Джефф Нун «Вирт»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Киберпанк ) | Психоделика
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа )) | Виртуальная реальность
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Сновидения, формы изменения сознания
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Только для взрослых
Будущее. Близкое будущее.
Время виртуальной реальности — и новых «средств», расширяющих сознание до невероятного предела. Время, когда компания отвязных молодых парней и девушек начинает странную Игру.
Игру, в которой много правил, но первое из них: «Будьте осторожны. Будьте очень осторожны!»
Входит в:
— цикл «Вирт»
Награды и премии:
лауреат |
Премия Артура Ч. Кларка / Arthur C. Clarke Award, 1994 // Роман |
- /языки:
- русский (5), английский (2)
- /тип:
- книги (7)
- /перевод:
- А. Керви (4), А. Кривцов (1)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
С.Соболев, 14 мая 2008 г.
Джефф Нун, сорока лет, гитарист панковской группы «Манчестерский шум». Роман «Вирт» – вроде как дебют в прозе, причем отмеченный премией Артура Кларка. Где-то в сети (может, на «Митином журнале»?) мотылялся его роман «Автоматическая Алиса» (1998), с картинками, стилизованными под классические иллюстрации Джона Тенниела. Но сейчас речь о «Вирте».
Слабенький микс: покрошить «Убик» и «Стигматы…» Филипа Дика (инопланетные наркотики, солипсизм), настоять на «Экстази» Ирвина Уэлша (английские маргиналы по трущобам), присыпать щипоткой «Нейроманта» Уильяма Гибсона (выход в виртуальную реальность без спецсредств) и вылить в формочку «Экзистенции» Кроненберга. Хотя нет, это, скорее всего, «Экзистенция» по следам «Вирта» сочинена была. Но меня это не радует: концептуальной новизны в «Вирте» все равно нету, и за что Джеффа Нуна хвалят в аннотации, понять невозможно.
Может, перевод жуткий, а неведомые высшие смыслы где-то потеряны при трансляции?
Или кроме Уильяма Берроуза никто писать внятно на кислотно-триповые темы не научился? Жалкие попытки родить новояз, хилый слэнг, скудная психологическая мотивация, дерганное повествование и обрывки эпизодов – вся эта литературная неумелость выдается автором за ошметки сознания.
И, что меня больше всего огорчило – отсутствие каких-либо идей, окромя стержневой: типа нет границ между реальностью и виртуальностью. Думаю, даже для 1993 года концепция новизной не отличалась.
dima9275, 8 июля 2024 г.
Наркопанк
Охохох, такое странное чувство от книги. Ничего плохого об авторе и самой книге не скажу — вполне лёгкий слог и довольно живое начало, однако ж чем дальше буквы тем ломче и вязже сюжет перемалывающий тебя психозом галлюциногенных трипов без связки и чётко-линейной структуры повествования и топтанием на месте без какого либо проблеска на продвижение сюжета.
Кое как добрался до полуторосотенной страницы, при этом последние 2-3 страницы рвали мой мозг нудятиной и полнейшим по**измом с моей стороны к персонажам. Задолбало, перелистал на последние страницы — прочёл. И ничего не потерял — зато сэкономил время.
Это не киберпанк, в предвкушении которого, причём довольно хардкорного как ожидал (виртуалка, убийства, секс, инцест и наркота) я находился ознакомившись с первой главой и купив книгу. Это — Наркопанк.
Если вы спокойно выносите такие творения как «Страх и ненависть в Вегасе» и подобный наркоманский бред — смело читайте, вам понравится.
А если хотите классический киберпанк, стройный сюжет и экшон — лучше найдите другую книгу.
К самому стилю автора претензий нет. Просто — это не мой киберпанк. Книга вроде и хороша, но **здец какая нудная и топчущаяся вокруг себя добрую сотню страниц!
Андромаха, 15 апреля 2009 г.
Меня потряхивает от этой книги словно после трипа. В самом деле, это книга-наркотик: рождает в голове совершенно феерические образы, наглухо абстрагируешься от реальности, становишься средоточием вселенской мудрости, сатори, открывается истина через хлопок одной ладонью, а после тебя еще долго не отпускает. Вот примерно такие я испытываю чувства.
