Беседа о фантастической эротике и эротической фантастике (Д. Трускиновская) // общелитературный и фантастический блок
В литературе существует ряд тем, разработка которых с большим трудом дается писателям, в том числе — писателям-фантастам. Ломаются не только «молодые талантливые авторы», но и вполне состоявшиеся беллетристы. Между тем, именно такие эпизоды, выполненные мастерски, придают дополнительное измерение любому художественному тексту. Например, эпизоды эротические, чувственные: трудно не скатиться в пошлость, не потерять нить повествования, не свести все к череде стыдливых аллегорий. Своим опытом работы с этой сложной материей поделится с участниками Петербургской фантастической ассамблеи рижская писательница Далия Трускиновская, автор романов «Шайтан-Звезда», «Несусветный эскадрон», «Охотницы на мужчин», «Число Приапа» и множества других фантастических, исторических и детективных историй.
Тезисы:
- Откуда она вообще взялась, эта эротика?
- Эротика для мужчин и для женщин — это две разные эротики.
- Эротика как знак протеста.
- Аксиома «и инопланетяне любить умеют».
- Правило «все нам можно, но не все полезно».
- Что такое эротические детали? Совсем не то, что вы подумали...
Доклад-показ «Сказка ложь, да в ней намек. Новый Дисней и его «мамочки» (Т. Желокова) // сказочная секция
Ни для кого не секрет, что Дисней занялся переделкой старых сюжетов. С детства знакомые всем истории получают новую жизнь и новые смыслы. Отношения принца и принцессы больше не являются главным сюжетом сказок. Но о чем же эти сказки? Какие отношения попали во главу угла для Диснея XXI века? Как ни удивительно, но принцессы нынешнего столетия более всего озабочены отношениями с матерями и выбором жизненного пути. Подробности — на Ассамблее!
Доклад об истории Литературной студии (А. Балабуха) // общелитературный и фантастический блок
Литературные кружки, семинары, студии всегда были неотъемлемой частью писательской жизни Ленинграда — Санкт-Петербурга. Стоит заговорить об этом, и на память сразу приходят блистательные переводческие семинары Татьяны Григорьевны Гнедич, Эльги Львовны Линецкой и Марии Абрамовны Шерешевской. Или поэтические — скажем, Галины Гампер или Вячеслава Лейкина. А как не вспомнить прекрасный литературный клуб «Дерзание» во Дворце пионеров, выпестованный Алексеем Адмиральским, — больше половины его членов оставили впоследствии яркий след в литературе. Если же говорить об НФ — тут и неформальный клуб фантастов, собиравшийся в гостиной журнала «Звезда» в 1960-е, и семинары Ильи Варшавского и Бориса Стругацкого, и, наконец, литературная студия Андрея Балабухи...
Почему и зачем, но с удивительной обязательностью возникают и, как правило, достаточно долго живут подобные объединения? Почему из них всякий раз непременно выходят хорошие авторы? Неужели писательству и впрямь можно научиться? Как же быть тогда с талантом, с той самой искрой Божией? Обо всем этом (и, разумеется, не только об этом) расскажет писатель Андрей Балабуха.
Доклад «Фантастическая китайская грамота» (Н. Караев) // общелитературный и фантастический блок
«Что мы знаем о лисе? Ничего. И то не все». А о фантастике громадного Китая мы знаем, пожалуй, еще меньше — главным образом в силу языкового барьера. Между тем китайская фантастика существует и процветает, история ее замысловата, а перспективы светлы. В настоящее время фантастов КНР начали переводить на английский, однажды их наверняка переведут и на русский. О трех периодах и множестве составных частей китайской фантастики — в докладе Николая Караева на Петербургской фантастической ассамблее.
Круглый стол «Петербург в творчестве питерских фантастов» // Петербургская секция
Санкт-Петербург не первое столетие выступает в роли полноправного героя «нереалистической», романтической и фантастической прозы. Традиция тянется от Пушкина, Гоголя и Достоевского до наших дней. О том, как представлен наш город на страницах их книг, о своем видении городских мифологем участникам Ассамблеи расскажут писатели-фантасты, для которых Ленинград-Петербург не просто безликий мегаполис, абстрактное «место действия», а нечто большее: когда персонаж, а когда и соавтор. Участвуют Дмитрий Вересов, Вячеслав Рыбаков, Александр Щеголев и др. Ведет Елена Уланова.