Йен Макдональд. Дом Дервиша
Москва: АСТ, 2014
На обложке русского издания романа — упоминание о номинациях. Хотя роман получил несколько заслуженных премий. Отчего?
«Дом дервиша» — образец добротной современной литературы, которому не хватило буквально пары шагов до шедевра. И поговорка про лучшее, которое враг хорошего — камертон всего текста.
Йен Макдональд в который раз ставит амбициозную задачу — показать, как в ближайшем будущем изменятся образы и обычаи, составляющие ядро этнической культуры.
Избран общий фон — Стамбул. Избран малая группа: жители старого, еще деревянного дома-текке, каждый со своим характером, с проблемами и мечтами — прием, почти да автоматизма доведенный Стивеном Кингом. Избран временной промежуток — одна неделя. Каждый успевает подумать о само важном в собственной жизни.
В переплетении интриг, как в медленно растущих узорах восточных орнаментов, можно показать душу эпохи. Она наступит совсем скоро, и двадцати лет не пройдет.
Сильная сторона романа — сочетание образов разных времен, которые силой вещей превращаются в одно целое.
Фанатизм становится невозможен без наноботов — они дают людям мировосприятие истинно верующих. Больному ребенку ассистируют роботы — маленькие помощники бегают по всему городу. Медовый кадавр, легендарный магический артефакт, оказывается инструментом укрепления семьи, пусть и в неожиданной форме. Биржевые сделки строятся на контрабанде радиоактивного газа. Который «божественные инженеры» хотят насытить наноботами и отправить в Европу.
В тексте можно найти ссылки еще на сотни, тысячи других историй. Они, будто кораллы на дне морском, растут сквозь вечность, и очередные их завитки — смена эпохи.
Будь роман целиком историческим — отнеси автор время действия в прошлое — возможно, получился бы шедевр, достойный пера Умберто Эко. Но с будущим возникли проблемы.
Попытка спроектировать политическую обстановку на основе статей политологов — ошибка. Делать так — все равно, что прокладывать путь в море по голосам сирен. Прием Турции в ЕС, бомбежки ядерных реакторов и т.п. — в качестве образов будущего эти картинки устарели еще десять лет назад. Автору лучше выдумывать свою лоцию. В сатирической фантасмагории может оказаться на порядок больше истинных черт грядущего, чем в унылой агитации очередного «эксперта». Сказать сегодня, как ислам и социализм будут в очередной раз перетасованы в политической колоде Турции, и каким окажется место капитала в новом пасьянсе — сложная задача. Автор фактически отказался от её решения.
Легкость, с которой был найден «медовый кадавр» — настораживает. Веет духом Индианы Джонса. Миловидная женщина-антиквар беседует с полудюжиной людей — и вот, уже находит заветный гроб, наполненный медом и запечатанный свинцом. При том из новых технологий в её распоряжении лишь компьютер с базой фотографий, да сам гроб вскрывают лазером. Основные инструменты: память, интуиция и репутация. Которые позволяют находить самых удивительных стамбульских фриков. В реальном мире, где даже у кассирш в супермаркетах есть ультрафиолетовые лампы для проверки купюр, такая работа антиквара выглядит даже не старомодной, а просто архаичной.
«Индустриальные» технологические допущения — даны с перебором. Целиком автоматизированная работа газопровода высокого давления на протяжении многих лет? Фактически без расходов на ремонт и внимания специалистов? Без хотя бы дорогостоящих роботов, которых тоже надо регулярно менять? Фантастика в плохом смысле слова — вроде подпольного, никому не известного завода «доктора Зло», на котором он строит космический корабль.
Узкий сектор внедрения новых технологий — автор будто не замечает, как многообразно применение его выдумок. Футурологи обычно используют пример с мобильными телефонами — быстрое появление, самое широкое распространение и сотни изменений, которые потянула за собой возможность связаться с друзьями откуда угодно. Макдональд рисует образ «робота» — детской игрушки, которая может стать и змеей, и птицей и обезьяной, свободно перемещается по крышам и перелетает через потоки транспорта. Но такие роботы мгновенно нашли бы применение в большом городе. Квартирные воры оценили бы их. Частные детективы оценили бы их. Ремонтники и курьеры — тем более. Это ведь не собачка «айбо» — непрактичная и быстрая на поломку игрушка. Это надежное и легкое в использовании устройство. К тому времени, когда ребенок из не слишком состоятельной семьи смог бы получить в подарок такую «игрушку» — государство подняло вопрос о контроле за роботами. Так что юный детектив столкнулся бы с проблемой постоянных задержаний своей крысы-птицы-обезьяны, запретных зон и множеством других неприятностей. Но в Стамбуле он практически один.
Конечно, основной технологией, которую автор «продвигал» в романе, стали наномеханизмы. И возможностей их использования — довольно много. Воздействие на психику, на структуры материалов, прямое использование в бою.
Но!
Макдональд изящно «забыл» про другие важнейшие технологии. Его можно понять — автор романов и рассказов об искусственных интеллектах ищет новые «рабочие площадки», пытается уйти от самоповторов. Проблема в общей линии технического прогресса: если действует закон Мура, и новые процессоры проектируются, как фасоны одежды на следующий сезон, то новые возможности техники должны стучаться в каждый дом.
Описан «цептеп» — проектор изображения на сетчатку глаза, который заменяет мобильники с планшетами. И все? Где множество автопилотов — в каждом автомобиле? Где охранные системы с десятками алгоритмов распознавания угрозы? Базы лиц и голосов отчего-то не попали в распоряжение обычных граждан — хотя подобные вещи практически «стучаться в двери». Да, показаны программы-брокеры, но в совершенно устаревшей трактовке пятилетней давности.
Лишь единственный раз автор дал волю собственному воображению — в мечтах одного из персонажей показан мир победившей нанотехнологии. Где возникнет абсолютная память, исчезнут многие болезни, совершенно переменится манера общения. Но даже эти мечты — проговариваются на фоне Гранд-базара, который никогда не изменит своим средневековым привычкам.
Это фатальные недостатки?
Для хорошей литературы — всего лишь проблемы второго плана.
Описания Стамбула и маленького разделенного Корана. Отступления в политическую историю и очерки о каллиграфии. Страсти футбольных болельщиков и муки раскаяния постаревших революционеров. История мечетей и биографии архитекторов. Коллекции запахов и приемов работы с инсайдерской информацией. Страхи гонимых греков и глупости фанатиков. Вот основа романа — правдивая, интересная, местами захватывающая, а местам утомительная. Она практически безупречна, будто кальян, созданный опытным и скрупулёзным ремесленником. И очередная глава истории — как табачная смесь разных сортов.
Потому вдыхая ароматы Стамбула, ощущаешь движения светил в небе — настолько целостна и всеобъемлюща картина города. Это волшебно. Но планеты идут немного неправильным путями…
П.С.
Который год цветет мой текст в финале...
а приза не берет...
№14. Силуэт номинанта. (Йен Макдональд. Дом Дервиша. Москва: АСТ, 2014).
50 баллов. Автор — Станислав Бескаравайный. Днепропетровск.
http://www.fantlab.ru/blogarticle31027
По итогам конкурса — шестое место среди рецензий.