Думаю, что мало кто возьмется утверждать обратное, но вышедший на большие экраны в 1973-м году фильм «Изгоняющий дьявола» (The Exorcist) является поистине культовым кино-произведением в жанре ужасов, ведь его популярность не ослабевает до сих пор.
Картина не только почти в 37 раз окупила собственный бюджет и породила два сиквела и два приквела, но и на долгие годы ввела в кинематограф тему изгнания демона из одержимого им человека.
За примерами далеко ходить не надо, ведь за последние 4 года было снято сразу 10 кинолент либо прямо, либо косвенно использующих наработки Уильяма Фридкина и Уильяма Питера Блэтти, режиссера и сценариста «Изгоняющего дьявола»: «Последнее изгнание дьявола» (The Last Exorcism, 2010), «Обряд» (The Rite, 2011), «Одержимая» (The Devil Inside, 2012), «Шкатулка проклятия» (The Possession, 2012), «Последнее изгнание дьявола: Второе пришествие» (The Last Exorcism Part II, 2013), «Заклятие» (The Conjuring, 2013), «Пришествие Дьявола» (Devil's Due, 2014), «Эксперимент: Зло» (The Quiet Ones, 2014), «Избави нас от лукавого» (Deliver Us from Evil, 2014) и «Одержимость Майкла Кинга» (The Possession of Michael King, 2014). И наверняка я упустил еще несколько...
Но далее речь пойдет о предпоследнем фильме из списка — «Избави нас от лукавого».
Режиссером и одним из сценаристов ленты выступил Скотт Дерриксон, известный по таким отличным картинам как «Синистер» (Sinister, 2012) и «Шесть демонов Эмили Роуз» (The Exorcism of Emily Rose, 2005), тоже, кстати говоря, эксплуатирующей тему одержимости.
Во избежание спойлеров мне не хотелось бы пересказывать сюжет фильма, поэтому я ограничусь только своими впечатлениями после его просмотра.
И впечатления эти получились сугубо положительными. И вот почему.
Во-первых, «Избави нас от лукавого» — это не ужасы в прямом смысле слова, а некий сплав детектива, триллера и фильма об одержимости, которая способна распространяться среди людей подобно вирусу (конечно, не через укус зараженного, а посредством неких манипуляций). Отсюда вытекает главный плюс картины — это ее разнообразие. Сюжет не зацикливается на чем-то одном, а плавно меняет тональность от темного к мрачному и от мрачного — к совсем уж непроглядной тьме и безнадеге.
Переходы в свою очередь подкрепляются грамотным нагнетанием напряженной атмосферы, которую по-хорошему уже с самого начала нельзя назвать светлой и жизнерадостной, создаваемой во многом благодаря грамотному саундтреку Кристофера Янга — известного в хоррор-среде композитора, работавшего над музыкой к фильмам «Кошмар на улице Вязов 2: Месть Фредди» (A Nightmare on Elm Street Part 2: Freddy's Revenge, 1985), «Восставший из ада 1-2» (Hellraiser, Hellbound: Hellraiser II, 1987-1988), «Темная половина» (The Dark Half, 1992, снят по роману С. Кинга), «Затащи меня в Ад» (Drag Me to Hell, 2009) и многим другим «ужасным» кинолентам.
Также нельзя не отметить отличную актерскую игру Эрика Баны и Эдгара Рамиреса. Их персонажам реально веришь, отчего градус сопереживания остается высоким на протяжении всего повествования. Да и чисто внешне на них всегда было приятно смотреть.
И пускай тема фильма была уже заезжена вдоль и поперек. Пускай у него есть проблемы с динамикой происходящего, отчего местами становилось скучновато. Пускай даже набор бу-эффектов в нем довольно стандартный, а потому не пугающий до мурашек по коже.
Ведь главное в любом хорроре — это его неуютная атмосфера, постоянное ощущение надвигающейся беды.
И как раз с этим в «Избави нас от лукавого» полный порядок.
Оценка: 9/10.