«Большой (не маленький, это точно) питерский (и это верно) блюз (а тут спорно): Шимун Врочек, «Питер» (ВМ 2033)
Учитывая «Войну 56» и «Рим», а также то, что уже говорил об этом, к полноформатной книге Шимуна Врочека изначально был настроен крайне позитивно. По прочтению позитива не убавилось, но основа осталась непоколебимой: «Север» Буторина остается лучшей по субъективному мнению книгой серии. Причину постараюсь объяснить ниже. Постараюсь без спойлеров, субъективности et cetera.
«Contra».
Книга изрядна рваная как по исполнению, так и по наполнению. Это главный минус, отмеченный мною. Если около пятидесяти пяти процентов текста входит в голову ровно и уверенно, перемеживая тональности в необходимом темпе, то с шестидесятого процента начинается форменный танец с саблями, ближе к завершающей части переходящий в знаменитую ирландскую про-чечетку.
Несомненно, могу и ошибаться. Но именно такое впечатление сложилось, и чем дальше, тем формировалось оно все серьезнее и серьезнее. Проводя параллели с любимой музыкой можно сказать, что… На последних страницах великолепно исполненная композиция в стиле doom ранних «Amorphis» нежданно-негаданно превратилась в скоростной gore-grind а-ля польские старожилы «Dead Infection». Самое обидное для меня заключалось в том, что совершенно искренне захотелось поверить во вмешательство редактуры текста и его обрезку. Иначе прекрасно задуманная тяжелая размеренность основной части книги одним движением клавиш превратилось в смазанное повествование по желанию автора. Хотя…
Хотя, не стоит таить греха, сам неоднократно поступал также. Причина оказывалась проста – усталость от книги. Особенно если книга нравится и ты ее носишь-носишь и переносишь уже с трудом. В формат «уорд», в смысле.
Персонажи? Да, таки и персонажи.
Иван? А что, Иван? Иван в данном случае выступает практически наблюдателем. Плохо это? Не могу сказать уверенно. Явно нехорошо, ведь к середине книги ГГ начинает работать корреспондентом для читателя. Но, опять же есть «но». Вольно упрекать кого-то в соринке, застрявшей между ресницами и не углядеть у самого себя целой штакетины. Хотя, с другой стороны, это звучит как довод «адвоката дьявола». Да, сам страдаю чем-то подобным, пусть и не всегда, и заранее ищу повод оправдать данных ход к грамотного и интересного коллеги-автора. Как бы оно ни было, и тут могу быть не прав, но в какой-то момент Иван стал именно альтер-эго автора-режиссера, наблюдающим все со стороны.
Уберфюрер? Полноте. Главная ошибка автора Врочека в данной книге. Да, колоритен и харизматичен, интересен и прочее. Но он не скинхэд. Не красный скин, не бон-скин, не олд-скульный российский времен белых шнурков и подтяжек с бомберами. Совершенно не выдерживающий критического рассмотрения политических и моральных убеждений псевдоплохиш.
Аналогия, как доказательство версии? Да запросто. ГГ целого цикла Мичурина, приближающегося к квадрологии и завершению в виде «Еда и патроны: ведро студеной крови» Кол, он же Коллекционер. Ближе к середине третьей книге о похождениях данного как бы больного на голову, отмороженного по колени и лютого аки Сатана выкидыша секретных лабораторий, наметилась тенденция. К подобрению и превращению в «янесамжизньзаставилаатакяблагороденпустьнемного изол». И именно что-то подобное, пусть и в варианте «быстрая промотка» демонстрирует персонаж Уберфюрера.
Ну, а дальше — милости прошу вот сюда: