Недавно просил о том, чтобы меня поругали. Так вот сегодняшняя заметка, это заметка за которую меня надо не только поругать, но и... Нет, без экстремизма. Нет, не похвалить. Просто отмерить свою порцию вкуса и прикрепить в виде комментария. Я думаю, мне самому бы не понравилось здесь абсолютно все переделки (даже те которые занёс в приемлемые), если бы я сам их не делал, а увидел вдруг сразу конечный результат. Осторожно, внезапно для меня, опять картинки.
Короче, к делу. Я, сам не знаю как, покусился на «святое». И здесь случился странный иллюстрированный текст о том, как можно привычные обложки не только улучшить, но и о том, как их испортить. Или только испортить. А начать надо с того, что продолжая доделывать заметку по серийному оформлению, его элементам, я никак не мог удержаться и не поиграть этими самыми элементами. Посетила пара идей, и пришлось опять возвращаться к картинкам и обложкам. Красивым, и не совсем. Такая двойственность по понятным причинам будет звучать во всём этом тексте.
Итак, вначале я просто задумался, как осовременить оформление «Северо-Запада»?
Такую попытку делала его вторая редакция под руководством Дмитрия Ивахнова (отмечу для порядка, что я пропускаю редизайн серии ещё при первом «Северо-Западе» в 1994 году: тут разговор отдельный). Помните, возрождение серии: отказ от суперобложек, изменение рамки, полоски и рифлёная бумага.
В общем-то, вначале (к примеру, «Город в осенних звёздах» Муркока) получилось интересно.
Город в осенних звёздах, первая или одна из первых книг в возрождённой серии fantasy |
Потом — хуже.
Однако это показывает, что всего-то надо стараться немного разнообразить полиграфию с учётом современных возможностей.
Поэтому главная задача в этом направлении — это не испортить простое и поэтому довольно гармоничное оформление. И одновременно обновить, чтобы не смотрелись так непритязательно по сравнению с современными обложками.
Поэтому я начал с малого оживления, продолжил сомнительным улучшением и закончил уже почти китчем, пародией в стиле некоторых современных обложек. В этом, простите.
Однако получился полезный ряд, который показывает, что, во-первых, существует грань, на которой надо остановиться, даже, если графический редактор позволяет творить всякие объёмы, тени и блёски, не надо их пихать в одну и ту же работу (впрочем, это классика дизайна и я об этом неоднократно говорил).
Улучшение, улучшение, улучшение, а затем перебарщивание.
В очередной раз говорим спасибо Марку Симонетти и «Игре престолов». Начнём мы, показав классическое оформление. Я специально не стал проводить манипуляции с реально существующей суперобложкой, потому что под конец я буду показывать, что делать не надо, а издеваться над классическими суперами не поднимается рука, и «Игру престолов» не так жалко, тем более «ей» не привыкать.
Вот что у меня получилось, навскидку. В качестве исходного варианта возьмём новодел примерно в классической стилистике:
Для эксперимента возьмём один из новоделов «Игра престолов», илл. Марка Симонетти |
Попробуем оживить фон. Подумаем с чего начать. Простые цветовые заливки сейчас никто не использует, поэтому пробуем самое простое и примитивное. Интересно, правда не на много лучше, чем было, возможно, даже и хуже. Не видно идеи.
Начнём с изменения фона, как-нибудь (супер-новодел «Игра престолов») |
Но попробуем продолжить эту мысль. Фоновые подложки-изображения, как я заметил, используются в современных обложках довольно часто. Попробуем и мы. Для начала представим, что у нашего издания есть красивый абстрактный форзац. И мы берём изображение с форзаца, устанавливаем прозрачность и помещаем в фон обложки. Ну и заодно немножко оживим полоску.
Предположим, что у нас есть форзац и мы его используем для фона (супер-новодел «Игра престолов») |
Интересно. Но, а что насчёт использования тех же иллюстраций, которые в рамке. А на корешке состыкуем их между собой, они будут его обозначать на нашей обложке. По-моему, удачно. Возможно, стоит сконвертировать фоновые изображения в оттенки серого. А затем перевести оттенок рамки и полоски. Запомним.
