Да, это круто.
Фантастика первого сорта безо всяких сомнений — хотя высшую планку не взяли.
Это стоит посмотреть дважды.
Теперь подробнее.
Да, там куча сюжетных косяков и ляпов:
— Европу давно бы закидали ядерными батонами;
— что вообще мимикам надо на территории?
— отчего с пляжа надо было пробиваться медленно и неспешно, сквозь толпы врагов, а не сразу угнать конвертоплан?
— отчего признанный неудачным образец хранится в сейфе, прямо в кабинете у командующего?
— экзоскелеты — довольно туповатые, не функционально смотрятся (хотя кадр одинокого экзоскелета на огороде — один из самых запоминающихся), ну а меч — просто взят в анимэ...
Но эти ляпы простительны, как простительно в глазах атеиста описание чудес в околобиблейской литературе — есть законы жанра и вот так забыть о «чудесах» не получится.
Важнее другое: фильм стал с одной стороны интересным боевиком, динамичным, захватывающим, с хорошими актерами, с крутыми спецэффектами, словом — кассовым, а с другой — это явный шаг вперед для развития жанра.
Он лучше и глубже «Дня сурка».
Очень хорошо показано ощущение от вариативного состояния будущего.
Герой, когда ему объясняют ситуацию — начинает поначалу медленно нащупывать, что он может сделать и чему научиться за каждую итерацию, за очередное воскрешение. Где-то есть тупой перебор вариантов, как в игрушке, а где-то прозрение и рациональное решение проблем.
Потом — очерчиваются границы — что позволяет сделать ему этот день, что позволяет сделать данная локация (очень много ассоциаций с компьютерными играми).
Потом — отвечает себе на вопросы «зачем все это надо».
Казалось бы — такие же метаморфозы переживает и журналист в Панксатоне?
Но тут есть:
— образ героини, которая пережила такое состояние. Она многому научилась за те сотни боев, что провела в «перезагрузках», теперь у неё боевое чутье, она тренируется на износ — но она уже не «хозяин одного дня». И этот образ человека, бывшего полубогом, но каждую секунду помнящего об этом — одна из несомненных удач фильма (и, кстати, сколько раз не перезагружай день – мускулатуру не накачаешь. Героиня именно что «извлекала уроки» из серии перезагрузок);
— противодействие в «Войне Хроноса». Очень слабенькое и одноходовое, но все-же оно заявлено;
— обстоятельства. Это не милый провинциальный городок, это — решающее сражение. Потому жизнь, смерть, удача, глупость, сообразительность — куда как ярче. И варианты развития отношений с одним и тем же человеком – ох как богаче продемонстрированы (пять минут вокруг эпизода с кофе и вертолетом — это Трагедия);
— отчасти раскрыт образ «разума без рассудка» — то, что так хорошо описано в «Ложной слепоте». Мимики разумны — но лишь отчасти. Способность перезагружать день позволяет не развивать разум в человеческом понимании. Зачем представлять себе весь мир и судророжно прогнозировать будущее, если можно попробовать дюжину вариантов, и выбрать лучший?
— да, ближе к финалу — ку-ку. Все меняется. Теперь надо проходить новые локации без сохранения...
Великолепна работа с устранением лишних диалогов, «сжатия времени» — тут респект режиссеру безо всяких сомнений.
Но чего я не увидел в фильме — а очень хотелось.
Контроль одного дня, и бесконечные попытки возвращения, чтобы переиграть ситуация — это возможность со своими пределами. Если вы знаете, куда может упасть следующий снаряд и отодвигаетесь в сторонку, то да, вы становитесь неуязвимы. А если жахнуть термоядерным батоном по площади? Или сделать самонаводящийся снаряд, которому все равно, куда вы пойдете, потому как он решает, куда лететь, в режиме реального времени?
Случайность и необходимость, возможность и действительность — эти категории диалектики задают ту меру свободы, которой пользует субъект, перезагружающий день. У него есть как бы конус принятия решений, который возникает от точки перезагрузки. Но если противник закрывает всю площадь такого конуса — то выигрышных вариантов нет. И люди отчасти (!) уже пережили такую войну. В «Тихоокеанской премьере» Переслегина очень хорошо показано. как японские адмиралы 1944-го искали варианты противодействия американскому флоту и авиации. Они работали со «случайностью» куда лучше американцев, у них были тщательно продуманные планы сражений, они великолепно умели использовать косвенные факторы. Но это не помогало против «подавляющего превосходства»...
Если война с мимиками шла уже сколько-нибудь длительный период времени, если стало ясно, что мимики как-то предсказывают будущее — то неизбежно должны были появляться виды вооружений, рассчитанные именно на такого противника. Или исчезать те виды вооружений, которым такой противник противостоит легче всего.
При высадке на пляже мы должны были бы увидеть тысячи небольших, самонаводящихся по теплу мимика ракет (с радиусом действия чуть больше, чем тот луч, что испускает мимик). Самое широкое применение кассетных бомб и боеприпасов объемного действия — которые создают площадь сплошного поражения. Плюс что-нибудь «задымляюще-ослепляющее» — чтобы снизить эффективность поисковых систем мимиков.
Казалось бы — элементарные соображения. Но их не стали воплощать на экране.
Куда более интересно было бы увидеть ту интригу, которая выкинула за борт ученого, разбиравшегося в мимиках. Того, который сконструировал устройство по общению с ними.
Вот тут можно было раскрыть потенциал противостояния во времени, Войны Хроноса.
Да, это потребовало бы 5-6 серий, бюджета в 3-4 раза больше...
Но я очень надеюсь, что снимут сериал.
П.С. Иногда дураков не спасают даже полубоги...