А вы не ждали нас а мы


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Miya_Mu» > А вы не ждали нас, а мы приперлися
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

А вы не ждали нас, а мы приперлися

Статья написана 28 апреля 2014 г. 04:36

Дамы и господа, у меня тут возник такой вот вопрос. Написала я надысь отзыв на Старджона и в нем вполне стихийно, как это бывает в отзывах, упомянула определение научной фантастики из Филипа Дика

цитата

«в научной фантастике должна присутствовать ярко выраженная новая идея». Цитата неточная, следущая – точнее и  важнее – «Она должна бросать вызов интеллекту читателя, пробуждать в его сознании мысль о возможностях, о которых он раньше даже не задумывался».

Так же стихийно ее продолжила в сторону социальной фантастики —  в том смысле, что поставлена новая морально-этическая проблема, пробуждающая в читателе мысль о сложностях и способах верного поведения, которые раньше он более-менее игнорировал.

И вот что мне стало интересно — настолько, что хочу услышать ваши мысли по поводу.

Primo. Все вроде бы признают, что в фэнтэзи важна фактура. А в социальной фантастике важна достоверность и научность фантастического допущения?

Для примера: интуитивно я понимаю, что «Сорные травы» — очень неудачный перефраз «Дня триффидов», и что эта неудачность связана с неряшливым и недостоверным фантдопущением относительно причины катастрофы. В то же время в «Дне триффидов» причина тоже взята, мягко выражаясь, с потолка, но ни логику, ни здравый смысл она не оскорбляет.

Где проходит это разделение между аморфной небылицей и фантастическим допущением, есть у кого-то соображения на эту тему? На конах и мастерклассах что-то говорили же об этом, — и если да, почему премируют работы, которые не проходят критерий фантастических текстов.

Я буквально хочу сказать следующее — абсолютное большинство русскоязычных текстов известного периода как бы относится не столько к фантастике, сколько к сказке в фантастических декорациях. Задан этот вектор, насколько я понимаю, Лукьяненко и Олдями — поправьте меня, если ошибаюсь  и кто-то принес эту моду раньше. Фэнтэзи и Идиатуллин на этом фоне выигрывают, но если кто пишет сбалансированный текст внутри научной фантастики, с продуманной легендой о том, как возникает и решается проблема, он/она должны выиграть гораздо больше, надо думать.

Кому не в труд, накидайте названий таких ф.работ, без сказочных роялей в кустах экзистенции. То есть с приличной проработкой новой идеи и новой проблемы — на литературное качество забить.

(Кроме Онойко — про нее я и так помню и с ожиданиями за ней слежу)

Segundo. Не могу вспомнить, что у нас есть из социалки, где разворачиваются общечеловеческие проблемы, а не локально-временные сегодняшней реальности автора. Если возьмем (например) историю Подкидышей, — с той степенью соучастия, в которую нас втягивают АБС — то в англоязычной фантастике подобные эпические проблемы ставились в количестве (хотя Планета обезьян написана, если ничего не путаю, на французском?). Тут у меня два подвопроса знатокам —

— в западной фантастике интерес к этому тоже увял или я ошибаюсь?

— в последние даже не десять, а двадцать лет эпические, общечеловеческие проблемы вообще поднимались у нас? при соблюдении первого пункта, разумеется.

(про Жарковского, Шелли и Ляха я, разумеется, помню, хотелось бы еще имен, у которых концы сходятся с концами, простите меня за невольный каламбур)

Tercio  Каким критериям должна соответствовать социальная фантастика, чтобы она оставалась фантастикой, а не превращалась в сказку-фэнтэзи-магреализм?

Всех заранее чувствительнейше благодарю.

PS И такой неожиданный вопрос — к какому жанру относится В ожидании К. Аренева? (черное и белое не берите, про магический реализм не говорите)





342
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение28 апреля 2014 г. 08:14
«День Триффидов» — не социальная фантастика, а типовой роман катастроф. У них обычно характерная структура: робинзонада, поиски, социализация, борьба с диктатурой, бухгалтерия ресурсов. И фантдопущение в этом романе на самом деле напрягает, потому что попахивает изрядным идиотизмом. Не думаю, что я один такой пурист.

