Зрители, которые ждут от «Интерстеллара» зрелищной фантастики, будут разочарованы.
Для творчества Нолана вообще характерно, что каждый следующий фильм у него оказывается хуже предыдущего.
Исключение — «Престиж». Не знаю, что тут на него повлияло. Может быть, замысел был давний, или Прист оказал благотворное влияние. Кстати, тут редкий случай, когда мне больше нравится экранизация, чем первоисточник. Роман посложнее устроен, поизысканнее и политературнее, но история в фильме оказалась сильнее.
Можно еще к исключениям добавить «Бессонницу», но это самый ненолановский фильм. Экзамен на допуск в Голливуд к большим студиям и крупным бюджетам.
Дальнейшая траектория проста: фильмы дороже, длиннее и хуже.
«Начало» — точнее Inception — особенно показательно. Повторение пройденного, творческая неудача. Фильм, в котором Нолан собрал ключевые темы всех предыдущих своих фильмов, даже дебютной короткометражки «Жук-прыгунец», откуда он взял идею вложенных реальностей. Впрочем, в фильме много и других заимствований. И прибытие поезда (в исполнении Нолана особенно громогласное и грохочущее), и аллюзия на «Гражданина Кейна», и вырастающие небоскребы «Мегаполиса» (у Пройаса вышло намного лучше!). Если присмотреться, то можно и много других ссылок обнаружить. Режиссер собрал фильм как конструктор.
Вижу в этом пагубное влияние Memento — искусной конструкции, требовательной к монтажу и сюжету (самым рациональным составляющим фильма). И Нолан оказался воплощением рациональности и рассудочного подхода к созданию фильмов.
Наверное, только такой режиссер и мог перезапустить историю Бэтмена, заменив декадентскую мрачную сказку Бертона махровым реализмом.
А ведь кинематограф — это не про рассудок. Хотя бы не только про него.
Это же движущиеся картинки, образы, знаки, символы.
Я переосмыслил фильм «Титаник» (и другие тоже) после замечания критика Игоря Манцова о том, что океан в картине символизирует женскую память, в которой тонут былые любовники.
Но работать на такое уровне Нолан не умеет. Все прямо, все в лоб. И чем тяжелее эта летящая зрителю в лоб конструкция, тем лучше.
Оттого и обрастают его фильмы какими-то ненужными тяжеловесными деталями. Длительность «Интерстеллара» почти три часа, из которых треть (а то и побольше) занимает завязка. Фильм перенасыщен диалогами, так что начинает напоминать посредственный спектакль экзистенциальной тематики. А когда в момент кульминации и без того понятные действия главного персонажа еще и проговариваются вслух — это просто моветон и кинематографическая пошлость. А есть еще стихотворение, которое различные персонажи цитируют навязчиво и многократно и которое в конце фильма для большего эффекта демонстрируется буквально высеченным в граните.
К сожалению, и визуально фильм не богат. Впечатляющих картин иных миров отобразить не удалось, спецэффекты в космических сценах застыли на уровне семидесятых. Нет, ни одного полноценного кадра с невесомостью даже... Далеко не «Гравитация» и даже не «Космическая одиссея» (Нолан, конечно, и ее показательно и музыкально цитирует). Допускаю, впрочем, что эта ретровизионерская скупость — сознательное решение. Дизайн роботов взят тоже оттуда — следующее поколение после робота из «Планеты бурь» Клушанцева.
В общем, получилось скучно, мудрёно, велеречиво и пафосно.
Ну то есть почти как обычно у Нолана, только как обычно хуже.
Вспоминая кинофантастику 2014-го (а громких и значимых премьер вроде больше не планируется), укрепляюсь во мнении, что лучшие фильмы — это «На грани будущего» и обидно недооцененное «Превосходство», то есть «Трансценденция», конечно, но такое название ж для прокатчика как пистолет у виска, я без претензий :)
«Грань будущего» очень удачно мимикрирует под фантастический боевик девяностых, когда противостояние «свои-чужие» еще ничем не отягощалось. А «Превосходство» и вовсе фантастический привет из первой половины восьмидесятых, когда компьютеры уже были, а матрицы еще не было. Отличный неспешный интеллектуальный фантастический фильм. Rara avis.
Такие у меня ретро-кино-ассоциации.