Вообще я очарована идеями Нуна. Меня подкупило ощущение вседозволенности, безграничной свободы. В первую очередь, это касается свободы слова. Вечно взвинченные герои (ну оно и понятно – чувачки употребляют) разговаривают так, как считают нужным – прямо, без лицемерной вежливости, наплевав на все надуманные правила. Это так здорово называть вещи своими именами! В то же время под этой простотой, этой сниженной лексикой скрывается сила авторского таланта. Есть писатели, которые вылизывают фразы до бриллиантового блеска, в одном их предложении отсылов штук 10 к философам, историкам и черт знает еще к кому. А есть Нун, алмаз неграненый. Его язык – лишь средство для мгновенной передачи смысла. Обходясь без словоблудия, автор сумел искусно передать красоту и одиночество Боттлтауна, кураж песиголовцев, отшельничество Дерьмовилля и своеобразие Вирта. И я ни разу не заметила, чтобы он увлекся эпитетами, автор сумел выдержать повествование в едином лексическом и эмоциональном стиле.
Также свобода слова в книге сопровождется свободой действий. Автор не дает образец того, как себя нужно вести, он лишь показывает, какими могут быть люди. Показателен в этом плане Битл, воплощение движущей силы в романе. Яркость, энергия этого героя выплескиваются наружу. Потрясающая сцена гибели Битла. Образ Мэнди тоже написан такими широкими мазками. Но это все так похоже на сказку! Друзья, готовые умереть за тебя, за идею, любовь — такая сильная, что вы становитесь одним целым (фишка со сросшимися дредами понравилась), храбрость, честность, благородство, самопожертвование – всего этого так много в «Вирте», но так мало в реальной жизни, увы. Порой в характерах героев угадывается что-то знакомое, но я, например, таких людей как Битл, Мэнди, Тристан, Мердок – не встречала. И, кажется, что все эти идеальные характеры окажутся лишь фантазией главного героя, друзьями, которых бы мы хотели видеть рядом с собой. Единственным более-менее живым персонажем выглядит главный герой. Может быть, его свобода в том, что он спит со своей сестрой, а может, в его честности перед самим собой.
Ну а основная мысль вложена автором в слова Кота Игруна, я думаю. «Как же много у вас проблем! Как же вы, вообще, со всем этим живете?! В последнее время реальная жизнь стала такой физической; такой телесной. И один вопрос занимает вас больше других. Как улететь еще выше? Как выбраться из этой дыры? Как жить так же, как Кот?» Кот достиг состояния просветления, и теперь сидит в своей комнатке в клетчатых тапках. Он все понимает, все знает, и поэтому не устанет напоминать: будьте осторожны, будьте предельно внимательны, мои котятки. Это не для слабаков. А после добавит: «Жизнь нужно прожить, а не просмотреть во сне». Финальная сцена про спящую Хобарт – это полный вынос мозга. А что если и, правда, мы – всего лишь чужие грезы?
Philosoraptor, 21 апреля 2012 г.
Глубоко вторичное произведение, причем не какому-то конкретному автору, а по самой тенденции для прикола так взяться за психоделическую тему и что-нибудь сварганить, авось проканает (типа под действием наркотиков все само собой обретет эффект и смысл). Но даже не это неприятно. Неприятен скомканный язык и особенно «американизированные» диалоги, утомительно хлесткие и бесполые. Все издергано, глаза болят читать. Тем более что разницы между персонажами, когда они говорят, не чувствуется вообще. Плюс какое-то постоянное нагнетание атмосферы (не особенно впечатляющее, впрочем), типа автор нам приготовил что-то особенное. Хотя ничего особенного там нет. Может, замысел с перьями и идея развязки и могли бы впечатлить, но это точно не случай Нуна, который предпочел сделать акцент на т.н. «яркости образов» — т.е. в его случае на бессмысленной «психоделической аппликации», за которой решительно ничего не стоит, кроме разве самого факта, что она психоделическая. Да и вообще если Нун что и прорабатывает, что скорее неглубокую и вполне узнаваемую клубняковую жизнь торчков, где, правда, тоже проигрывает со счетом 10:0 иным, более осмысленным авторам. А о наличии у него какого-либо бэкграунда в вопросах «психоделии» на уровне хоть сколько-нибудь выше кухонно эстетического, лучше, наверное, не говорить. Признаки, конечно, есть (не утверждаю, что автор полный дурак), но перелопачивать целый том ради этих крох — увольте...
