«Триумф мифа над разумом»
Автор: Олег Пленков
Издательство: Владимир Даль
ISBN 978-5-93615-112-5; 2011 г.
С чем у Вас ассоциируется Германия? С Гёте и Гегелем? Я не сильно ошибусь, если скажу – у значительной части людей при словах «Германия» и «немцы» в голове всплывает образ австрийского художника, который очень не любил, славян, евреев, цыган, французов и вообще всё не немецкое.
Если честно, то ситуация очень странная. Германия и вошедшие в неё немецкие государства традиционно выделялись сильной наукой, самым образованным в Европе населением. Однако это не помешало немцам породить самый страшный режим в истории человечества.
Ситуация усугубляется рядом идеологических стереотипов, установившихся после, Второй Мировой войны, в странах-победителях и многочисленными спекуляциями на тему нацистских баз в Антарктике и на Луне. Следствием этого является слабое понимание того, что такое нацизм, откуда он взялся и почему смог проникнуть в умы и сердца немцев.
Однако, работа по изучению нацизма и его истоков ведётся. Один из исследователей, работающих в этом направлении, петербургский историк Олег Пленков. В своей книге «Триумф мифа над разумом» он попытался ответить на вопрос «Соответствует ли нацизм немецкой политической культуре»?
«Триумф» второе издание книги, ранее выходившей под названием «Мифы нации против мифов демократии». Я познакомился с обоими вариантами и могу заверить, что особой разницы между ними нет. Во втором издании часть ссылок на иноязычные издания заменена на их русские переводы, да грамматических ошибок больше. Вот и все отличия.
Сама постановка вопроса о соответствии нацизма немецкой политической культуре потребовала обратиться к вопросам особенностей развития немецкой политической культуры, политической ситуации в Веймарской республике, ряд национальных мифов использованных нацистами и рассмотреть идеологию других правых движений Германии.
В результате Пленков приходит к выводу, что нацизм не соответствует немецкой политической культуре. Аргументирует это он так – не соответствие нацизма целям консервативной революции, из которой он вышел, назначение Гитлера на пост канцлера было случайным, а те кто передал ему власть рассчитывали на совсем другой результат, у Гитлера были очень сложные отношения с немецкой политической традицией.
На этом месте внимательный читатель наверняка начнёт недоумевать. Весь ранее приведенный в книге материал говорит о том, что немецкая политическая традиция склонная к авторитаризму, в идеологических установках немцев того времени огромную роль играли национализм, расизм, юдофобия и идеология особого пути, а реваншистские настроения после Первой Мировой войны были колоссальны.
Конечно нацизм не был полностью тождественен предшествующей политической культуре Германии, но ничто в нашем мире не статично, особенно после такого катаклизма как мировая война. Выход нацизма из немецкой консервативной традиции автор не отрицает.
К тому же, как мне кажется, в книге упущен важный момент – 20-е годы прошлого века время активизации правых движений как реакция на революции, прокатившиеся по всей Европе.
Тем не менее, книгу стоит почесть. Она написана достаточно понятным языком (хотя у неподготовленного читателя может возникнуть потребность пару раз заглянуть в толковый словарь или словарь иностранных слов), и неплохо расширяет кругозор.