Вот, пожалуй самый подходящий вариант. Немного недотягивая до современного стиля обложек, но задача осовременнить оформление, по-моему, выполнена |
На моей памяти такая практика связи рамок и тематического бэкграунда начиналась в серии http://fantlab.ru/series1591» title="Перейти на страницу серии на Фантлаб»>SF изд. «Васильевский остров» и продолжилась в притенённых фонах «http://fantlab.ru/series14» title="Перейти на страницу серии на Фантлаб»>Шедевров фантастики».
Обложка для примера: Шедевры фантастики. «Глаза чужого мира» |
Попробуем сделать также распространённую сейчас практику помещения уменьшенных пиктограмм на корешок. Пока что, не очень подгоняя относительно других элементов. Просто, чтобы определиться надо ли идти и в эту сторону?
Добавим ещё «усовершенствования» корешка. Дабы испытать чувство сопричастности к современным тенденциям |
Это, конечно современно, но смотрится пока не совсем. Давайте пока откажемся и посмотрим, что мы можем сделать с рамкой. А можем мы всё.
Вот это изображение, по-моему, грань, за которую не стоит заходить. Немного разнообразим внешнюю рамку. |
Уже немного аляповато, но зато интересно. Тем более что орнамент рамки и полоски, можно сделать любой и увязать с сюжетом книги. Языки пламени, изморозь, колоды карт, морские ракушки, ну и т.д. и т.п., одним словом, выбор есть, остальное за правильной идеей.
Также не стоит забывать, что здесь представлены результаты обыкновенных библиотек, шаблонов графических редакторов. При желании можно сделать вручную, индивидуальное, виньеточное в стиле Дениса Гордеева. Рамки можно использовать всякие. Например, чуть поменяем рамку на фронтальной стороне.
Здесь смотрится попсово. Но, надо сказать, что элементы рамки могут быть самыми разными |
Короче, запоминаем идею и этот образец.
Ну а теперь самое время приступить к глумлению и издевательству. Попробуем подпортить картинку. Отключаем голову и прикидываемся бешеным дизайнером. Всё что дальше, уже плохо.
Конечно, до какой степени издеваться над старым оформлением — вопрос вкуса и обсуждения. А это я так, отвлёкся от правильных дел. Шаг первый. Собираем все приёмы, которые использовали раньше, в одну кучу (прозрачная подложка, фигурная рамка и картинки на форзаце).
А вот мы уже перешли грань с напичкиванием элементами оформления, но ещё находимся в области разумного |
Шаг второй, начинаем работать над шрифтом надписи, поддадим объёма:
Ещё на шаг дальше от этой условной и зыбкой грани. Сделаем объёмную надпись |
Продолжаем работать со стилистикой названия книги, и вкус окончательно потерян, а обложка испорчена. Да, это не наш путь, но мы пройдём его до конца.
Ещё немного в стремлении к нагромождению красок, добавим цветную тень |
Ну и доводя до абсурда, вот так суперобложку можно окончательно убить. И для этого не надо даже никакой хохломы. Просто наведём багровую тень на плетень.
Размажем эту тень вместе с остатками чувства меры |
Вот мы и дошли до примера, который, конечно, можно испортить и ещё больше, но дальше даже при моём сегодняшнем настроении рука уже не подымается. Металло-блеска, фейерверков, отражений и искорок всё-таки не будет. Напоминаю, что всё оптимальное, которое мы оставили в середине этой галереи, по-моему, должно выглядеть так. Отсекаем самые вменяемые варианты.
Вариант попроще.
Вариант 1. С подложкой на желтый фон |
И со специальной рамкой.
Вариант 2. С подложкой на желтый фон, полоской и фигурной рамкой |
Другой рисунок в фоне.
