Спящий лагерь


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «armitura» > Спящий лагерь (1983)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Спящий лагерь (1983)

Статья написана 11 августа 2014 г. 18:18

Фильм на КП

Спи, моя радость, усни,

В морге погасли огни,

Трупы на полках лежат,

Мухи над ними кружат.

(с) народная детская колыбельная

Как правило, описывать сюжет в среднестатистическом слэшере — вещь бессмысленная, ибо его в фильме не более, чем в клипе каких-нибудь «Блестящих». С той лишь разницей, что к обязательным (полу)голым девицам в слэшере добавляются резня и кровавый угар. На первый план выходят не исполненные афористичности и глубины диалоги, не проработка характеров и не актеры, демонстрирующие чудеса по системе Станиславского, а исключительная изобретательность убийств, коих должно быть много, и кои не должны укладываться в стандартный шаблон: «шашка сверкнула — кому-то трындец». И тут, как водится, понимаешь, что раньше деревья были выше, а слэшеры — интереснее. Создатели пытались зацепить зрителя не обилием кровавой расчлененки, а выдумкой в реализации процесса лишения жизни ("Кошмары на улице Вязов»), скрупулезным воссозданием атмосферы ("Техасская резня бензопилой»), ну или в крайнем случае внезапностью сюжетных поворотов ("Спящий лагерь»).

Завязка «Спящего лагеря» обыденна и тщательно отполирована аж тремя вышедшими на тот момент частями «Пятницы, 13». Дано: детский лагерь отдыха возле озера в лесу. Дано: убийца, без устали крошащий жертв налево и направо. Как было сформулировано в «Крике» — плохиши умирают первыми. Однако хорошие ребята здесь тоже не жильцы — правда, их очередь приходит ближе к финалу. Все так шаблонно, что даже нехитрый детектив не впечатляет, ибо вопрос — кто убийца? — это и не вопрос вовсе. Душегуб угадывается задолго до финальных титров. Слегка скрашивает ситуацию осиная фабрика лагерных жителей — дети умеют быть жестокими и без убийств, и все эти издевательства, стервозные выходки юных красавиц, клановые противостояния и затравливание тихонь изображены очень подробно. Иногда забываешь, что смотришь фильм ужасов, а не подростковую драму. На фоне всего этого единственное проявление фантазии сценаристов, тот самый финальный твист, о котором нельзя говорить даже завуалировано, тот самый ответ на вопрос, — в чем мотив? — тот самый туз в рукаве выкладывается на стол столь внезапно, что зритель спустя несколько мгновений шока осознает: против него играл шулер. При любом раскладе оказываешься в дураках, ибо карта, решившая судьбу партии, не подвластна логике игры, она появляется неожиданно и из ниоткуда. Обманули дурачка на четыре кулачка.

Для режиссера и сценариста Роберта Хилтцика «Спящий лагерь» — это, по сути, проект всей жизни. Он снял в начале восьмидесятых первую часть, и он же в 2008 году закрыл эту лавочку, в промежутке поучаствовав в создании еще аж трех возвращений в спящие лагеря. Ничто иное в кинематографе его более не интересовало. Другое дело, что та сценарная пропасть, которая разверзлась в финале первого фильма, в дальнейшем лишь углублялась, обезумевший шулер начал метать по пять-шесть тузов за игру, нисколько не смущаясь тем фактом, что более четырех их быть никак не может. Желание разнообразить однотипный body count не только оригинальными способами умерщвления плоти (с чем в «Спящем лагере» проблем никаких нет), но и неожиданными сюжетными поворотами похвально, но иногда повороты оказываются столь круты, что вписаться в них далеко не так просто.

По всем правилам дешевого ужастика плохие актеры отчаянно фальшиво давят эмоции, мастера грима и спецэффектов с помощью 350 тысяч долларов и тонны кетчупа создают кровавую вакханалию, все традиции соблюдены. И есть во всем этом какая-то искренняя любовь к кино, какая-то уютная ламповость родом из восьмидесятых, когда слэшер еще не превратился в конвеер мясофабрики, а режиссеры пытались перещеголять друг друга оригинальностью выдумки, а не количеством внутренностей. И пусть иногда эта выдумка оказывается чем-то сроди «ШОКСЕНСАЦИЯ», контент «Экспресс-газеты», журналисты уже выехали, тем не менее освещенный мягким светом рассветной зари жанра фильм вызывает теплое чувство ностальгии по тем временам, когда Фредди под ручку с Джейсоном шинковали нерадивых подростков, а прочие маньяки с разной степенью успешности пытались им подражать.





400
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение11 августа 2014 г. 21:38
Отличная рецензия на плохой фильм :cool!:
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение12 августа 2014 г. 15:11
Спасибо :beer:


Ссылка на сообщение12 августа 2014 г. 15:10
Отличная рецензия!:cool!:
А что, очень милый фильмец «золотой эпохи» хоррора. В сравнении с большинством «Пятниц» сильно выигрывает.:-)))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение12 августа 2014 г. 15:11
В сравнении с некоторыми пятницами, скажем так :-)


Ссылка на сообщение13 октября 2014 г. 19:57
На самом деле классные фильмы. До сих пор помню как с другом на пару смотрели и катались со смеху, особенно со 2-й и 3-й частей. Еще в 4-й абсолютно замечательный момент есть, когда на парня, стоящего около толстенного и высоченного дерева, набрасывают веревку... поверх дерева :-)))


⇑ Наверх