Angvat, 21 сентября 2017 г.
Скажите, была ли у вас в юности книга, которую вы мучали через силу под девизом: «Ну подарили же, ну нужно же прочесть…» (Речь разумеется идет о тех, чья юность пришлась еще на те времена, когда Сети еще не было в каждом доме, которая дала доступ к литературе на любой вкус посредством лишь пары щелчков).
«Вирт» в свое время стал для меня именно такой книгой. Сейчас я бы точно не стал ее читать. Психоделика вперемешку с сюром и откровенными сценами – отнюдь не тот коктейль, что я хотел испить, берясь за очередную фантастическую книгу. При этом за галюциногенным фасадом скрывался далеко не самый интересный или оригинальный сюжет. С другой стороны, эта книга научила меня с повышенной настороженностью относиться ко всяческим произведением под кричащей вывеской «альтернатива». За ней ведь вполне может скрываться банальное желание автора, пардон, просто выпендриться.
И да, у этой книги оказывается тоже есть премия, и притом не абы какая. Интересно, за что? Неужто почтенное британское жюри в те времена было настолько легко впечатлить, воспользовавшись лишь броскими образами?
wayne coyne, 14 августа 2018 г.
Оценки этому роману явно завышены, что наверно связано с агрессивной издательской раскруткой (привет, Шантарам). Отношение к фантастике и киберпанку книга имеет весьма косвенное. Тут уместнее сравнивать не с Ф. Диком, а скорее с ранним Мьевилем или Палаником. Однозначно не понравилась надоевшая по многочисленным фильмам и книгам атмосфера альтернативной культуры 90-х годов. Все эти дабы, рейвы, экстази и кислота так и не стали началом чего-то принципиально нового на заре миллениума (как казалось когда-то), а скорее характеризуют кризис и тупик, в который вошла тогдашняя контр-культура. Герои, безрассудно закидывающиеся всем, что попадается под руку и отважно посещающие ночные клубы с развязными сейшнами, уже не кажутся партизанами и революционерами, а выглядят обыкновенными люмпенами, отвергающими социальные нормы поведения.
Грубоватый стиль общения персонажей, откровенные интимные подробности их быта, так характерные для подобной литературы, не вызывают ничего кроме отторжения. Если содрать всю вульгарную обертку и откровенно дурацкую идею с перьями (чем обычные таблетки автору не угодили, ведь гораздо проще употреблять), то в сухом остатке получим неплохой сюжет, который в некоторых местах сильно буксует. Один раз прочитать можно.
Еркфтвгшд, 12 января 2018 г.
Вирт — нонкорформистская литература. «Нельзя о наркоманах, сексе, инцесте, драках, бандах, плохой полиции, подростках-преступниках? — А я буду!»
Это такой у книги девиз, мне вспомнилась фраза из «Змея в Эссексе»: «она положительно решила оскандалиться». Джефф Нун решил своего читателя взять на крючок запретным в декорациях антиутопии: «всё плохо, но ты не расслабляйся — может стать еще хуже».
Как заметил один персонажей — «вирт — это коллективный сон» — а еще многоуровневая и полисюжетная игра, что еще хуже вирт это наркотик с явным эффектом привыкания. В чем-то есть сходство с «Первому игроку приготовиться» — виртуальная реальность, правила нахождения в ней, потребность у людей, в неё зашедших, такое желание победить, особенно если приз — твоя жизнь. Или родного тебе человека.
Содержимое боевичка с притворным закосом под философствование порою крутится даже не среди персонажей, а во имя возвращения девушки, пропавшей в вирте (т.к. вирт коварно меняется с реальностью баш-на-баш). Весь остальной творящийся бедлам — попутно. Концовка, знаете, она весьма предсказуема, она еще в зачине понятна, что потребуется жертвенность и выбор.