Вариант 3. И ещё один вариант для тех, кто не любит повторяющихся картинок |
Вариант 4. Однотонная подложка по варианту 2. Двухцветная подложка из смеси желтого и разбавленного цвета полоски |
Вот четыре, по моему мнению, более или менее приемлемых варианта из всех, что здесь были приведены. С которыми можно работать и упрощать. В крайнем случае, ещё можно добавить чуточку объёма в буквах названия тома. Вот теперь от этих двух-трёх пробных обложек, когда что-то испробовали, стоит двинуться уже в обратном направлении, с приданием смысла новым элементам и в движении к лаконичной классике. Глядишь, получиться одновременно что-то путное и новое.
Итак, здесь было испробовано:
1. Как можно попробовать улучшить классическое оформление.
2. Как можно его испортить перебарщиванием элементов.
3. Как можно довести всё это до абсурда и китча.
И это ещё учитывая то, что меня удерживал якорь классической компоновки элементов. И делал я это в качестве пробы и отчасти несерьёзно, в шутку.
Спасибо всем, кто вытерпел издевательства над классическим оформлением. Просто дойдя до нужного, я решил пойти дальше, и таким образом сразу показать не только правильный, но и неправильный пути. Ну, и извините за возможный назидательный тон.
Лично я за сохраните старого, лаконичного оформления, то есть наибольшую степень преемственности. Но при необходимости можно сделать и такие варианты, как последние четыре. То есть выбрать степень оживления и обновления вполне можно. Но надо хорошо при этом думать.
Ну, и можно всё это обсудить.
Соответственно, последний пункт:
4. Попытка осмыслить, что с этим всем набором и опытом дальше делать.
Вот.
P.S. Небольшая оговорка. Точнее, большая, вдобавок к вороху уже произнесённых ранее в этой заметке. Пытаюсь быть чрезвычайно осторожным. Поэтому по итогам первых полученных комментариев на SZfan.ru и просто здравому размышлению добавляю (и концентрированно повторяю).
В целом, если считать сложившееся оформление чем-то неприкасаемым, то это значит навсегда оставлять эту серию вместе с этим оформлением в прошлом. По моему личному опыту: либо остаёшься с классикой, но никуда при этом не двигаешься, либо меняешь ситуацию, но одновременно приходится менять и все окружающие декорации. С оформлением стоит пробовать работать. Но и не увлекаться. Что я и попытался продемонстрировать с разных сторон.
Да, лучше бы добавлять элементы не украшающие, а добавляющие дополнительную функциональность. Кроме того, следующий раз, возможно, следует наоборот попробовать упростить.
Переделка чего-то существующего, привычного, любимого: это всегда плохо, если только это делаешь не ты. И я имею ввиду не любовь к себе любимому, а то, что к чему-то просто банально привыкаешь, пока делаешь. Характерный пример смена привычного дизайна сайтов. Да что там далеко ходить, смена оформления книжных серий. Именно поэтому всё это всё-таки выложено здесь. Материал получился большей степени провокационным, чем он предполагался. В основном из-за иллюстраций-обложек. Но пусть будет в качестве какой-то исходной точки: это не просто наштампованный ряд картинок дорвавшегося до «фотошопа» любителя. Ну, или хочется, чтобы так было. Это опыт и точка для отсылки/цитирования в следующих материалах.
Как вы понимаете, это не попытка что-то ниспровергнуть или даже на этом самоутвердится, а обыкновенные пробы. Возможно, вломился я в тему слишком бесцеремонно, но по-другому — никак. Вопрос, надо ли менять, понятен. Да, классическое оформление гораздо гармоничнее и привычнее и никто на него пока не покушается дальше публикации всех этих странных картинок. Интересно пока задаться вопросом, что именно менять. Это для меня сейчас гораздо интереснее. И это — главное.
Поэтому, то, что ВСЁ плохо, понятно. Вопрос насколько? Где, в чём, и есть ли направление для движения?
Ну и такой вопрос. А обсуждаются ли где-нибудь на фантлабе (или не на фантлабе) обложки в контексте серийного оформления или просто серийное оформление с профессиональной точки зрения? Про тему: «https://fantlab.ru/forum/forum15page1/topic1556page1»>Издательства: оформление обложек» знаю, но там я видел больше иллюстрации.