Curt Clark
Рассказчик этой истории, которая происходит в будущем неопределенной отдаленности, Рольф Мэлоун, освобождается из тюрьмы на Земле и летит на удаленную планету Анархаос, где собственно и будет происходить действие. На Анархаосе работал брат рассказчика Гар Мэлоун, до своей смерти звавший брата поработать с ним. Теперь брат умер при непонятных обстоятельствах, и Рольф хочет понять, на кого Гар работал и что стало причиной его смерти.
По прибытию на планету Мэлоуна сразу предупреждают, что планета и ее колонисты опасна и лучше бы ему возвращаться подобру-поздорову. Настырного рассказчика эти слова только раззадоривают: он сдает багаж в камеру хранения и берет такси, чтобы поехать в один из городов, где находится корпорация, на которую работал Гар. По дороге, боясь стать жертвой таксиста, герой безжалостно убивает таксиста и уже сам за рулем добирается до здания корпорации.
Там рассказчика встретят представители одной из крупнейших корпораций колонии по добыче ископаемых, расскажут, что Гар был убит во время одного из разведывательных походов, а его напарник едва остался жив, и теперь этот напарник единственный, кто может дать Мэлоуну ответы.
Рассказчик добирается до землянки коллеги Гара, где некто нападает на Мэлоуна, ранит его и убивает колониста, не успевшего ничего Мэлоуну рассказать. Мэлоун начинает свое путешествие в ад.
Прочитал я этот роман вовсе не для того, чтобы напомнить себе, какой была фантастика в 60-е. Курт Кларк – псевдоним Дональда Уэстлейка, а «Anarchaos» его единственный НФ-роман, и это я медленно продираюсь сквозь полный список его книг.
Сразу скажу, что роман мне понравился. Это хорошая книга, возможно, не такая хорошая, как «361», с которой они делят несколько элементов, тем не менее, написана книга вдохновенно.
Загвоздка в том, что «Anarchaos» — это не научная фантастика, скорее триллер, одетый в научно-фантастическую фуфайку. Но обо всем по порядку.
Анархаос – одна из многочисленных колоний Земли будущего, где выросло уже не одно поколение землян. На каждой колонии открывает свое отделение Всемирный Совет, земная организация, нечто вроде ООН, только не вмешивающая в жизнь колонистов. Каждая планета может выбрать любой существующий строй (новые создавать нельзя) и жить по правилам этого строя. Колонисты с Анархаоса вспомнили об учении русского анархиста Бакунина и воплотили его теоретические наработки в жизнь. Соответственно в колонии установилась анархия, плавно переходящая в хаос. Единственными уголками порядка остались филиалы Всемирного Совета, не вмешивающегося в жизнь анархистов.
Сама планета Анархаос отличается от Земли по нескольким пунктам: Анархаос не вращается вокруг своей оси, отчего здесь на одной половине стоит зима, а на другой лето, причем местное светило, прозванное Адом, печет примерно как в нашей Африке. На Анархаосе нет смены дня и ночи, уровень развития находится на примитивном уровне, примерно середина XX века только с небоскребами.
Все это мы узнаем из первых же глав, где часть особенностей Анархаоса рассказывает сам Мэлоун, а часть исходит из лекции представителя Всемирного Совета. Уэстлейк поступает хитро и прямолинейно. Он вываливает на нас все мироустройство незнакомого мира с самого начала, чтобы потом уже не отвлекаться от самой истории. Такой инфодампинг выглядит, конечно, неизящно, а ход с образовательной лекцией чересчур прямолинеен.
Но играет ли устройство планеты важную роль в приключенческом сюжете? Играет, хотя и далеко не важную. Анархаос – чуть видоизмененный образ Земли, с вынужденными корректировками, как того требует НФ. Колонию населяют обычные люди, здесь нет других рас, и люди во многом сохраняют свои повадки. Мы видим машины, лошадей, пистолеты, взрывчатку, армейские чины, перекочевавшие с Земли – Уэстлейк описывает Землю. На каком языке говорят колонисты? На всем том же английском, причем автор не видоизменяет язык: персонажи говорят так, как говорят сегодняшние жители Нью-Йорка. Колонисты даже не приобретают акцента или диалекта: можно найти больше разницы в речи жителей двух американских штатов, чем в речи землян и анархистов.
Что это, небрежность Уэстлейка в создании чужого мира или просто глупость? Скорее всего, ни то, ни другое. Он пишет криминальную историю, где место не играет значительной роли.
Мы легко себе можем представить, что действие романа происходит не на удаленной планете, а в одной из стран Латинской Америки или Африки. Так, молодой американец прибывает куда-нибудь в Гватемалу, где его кормят и поят в посольстве, дальше он едет на завод минералов, где работал его брат. Потом на него нападают бандиты из джунглей и похищают его. Такое развитие ситуации возможно чуть ли не в каждой стране третьего мира. Анархия и хаос уже творится во многих странах, только анархия там не прописана как официальный политический строй страны.
Правда, стоит признать, что для некоторых сюжетных развязок необходимо все-таки, чтобы действие развивалось не на Земле. Так, мы видим, что Уэстлейк списал свой Анархаос с не самых благополучных стран нашей планеты.
«Anarchaos» — крепкий приключенческий роман, где завязка взята из другого раннего романа автора «361», а сюжет как будто позаимствован из книг о Грофилде, где бы Грофилд находился в режиме Lemons-never-lie. Как научная фантастика, книге недостает сфокусированности на будущем и углубленности в детали. Единственная деталь из будущего здесь – это способность передвигаться между планетами, все остальное – наше, земное: бумажные географические карты, примитивные счетные машины, ножи, пистолеты, еда. Книгу, возможно, следовало назвать не «Anarchaos», а «Archaic-aos», все-таки технически роман устарел.
Не устарел роман сюжетно, и отлично читается как роман идей. «Anarchaos» можно было бы назвать приключенческим романом с идеями, не будь это таким же оксюмороном, как Тарзан с мозгами.