А социальная фантастика — это, ИМХО, вот что: «Надоели ваши железяки, рамки и ограничения. Хочу писать как Большие» (при этом терять прикормленную ЦА не хочется, да и привычка строить логически непротиворечивый базис даёт о себе знать, поэтому получается тот же халатик, но с перламутровыми пуговицами). В социальную фантастику устремляются научные фантасты-ренегаты, когда им надоедает возня на подростковом уровне, а шагнуть выше образование (или умение говорить просто о сложных вещах) не позволяет. Но они ни в коем случае не изобретают социальные явления, а только перефразируют наличный материал. В отличие от «органичных» социальных фантастов, типа Гессе или Кафки (которе изначально не несут на челе печати научного метода и вольны в построении ситуаций), ренегаты долго продолжают использовать методы, наработанные в НФ, при этом стремясь «преодолеть сопротивление материала» и вильнуть в гротеск, фантасмагорию и полный джаз.

цитата

но если кто пишет сбалансированный текст внутри научной фантастики, с продуманной легендой о том, как возникает и решается проблема, он/она должны выиграть гораздо больше, надо думать.
Они не должны нигде выигрывать, потому что для потребителя литературы достоверность и соблюдение принципов дело десятое после увлекательности сюжета, закрученности ситуаций и скорости-глубины погружения.

Последнее, что читал, и что оставило какой-то след — «Кочевники поневоле» Гелприна. Социальная фантастика в поздне-советском духе. Но там проблема в том, что автор размашисто рубил хвосты, втискиваясь в объём истории, за бортом осталась куча обозначенных но не раскрытых следствий принятого допущения. Не могу его осуждать — в альтернативе была бы эпопея толщиной с «Дюну» с неизбежным загниванием к третьей-четвертой книге.


Ссылка на сообщение28 апреля 2014 г. 12:18

цитата swgold

для потребителя литературы достоверность и соблюдение принципов дело десятое после увлекательности сюжета, закрученности ситуаций и скорости-глубины погружения.



Как я уже писала, чтение Старджона вызывает у меня грусть. Вот именно поэтому :-))) Совершенно поразительный писатель, которого читатели НФ благополучно забывают — слишком поразительный писатель. А читатели мейнстрима так и не нашли — слишком поразительный фантаст.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 апреля 2014 г. 13:20
Я его просто забываю — моментально по прочтению, текст вместе с фамилией. Примерно как Макса Фрая — только прочитал какую-нибудь еху, как тут же можно начинать по-новой, всё из головы начисто выветрилось. Но где Старджон, а где Фрай — прямо ужас какой-то...


Ссылка на сообщение28 апреля 2014 г. 12:24
Как же Старджона не забыть благополучно, если его на русском не издают? Сколько там, четыре авторских книги за 25 лет свободного книгоиздания? Жесть.


Ссылка на сообщение28 апреля 2014 г. 16:53
Да уж. с Фраем я бы не стала сравнивать :-))) Впрочем. я всего одну вещь Фрая читала — телегу какую-то — и раздражала она меня с первой строчки до последней. Такая жеманная претенциозность — ужас.

Старджон совершенно чудесный писатель — хотя и очень неровный. Но его лучшие вещи — это гениально.


Ссылка на сообщение28 апреля 2014 г. 16:54

цитата Lexxx

четыре авторских книги за 25 лет


Если учесть, что там аж 13 томов только рассказов с повестями — да, жесть. Сперва планировали 10 издать. но когда взялись за подборку, обнаружилось, что на 13-14 набирается. Это без романов.


Ссылка на сообщение29 апреля 2014 г. 01:28
Прошу меня простить, камарадос, что не отвечала — только доползла до компьютера. Морген, Морген, нyp нихьт хойтэ непременно отвечу.


Ссылка на сообщение29 апреля 2014 г. 21:13

цитата Miya_Mu

Все вроде бы признают, что в фэнтэзи важна фактура. А в социальной фантастике важна достоверность и научность фантастического допущения?
Неверный посыл. Хорошая научная фантастика может быть построена на заведомо ненаучном допущении. Примеров воз и маленькая тележка.
Важна не столько достоверность, сколько художественная убедительность. Dixi.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 апреля 2014 г. 05:42
Принимается.


Ссылка на сообщение12 мая 2014 г. 07:31
Андрей Плеханов «Царь муравьёв»


⇑ Наверх