюме: одна из лучших книг русской советской НФ! Не ставлю «10» только потому, что десятки у меня зарезервированы для непревзойденных эпохальных книг, таких как, например, «Туманность Андромеды».
оценка 10
Критический отзыв
Подходящего четкого критического отзыва на книгу не нашлось, поэтому приводим здесь отзыв-ощущение.
Al34561:
Ради интереса я прочитал некоторые отзывы и заметил одну особенность. Большинство читали когда-то давно и теперь вспоминают впечатления от книги на тот момент. А я пытался прочитать её сейчас, очень трудно пошло. Я согласен, что когда-то и фильм «Через тернии к звёздам» смотрелся очень круто и жизенно, но сейчас... увы, на фоне современных голливудских блокбастеров он блекнет и не производит того же впечатления. Тоже самое произошло и с этой книгой. Современному читателю, в моём правда лице, одолеть её трудно и скучно. Это как смотреть старый, советский ещё фильм про производственные подвиги советских рабочих и отношения между ними в процессе этого самого производства. Как винтаж конечно доставляет, в остальном можно легко пройти мимо, ничего не потеряете.
оценка 6
Средняя и малая форма
1. Борис Штерн «Чья планета?»
Аннотация: Жила была планета, и однажды ее открыли, но открыла ее не одна цивилизация, а сразу несколько, и, конечно же, возник спор «А чья планета?».
2. Сергей Лукьяненко «Поезд в Тёплый Край»
Аннотация: Зима. Обычное явление природы. Однако если в августе начинает идти снег и температура воздуха опускается настолько, что выжить в этом холоде невозможно, все стремятся в «Тёплый край». Билеты на поезд, идущий в благословенный край, где можно выжить, куплены за бешеные деньги, но не каждый способен понять, что ему не хватило места в поезде. Вот тут-то и выясняется, кто что из себя представляет...