Итак, мы снова с вами...
7. В «Словарь польских авторов фантастики» добавлена персоналия комедиографа, актера и публициста Антония Цвойдзиньского/Cwojdziński Antoni (1896 – 1972) с добавлением отрывка из его комедии «Теория Эйнштейна» (см. A. Cwojdziński «Komedie naukowe», PIW, Warszawa,1968). Здесь же размещена небольшая черно-белая иллюстрация ПШЕМЫСЛАВА УЛЯТОВСКОГО/Przemysław Ulatowski.
8. Монографию Антония Смушкевича «Волшебная игра», посвященную описанию истории польской научной фантастики (А.Smuszkiewicz «Zaczarowana gra (Zarys dziejów polskiej fantasyki naukowej)», Wyd. Poznańskie, Poznań, 1982), довольно-таки критически рецензирует Анджей Невядовский.
Первые два тома антологии «Встреча на просторах. Антология молодых писателей’79» («Spotkanie w przestworzach. Antologia mlodych’79», tom 1 i 2, KAW, Warszawa, 1982) обозревает L.B. (надо полагать, Лешек Бугайский – W.) – он обращает внимание на цифирки в названии: антология составителем (Анджеем Вуйциком) виделась не как сборник вершинных достижений, а как некий срез текущего литературного процесса. Увы, три года задержки (низкий поклон издательско-полиграфическому процессу) не пошли сборникам на пользу (хотя, повторю сказанное, в свое время они бы, вероятно, сыграли ту роль, которую предусматривал для них составитель). Первую авторскую книгу Тадеуша Марковского – сборник рассказов «Так сильно хотел быть человеком» (T. Markowski «Tak bardzo chciał być czlowiekiem», KAW, Warszawa, 1982) рецензирует A.N.
9. Переводчик Cлавомир Кендзерский рецензирует три недавно вышедшие в «Библиотеке советской фантастики» издательства «Молодая гвардия» книги: «Сезон туманов» Евгения Гуляковского, «Звездные дожди» Михаила Пухова и «Алмаз “Шах”» Спартака Ахметова.
10. Впервые в «Фантастыке» выступает с авторской публикацией – небольшой заметкой «Что нового в американской НФ?/Co nowego w amerykańskiej SF?» замечательный знаток НФ, редактор, публицист, эссеист, переводчик Лех Енчмык/Lech Jęczmyk. Постепенный экономический спад в США, считает он, сказывается и на книгоиздании. Издатели предпочитают не рисковать и публикуют либо новые произведения уже завоевавших известность писателей, либо привычную для массового читателя поточную «жвачку». Тому, что располагалось посредине – экспериментальной и не поддающейся классификации литературе – приходится ждать лучших времен.
Не могу удержаться от цитаты. «Недавно я перечитал трилогию Азимова («Foundation» -- W.), чтобы отрецензировать ее для Познаньского издательства, которое приступает к ее публикации. И меня поразило, как отчетливо видно, что эта вещь, написанная автором в 1942 – 1953 годах, является продуктом определенного времени и определенного места. Это, несомненно, научная фантастика эпохи оптимизма и веры в неограниченные возможности человека. Это также фантастика очень американская, нью-йоркская и еврейская. Равно как и в замечательных рассказах Уильяма Тенна или Альфреда Бестера тех времен, конфликты здесь напоминают торговые сделки, которые заключаются в подворотне между незнакомыми друг другу джентльменами, из которых по меньшей мере один – мошенник».
11. В статье «Лишь инопланетян недоставало/Brakowało tylko kosm itów» Арнольд Мостович делится впечатлениями о венской конференции Общества древних астронавтов (Ancient Astronaut Society), в которой ему довелось участвовать в сентябре прошедшего года. Дело давнее, поэтому я ограничусь лишь перечислением упомянутых в статье участников конференции: профессор Henry Ruppe (прогнозирование развития космической техники), Johannes von Buttlar (сходная тематика), Zacharia Sitczin (знаем-знаем), профессор Dillep Kumar Kanjilal (реферат о виманах), профессор Khali Messichy (реферат «Летательные аппараты в древнем Египте»), братья Johanes и Peter Fiebag (реферат о Граале как машине для производства «манны небесной»), Peter Krass и Reinhard Habeck (об исследовании рисунков в подземельях храма богини Хатор). Ну и, понятно, сам фон Дëникен…
12. В статье «Шестое чувство/Szósty zmysł» Мацей Иловецкий рассказывает о загадках, связанных с возможностями географической ориентации, наблюдающимися у животных. Как всегда у Иловецкого, это конкретно и интересно.
13. Заметка «Жизнь догнала выдумку/Życie dogoniło fikcję» -- пересказ статьи из журнала «Science et Vie» о новейших результатах исследования планеты Венеры.
14. Далее блок научно-популярных заметок цикла «Космос начинается на Земле».
15. И интервью, взятое Мацеем Паровским у Анджея Вуйцика, который выступает здесь в качестве редактора KAW (Krajowa Agencja Wydawnicza). Надо сказать, что к этому времени серия НФ издательства KAW уже дважды получала премию Еврокона. Амбиции у ее основателей были очень высокими, но толком развернуть издательскую программу КАW так и не удалось. Жаль, конечно, но кое-что благодаря усилиям издательства в истории польской фантастики все же осталось. Однако об этом – как нибудь в другой раз.
16. В рубрике «Читатели и “Фантастыка”» уже третья «посадка» (Lądowanie trzecie). Названы двое из победителей конкурса НФ рисунка и живописи (Zygmunt Stanisław Nasiółkowski и Janusz Giniewski). Перечислены адреса почти десятка польских КЛФ. Поскольку читатели просят рассказывать о кино НФ, редакция обещает открыть новую соответствующую рубрику.
17. В отрывке комикса «Сюрприз/Zaskoczenie» продолжаются приключения неутомимого и бесстрашного Фанки Коваля.
18. Уже полгода НФ издается весьма и весьма скупо, поэтому в «Списке бестселлеров» лишь немного передвигаются с места на место одни и те же книжки. Но вот и первая цифра – читательский «Список бестселлеров» построен на основании подсчета голосов 465 читателей – уже статистически значимый результат.
И здесь же важная информация: Шленский клуб фантастики (Śląski Klub Fantastyki) издал первый номер информационно-литературного бюллетеня «Fikcje/Фикции (Вымыслы)» тиражом 1000 экземпляров и ценой 50 злотых. Это второй после «Фантастыки» профессиональный польский журнал НФ (у него все признаки такового – изрядный тираж (пусть и не 150 тыс.), более или менее строгая периодичность издания (один раз в месяц), распространение по подписке, продажа в газетно-журнальных киосках). Ну а поскольку на моих полках стоят 30 первых выпусков, будем надеяться, что когда-нибудь мои руки дойдут и до их описания. Издание журнала продолжалось вплоть до 1988 года, всего вышло 53 номера.