Так что эта книга вам или очень понравится, или вы её не поймете, или поймете, но вам не сдастся ни разу и ничего особенного вы из неё не вынесите. Вот прям как я :/
SadBegemoth, 28 марта 2014 г.
Не зря данная серия издается серией Альтернатива под желтой обложкой.
Очень своеобразная книга. Этакий симбиоз Уэлша, Берроуза и Вонга с его «В финале Джон умирает». Однако необходимо отдать должное автору — симбиоз этот ему удался. Пусть и с огрехами, но роман получился довольно занимательным.
Я не буду касаться сюжета, так как он слишком «мутный». Скажу лишь, что автору удалось выдумать нечто новенькое. Его мир, в которым персонажи посредством перьев отправляются в этакий затрипованную параллельную вселенную, меня удивил и заинтересовал. Первую половину читать было очень интересно — постоянно задавался вопросом «куда еще может завести больная фантазия автора». Со второй половину читать стало откровенно скучно, ибо уровень творящейся ахинеи в книге просто стал зашкаливать. Дочитывал роман уже чисто по инерции на «абы побыстрее дочитать, чтобы взяться за что-то другое, более вменяемое». Сократить бы этот роман раза в два и цены бы ему не было.
Ставлю роману 7 — на большее он по моему скромному мнению не претендует. Продолжение читать наверняка буду, но наверное не скоро, под стать нужному настроению. Советовать книгу широкому кругу читателей я тоже не стану, так как роман из цикла «не для всех». Если вам нравятся романа Уэлша, Берроуза, Паланика и прочих альтернативщиков или вам интересно читать про про похождения вечно угашенных по самое «мама-не-горюй» раздолбаев, то вам сюда. Если же ничего такого нет, то обходите книгу стороной и даже не пытайтесь начинать читать — поберегите свой мозг.
Vitality, 18 декабря 2006 г.
Джеффа не зря называют Филипом Диком 21 века. «Virt» – это тоже, так сказать, гениальный бред, но более упорядоченный, нежели обычно у Дика, я бы даже сказал, совершенно гармоничный бред, хотя и создает впечатление, что навеян он ЛСД. Тот, кто знаком с творчеством величайшего из визионеров, читал или видео «Страх и отвращение / ненависть в Лас-Вегасе», а также «Нейромант» Гибсона: если вам нравятся эти вещи, с «Виртом» вы тоже не промахнетесь. Первый роман цикла это та же, в общем-то, история, что и «Страх», только мрачная и перенесенная в будущее, где, помимо обычных «человеков», полно гибридов из людей, роботов, теней и даже собак. Очень жесткая фантастика-антиутопия, где люди живут среди легальных и нелегальных наркотиков, большинство из которых – врата в жестокие виртуальные приключения. Не хотел бы я жить в таком мире (и чтобы человечество загнало себя в такое бытие тоже), но сама история завораживает. Есть некоторые моменты, которые меня бы восхитили в молодости, но нынешнего, в среднем возрасте, слегка коробят (только в этой части трилогии), но это мелочи, а возможно, и особенности перевода. В общем, это очень добротное, качественное «чтиво», если и замороченное, то в меру.
wph, 3 марта 2018 г.
Мои мысли по ходу моего продвижения по произведению.
1. Где-то в середине романа.
Нун, ну ты что творишь? У тебя же было такое крутое начало, можно было его развернуть в любую сторону и было бы великолепно, но почему ты, о Нун, повернул всё именно так? Я не верю что это роман просто о шатании героев из стороны в сторону.
2. Ближе к концу.
Неужели я жду от книги про наркотики что-то уровня Филипа К. Дика? Ладно, пора искать положительные моменты. Хм, а ведь эта история про Игруна — она, можно, сказать интересная. Что-нибудь ещё? Нет, наверное концовка классная будет. И да, Нун, мой тебе совет — обратись за психологической помощью, это я тебе как психотерапевт говорю, у тебя явные проблемы с отцом.
3. Последняя страница.
Ииииии. Таааак. Смотрю на последнюю строчку романа. Потом на первую строчку романа. Ты серьезно, Нун? Смотрю на первую строчку, потом на последнюю.
