По моему мнению, злейшим врагом российских издательств являются они сами. Я попеременно нахожусь по разные стороны баррикад что возвышаются между писателями и издателями, и каждый раз не могу понять — а для чего они воздвигли, эти баррикады? Ведь пишущие и издающие книги люди должны находиться по одну сторону. Да и потребности в баррикаде, разделяющей книжный бизнес на «своих» и «чужих», здесь в принципе быть не должно!
Но почему так происходит? Ответ прост. Наши издатели морально застряли в лихих девяностых или в начале нулевых. В те годы, когда в России ещё слабо был развит Интернет, домашний компьютер был редкостью, а качество компьютерных игр не превышало тридцати двух бит. Книга в те времена была единственным дешевым и доступным способом развлечения.
К сожалению, отечественные издатели продолжают игнорировать этот факт. Да что тут говорить, если за электронные продажи они взялись всего три года назад, а за борьбу с пиратством так и вовсе в прошлом году. Смешно, но сами писатели уже смогли найти обходные пути и успешно противостоят такому явлению, как электронные пираты. А издатели нет.
К слову, писатели в России — вот кто действительно удерживает русскую литературу от падения в бездну. Подобно титанам, они из последних сил удерживают на своих плечах само понятие «чтение», в то время как издателей это всего-лишь бизнес (при чем бизнес не самый прибыльный).
Писатели активно используют интернет. Находят новые способы коммуникации с читателями. С каждым новым днем авторы всё больше и больше берут на себе те обязательства и функции, что раньше считались прерогативой издателей. И уже сейчас многие писатели задумываются над тем — а зачем мне издатель? Почему я должен делиться с ним своими деньгами? Что он сделал для меня?
Я обстоятельно обсуждал этот вопрос с Кори Доктороу и Кэт Михос (литагент Нила Геймана). Хоть эти авторы и успешно интегрировались в современные реалии эпохи высоких технологий, они не спешат расставаться со своими издателями. Напротив, они дорожат сотрудничеством с этими людьми. Издатели в Европе и США работают совсем по другому. Для них каждый автор — друг и соратник, с которым они делают общее дело. А у нас...
Грустно это всё, право слово.
P.S. Простите, если кого обидел.