и ступа с


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kon28» > "... и ступа с Бабою-Ягой..."
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«... и ступа с Бабою-Ягой...»

Статья написана 17 июня 2008 г. 19:51

Как-то раз в компании знакомых, услышал от одной учительницы русского языка и литературы (кстати, хорошей учительницы — увлеченной и неравнодушной:-D) интересную вещь. Эта учительница провела среди девятикласников что-то вроде неформального опроса. Вопрос был задан очень простой: «Какое произведение классической русской литературы из школьной программы запомнилось лучше всего и вызвало наибольший интерес». Причем спрашивала она учеников во внеучебное время и в неформальной обстановке именно для того, чтобы получить «чистый» результат. Так вот, на первом месте оказались «Вечера на хуторе близь Диканьки» Гоголя, на втором месте «Лукоморье» Пушкина и на третьем месте «Сказки» Салтыкова-Щедрина. Учительница была этим очень удивлена, так как старалась очень ненавязчиво и интересно давать ученикам и Толстого и Достоевского и Чехова... А чего удивляться? — подумал я. Дети совершенно четко показали, что запомнилось и заинтересовало их именно необыденное, связанное с чудом, волшебством. То есть — ФАНТАЗИЯ. По определению, тексты, побуждающие к мечте, фантазированию, размышлению. Ну неспособен подросток (я имею в виду нормального подростка:-D) размышлять над текстом «Войны и мира» или «Иванова», даже и  с усилием. А вот живо представить себе ведьму-панночку или Пацюка, ученого кота или премудрого пескаря — способен.

А вообще, пока в человеке живет способность удивляться, мечтать, фантазировать, только тогда в нем растут таланты и способности, в том числе и мало вроде бы отношения к фантазии имеющие;-)





73
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение17 июня 2008 г. 23:46
Согласен с Вами полностью. Мне всего 19 лет и воспоминания свежи. Не мог понять многих произведений вообще, только когда уже на уроке учитель начинал делать анализ текстов, то что-то прояснялось. Да и то это были вовсене мои мысли. Ну, как же не согласиться с Белинским или Добролюбовым? Приходилось подакивать. Когда я написал гневное сочинение о том, какое же плохое произведение «Преступление и наказание» мне сразу вкатили трояк. Бывает. Программа школьная сильно перегружена бесполезными для детей проиведений.
Запоминаются только с детства знакомые, загадочные или необычные персонажи. Я, например, до сиз пор помню, как нам рассказзывали подвиги Геракла в первом классе.


Ссылка на сообщение18 июня 2008 г. 03:59
Интересная тема. Школьную программу по предмету литература нужно менять. Как можно давать детям «Мастер и Маргарита» или «Преступление и наказание». Человек может быть к этому в 16 или 17 лет вообще не готов по многим причинам. Зачем мучать школьников. А преподы потом удивляются, что они лучше запомнили?! Ясен пень — запомнять лучше, то что понравилось, а не то что вы хотите. Я школу давно окончил, но роботом не был и многое что задавали читать откидывал в сторону. Не считаю, что стал глупее, если не прочитал «Преступление и наказание» или какое-то другое произведение писателя-классика. Коли уж сказал, что школьную программу надо менять, то вроде в колонке baroni уже отвечал. Все просто — нужно дать школьникам большой список книг и произведений, а они уже сами выберут те которые прочитают. Не думаю, что кто-то станет глупее, если не прочтет «Анну Каренину» или еще какое-нибудь произведение. Я знаю какая сейчас обстановка в школах... школьники кладут большой болт на заданный им материал и больше предпочтут сидеть в каком-нибудь контакте.ру, чем читать не интересующую их книгу. Учителя и педагоги, протрите глаза, программу нужно не только менять, но и совершенствовать. А потом они жалуются сами себе, что школьники ничего не хотят.


Ссылка на сообщение18 июня 2008 г. 09:53
Учася в школе, я тоже временами думала: а вот бы хорошо, если бы вместо Льва Толстого задавали читать Жюля Верна и его на уроках разбирали (смайлик с мечтательно заведенными глазками). А потом сама же себе отвечала: а зачем Жюля Верна задавать, его все и так, добровольно, прочитают. А проходить надо тех, кого по доброй воле в 13-14 лет читать не станешь.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 июня 2008 г. 15:31
Я так никогда в школе не думал:-D. Я просто читал и читал. И далеко не только Верна и Лондона, но и историческую литературу и литературу о войне и биографические романы и конечно фантастику. Дело по-моему не в этом. В своем посте я прежде всего хотел обратить внимание на то, что именно запоминается подростком. Причем запоминается не зубрежкой, не из-под палки и не по обязанности, а именно свободно, вольно, по собственному желанию. И остается затем воспоминанием положительным. И если уж говорить об уроках литературы, то на мой взгляд, нет асболютно никакой необходимости заниматься серьезным разбором Толстого, Достоевского, Гончарова, Островского и тд. Большая часть классической русской литературы должна бы преподаваться либо факультативно, либо обзорно, либо в классах с гуманитарной направленностью. Давать классику ученикам конечно же необходимо, но никак не в тех количествах и уж конечно, гораздо в лучшем качестве, чем «Катерина — луч света в темном царстве»>:-|. А вот давать ученикам больше литературы, не только умной, но и занятной, побуждающей к самому процессу чтения, интересной именно подростку, надо бы. Кого? Из русской классики безусловно Гоголь, Салтыков-Щедрин, неплохо было бы давать хотя бы ознакомительно Нарежного, Помяловского, Одоевского... Куприн и Бунин бы желательны были в большем количестве. А далее — Орлов и Искандер, Стругацкие и др и др. Я в данном случае сужу по своему собственному опыту. К классике я лично пришел уже после армии. А вот любовь к чтению у меня началась совсем с другой литературы. Сначала — сказки, затем приключения, фантастика, историческая литература. Я читал запоем и только в сознательном возрасте количество прочитанного стало перерастать в качество. Но не было бы этого количества, не стало бы и качества в конечном итоге:-))).
 


Ссылка на сообщение18 июня 2008 г. 15:45
Вот это правильно — преподавать литературу с целью побудить к процессу чтения вообще. Сейчас такая необходимость уже назрела. А раньше все пытались разные общественные процессы и социальные типы по ней изучать — и не заметили, что цель пора менять.


Ссылка на сообщение20 июня 2008 г. 12:08
Кстати, как ни странно, мне у Гоголя гораздо больше понравились «Мертвые души» (именно в 9-10-м классах), чем «Вечера на хуторе» :-)
Но согласен, что гораздо интереснее было бы разбирать того же Жюля Верна или Уэллса, чем, например, Островского.


⇑ Наверх