Десять из десяти, Нун!
tatarin509, 9 октября 2011 г.
Ох, не мое это писать положительные отзывы, а уж на Нуна и подавно. Очень понимаю тех кому книга не понравилась, не понял, испытал отвращение. Это нормально. Это как один покрывается с ног до головы мурашками, поеживаясь в теплом свитере и потягивая горячий чай с лимоном, и слушает шум дождя за окном, а другой в то же время подавленный, всем своим видом олицетворяя «брр», уставясь в холодную осень, вспоминает прошедшие теплые летние деньки. Бывают ситуации, когда совсем не хочется быть гибким. Поставил бы 20, но 10.
qkd, 31 декабря 2022 г.
Закрой рот. Открой глаза.
Прочитав книгу, почти два десятилетия назад, я бы наверняка написал ёмкий отзыв типа «Фу, про норкаманофф, мутантафф и киберффанк. Что за урод это написал? Но круто».
Прочитав вчера, буквально за день, напишу следующее, главное и самое важное: «Настоящая любовь обязательно будет потеряна».
Всё что мы безвозвратно теряем, перебрасывается туда, откуда мы получаем то, что находим. Поэтому нет смысла расстраиваться о потерях, радуйтесь находкам, и неважно хорошие они или плохие, ведь они могли быть ещё хуже. Расходятся пути, мы теряем друг друга, а получаем взамен что-то непонятное и ужасное. После первого прочтения в моей жизни и жизни знакомых изменилось многое, мы плавно и незаметно перекочевали от себя реальных, живых и общительных — в других, взрослых людей. Описанный в романе мир стал ближе и понятней. Люди думают, что находят себя в виртуальном пространстве и перемещаются туда всем своим вниманием и силами. Перебрасываются в виртуальную жизнь, теряя себя в реальной. Вирт комфортен, но лишь для сознания, которому страшно и не комфортно вне Вирта. Найти себя в Вирте, но потерять в Реале. Ничего не напоминает? Да! Точно, наркоманию. Сколько там несчастной, растоптанной любви. Сколько слепой и немой боли, равнодушия. Сколько лет реального несчастья за минуты нереального.
Логичность присутствия в книге мутантов и извращенцев теперь, надеюсь, вам станет более понятной. Можно конечно сказать, что, как художник лечит себя через свои картины, так и автор, описывая человеко-собак избавляется от специфических проблем. (Автор тут с лихвой преподносит «дань с поклоном» Булгакову и Саймаку). Хотя посмотрите, сколько вокруг культистов носящихся со своими собаками по собачьим салонам красоты и магазинам одежды. Касательно «братских и родительских чувств», то здесь, Нун позволил себе то, что не каждый поведает даже специалисту. Это был вызов, крик души и искупление. Поведай всё это автор в виде биографического откровения или сухих фактов типа статьи, это было бы пресно, местами противно и скучно, а так, переместив своё нутро в фантастический роман, в будущее, в дикие и пугающие условия — он избежал прямых обвинений и претензий. Но вуаль, из пёстрой органзы снов меняющая форму и образ скрываемого, не больше чем вуаль.
КОТ ИГРУН. Сознание, которое так сильно хочет полного перемещения в Вирт, невероятно рискует, так как там бессильны привычные антивирусы. Уже практически принятое научное понятие «Энергоинформационное заражение ауры» намекает на неизбежность подверженности сознания внешним, зачастую агрессивным вмешательствам. Если же углубиться в вопрос НЛП, метаданных и волнового искажения, то уровень осознанности риска перемещения сознания в Вирт забьёт последнюю, уже на уровне инстинкта, тревогу. Перейдя черту, которой, изменения станут необратимыми и непредсказуемыми, с последующими метаморфозами на всех уровнях.
Человечество мнётся на пороге Метавселенной и почти готово перебросить туда самое, как оно считает ценное и хрупкое — сознание, а то что может переброситься взамен, оттуда, об этом уже давно знает Кот Игрун, Джефф Нун и ты, Читатель.
Lolilis, 24 декабря 2021 г.
Ожидание — киберпанк.
Реальность — скучнейшая наркомания, в буквальном смысле.
