Случай Нолана


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «shickarev» > Случай Нолана
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Случай Нолана

Статья написана 6 ноября 2014 г. 21:51

Зрители, которые ждут от «Интерстеллара» зрелищной фантастики, будут разочарованы.

Для творчества Нолана вообще характерно, что каждый следующий фильм у него оказывается хуже предыдущего.

Исключение — «Престиж». Не знаю, что тут на него повлияло. Может быть, замысел был давний, или Прист оказал благотворное влияние. Кстати, тут редкий случай, когда мне больше нравится экранизация, чем первоисточник. Роман посложнее устроен, поизысканнее и политературнее, но история в фильме оказалась сильнее.

Можно еще к исключениям добавить «Бессонницу», но это самый ненолановский фильм. Экзамен на допуск в Голливуд к большим студиям и крупным бюджетам.

Дальнейшая траектория проста: фильмы дороже, длиннее и хуже.

«Начало» — точнее Inception — особенно показательно. Повторение пройденного, творческая неудача. Фильм, в котором Нолан собрал ключевые темы всех предыдущих своих фильмов, даже дебютной короткометражки «Жук-прыгунец», откуда он взял идею вложенных реальностей. Впрочем, в фильме много и других заимствований. И прибытие поезда (в исполнении Нолана особенно громогласное и грохочущее), и аллюзия на «Гражданина Кейна», и вырастающие небоскребы «Мегаполиса» (у Пройаса вышло намного лучше!). Если присмотреться, то можно и много других ссылок обнаружить. Режиссер собрал фильм как конструктор.

Вижу в этом пагубное влияние Memento — искусной конструкции, требовательной к монтажу и сюжету (самым рациональным составляющим фильма). И Нолан оказался воплощением рациональности и рассудочного подхода к созданию фильмов.

Наверное, только такой режиссер и мог перезапустить историю Бэтмена, заменив декадентскую мрачную сказку Бертона махровым реализмом.

А ведь кинематограф — это не про рассудок. Хотя бы не только про него.

Это же движущиеся картинки, образы, знаки, символы.

Я переосмыслил фильм «Титаник» (и другие тоже) после замечания критика Игоря Манцова о том, что океан в картине символизирует женскую память, в которой тонут былые любовники.

Но работать на такое уровне Нолан не умеет. Все прямо, все в лоб. И чем тяжелее эта летящая зрителю в лоб конструкция, тем лучше.

Оттого и обрастают его фильмы какими-то ненужными тяжеловесными деталями. Длительность «Интерстеллара» почти три часа, из которых треть (а то и побольше) занимает завязка. Фильм перенасыщен диалогами, так что начинает напоминать посредственный спектакль экзистенциальной тематики. А когда в момент кульминации и без того понятные действия главного персонажа еще и проговариваются вслух — это просто моветон и кинематографическая пошлость. А есть еще стихотворение, которое различные персонажи цитируют навязчиво и многократно и которое в конце фильма для большего эффекта демонстрируется буквально высеченным в граните.

К сожалению, и визуально фильм не богат. Впечатляющих картин иных миров отобразить не удалось, спецэффекты в космических сценах застыли на уровне семидесятых. Нет, ни одного полноценного кадра с невесомостью даже... Далеко не «Гравитация» и даже не «Космическая одиссея» (Нолан, конечно, и ее показательно и музыкально цитирует). Допускаю, впрочем, что эта ретровизионерская скупость — сознательное решение. Дизайн роботов взят тоже оттуда — следующее поколение после робота из «Планеты бурь» Клушанцева.

В общем, получилось скучно, мудрёно, велеречиво и пафосно.

Ну то есть почти как обычно у Нолана, только как обычно хуже.

Вспоминая кинофантастику 2014-го (а громких и значимых премьер вроде больше не планируется), укрепляюсь во мнении, что лучшие фильмы — это «На грани будущего» и обидно недооцененное «Превосходство», то есть «Трансценденция», конечно, но такое название ж для прокатчика как пистолет у виска, я без претензий :)

«Грань будущего» очень удачно мимикрирует под фантастический боевик девяностых, когда противостояние «свои-чужие» еще ничем не отягощалось. А «Превосходство» и вовсе фантастический привет из первой половины восьмидесятых, когда компьютеры уже были, а матрицы еще не было. Отличный неспешный интеллектуальный фантастический фильм. Rara avis.