80% книги — наркотики и наркомания, 10% — сюжет(романтично-детективный), 10% — секс, инцест, зоофилия.
Дотерпел до конца только потому, что в плеере это была последняя книга. Если б читал глазами или была альтернатива, бросил бы ещё на первой четверти.
zverek_alyona, 10 мая 2019 г.
Если коротко, буквально в двух словах, то этот роман можно охарактеризовать как хорошо, до мелких деталей, продуманный бред. Оксюморон, скажите вы, но тут довольно интересная ситуация получается.
Повествование ведется от первого лица, мало того, рассказчик подает эту книгу (которую, он же, якобы, и пишет) как воспоминания о событиях, которые произошли с ним полтора десятка лет назад. Вот то, что с ним тогда происходило и выглядит бредом, потому что часть тех событий и переживаний случились в Вирте — что-то среднее между виртуальной и параллельной реальностями и наркотическим трипом. А еще у главного героя обнаруживается некая связь с этим самым Виртом, которая постепенно стирает для него границы между виртуальной и настоящей реальностью*.
Свои воспоминания о тех безумных событиях главный герой записывает спустя несколько лет, никуда не торопясь, не испытывая никакого давления (кроме собственного стремления перенести эту историю на бумагу). И поэтому он (а заодно с ним и Джефф Нун) строит повествование так, чтобы читателю было как можно более понятно, что же происходит «в кадре». Словно Кэрролловская Алиса он рацонализирует нерационализуемое — наводит относительный порядок в отображении хаоса своего мира, чтобы его можно было хоть как-то воспринимать с точки зрения уже нашей (читательской) реальности.
Алиса тут всплыла совсем не случайно. Джефф Нун и не скрывает, что в «Вирте» происходит некая перекличка со знаменитым произведением Люьиса Кэрролла, вплоть до того, что в финале герой несколько раз повторяет:«curiouser and curiouser» (всё страньше и страньше)**. Начать с того, что главный герой всеми силами пытается попасть в некий виртуальный английский сад. Помимо его друзей в этом нелегком деле ему помогает некто Game Cat (Игровой Кот), который заодно поясняет читателям некоторые реалии (и виртуалии) того мира***. Герой иногда бывает совершенно крошечным и одновременно гигантом, рассматривающим свою мини-копию, помещенную на кончике его пальца. Всех антропоморфных животных из сказки Кэрролла у Нуна заменяют собако-гибриды. Загадочная пара Тристан и Сьюзи чем-то напоминают Черную и Белую королев из Зазеркалья — возможно теми противоположностями которые их не разъединяют, а наоборот связывают настолько, что один без другого не может существовать. Есть еще некоторые моменты, но хватит об этом.
Конечно, «Вирт» Нуна — это далеко не сказка. Ее герои — настолько не ангелы, что в аду уже давно выписан для них пригласительный билет: кражи, употребление запрещенных веществ, убийства — даже инцест. И при всем при этом... Нет, переходить на темную, то бишь их сторону вовсе не тянет — но и воспринимать их как однозначно отрицательных персонажей тоже не получается: переступая через определенные моральные нормы, они все-таки сохраняют в себе что-то героическое. Практически у каждого из них случается свой «звёздный» час, неизменно связанный с самопожертвованием.
_________________
* Тут мне вспомнился прочитанный в прошлом году роман Филиппа К. Дика «Стигматы Палмера Элдрича».
** Я в курсе, что у Нуна есть роман «Автоматическая Алиса», но еще его не читала. К тому же она была написана после «Вирта». :)
*** Вам попадались книги про выдуманные миры, где приходится долго ждать, чтобы кто-нибудь объяснил, что означает придуманная автором та или иная штуковина со странным названием? Мне да. «Вирт», к счастью, не тот случай.
musthave, 2 января 2013 г.
Честно, то данный рассказ можно понять с 2 страниц — это бред. Я его не дочитал, т.к. муть несусветная. Это как дешёвая киношка. Не рекомендую данную книгу, потому что очень уныла, как и весь этот жанр киберпанка. Что люди находят в таких книгах? Непонятно. Вкусы наверное у всех разные...