Такие у меня ретро-кино-ассоциации.





83
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение6 ноября 2014 г. 22:38
Что за «Превосходство», я в май-октябрь выпадал, что это, ссылку на английское название, режиссер?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 ноября 2014 г. 22:44
http://www.imdb.com/title/tt22097...

Кстати, режиссер прежде был оператором у Нолана
 


Ссылка на сообщение6 ноября 2014 г. 22:51
6,3 по рейтингу ИМДБ, это очень средне
на фильмы ниже 6 я вообще стараюсь не тратить своего времени и трафика
 


Ссылка на сообщение6 ноября 2014 г. 22:56
Часто я с IMDB согласен, но в этом случае моя оценка — 8
 


Ссылка на сообщение6 ноября 2014 г. 22:56
А есть стёбовые комедии малобюджетные, там как правило рейтинги ниже 3.
 


Ссылка на сообщение6 ноября 2014 г. 23:00
А есть рейтинг кинокритика Сергея kinanet Кудрявцева
 


Ссылка на сообщение6 ноября 2014 г. 23:00
Пойду смотреть.
 


Ссылка на сообщение6 ноября 2014 г. 23:01
Поделись потом впечатлениями.
Вдруг я этот фильм перехвалил
 


Ссылка на сообщение6 ноября 2014 г. 23:02
Если не забуду.
 


Ссылка на сообщение6 ноября 2014 г. 23:04
По горячим следам, на финальных титрах


Ссылка на сообщение6 ноября 2014 г. 22:47
вообще-то «Грань будущего»
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 ноября 2014 г. 22:48
Точно! Сейчас поправлю


Ссылка на сообщение7 ноября 2014 г. 00:37
«Грань будущего» однозначно лучший НФ фильм года (сразу следом за «Стражами галактики»).
«Превосходство» я где-то на 4-5 из 10 оценила. Моветона, нелогичности и посредственности там в разы больше, чем в несчастном «Интерстелларе». Почти во всем с отзывом на сей фильм согласна, кроме того, что считаю Inception шедевром)) Раз шесть пересматривала и всякий раз нахожу что-нибудь новенькое (в мимике актеров, в декорациях и т.д.) и хочется воскликнуть: «Ай да Нолан, ай да сукин сын»))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 ноября 2014 г. 12:02

цитата WiNchiK

«Грань будущего» однозначно лучший НФ фильм года (сразу следом за «Стражами галактики»).


То есть на втором месте? ;)

Мне «Превосходство» так понравилось, что я буду рад защитить свою точку зрению и оценку фильма. Только мне непонятно по каким конкретным пунктам его защищать?

Вот нашел свои впечатления от «Начала», зафиксированные сразу после просмотра.
http://shickarev.livejournal.com/...
Обратите внимание, там в конце еще очень толковый комментарий Андрея Левицкого

Мнение мое не изменилось.
Замысловато устроенная, вторичная конструкция, лишенная живой жизни.

И вдруг шедевр. Почему?


Ссылка на сообщение7 ноября 2014 г. 12:09

цитата shickarev

и вырастающие небоскребы «Мегаполиса» (у Пройаса вышло намного лучше!)


Согласна!

цитата shickarev

Я переосмыслил фильм «Титаник» (и другие тоже) после замечания критика Игоря Манцова о том, что океан в картине символизирует женскую память, в которой тонут былые любовники.


Какое красивое толкование...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 ноября 2014 г. 12:29

цитата Verveine

Какое красивое толкование...


Да, и образ глубокий (во всех смыслах).

Причем, он неслучаен. Это сознательное решение.
«Весь-этот-фрейдизм» в американском кинематографе разработан очень хорошо.
Мне довелось читать воспоминания сценаристки «Острова проклятых», она прямо говорит, что физические перемещения героя по острову соответствовали путешествию по его подсознанию и Супер-Эго.

Но это не для Нолана. При том, что он придает своим фильмам многомерные конструкции (в «Интерстелларе» даже в физическом смысле), сами они очень прямолинейны и очень рациональны.
Их популярность даже несколько настораживает.


⇑ Наверх