О чём речь? Фильм «Рестлер» режиссёра Даррена Аронофски
Это тот, который снял легендарный «Реквием...»? Да, он самый.
А о чём фильм? На название обрати внимание.
Ясно. А кто исполняет главную роль? Микки Рурк
И хорошо он сыграл? А ты посмотри и узнаешь.
А по твоему мнению? По моему мнению хорошо, а вот как считает автор блога узнаешь далее.
Прочитаю обязательно. А вот фильм на DVD скоро выйдет? Да, в ближайшие дни «CP Digital» выпускает однодисковое издание фильма.
Fearless:
У Рестлинга две стороны медали: с одной — это театрализованная постановка, заранее продуманное шоу, где исходы поединков известны, а бойцы выступают в роли актёров, с другой стороны — это профессиональный вид спорта, довольно травмоопасный, а бой больше напоминает самоистязание, т.к. соперники должны подставляться под удары и изображать боль. Спасает рестлеров от травм следующее: умение правильно падать, мягкий пол на ринге, умение принять удар, и в какой-то степени мышцы, которые при напряжении служат лёгкой защитой. Со стороны рестлинг напоминает спектакль, но травмы преследует это театрализованное шоу довольно часто, а некоторые способны повлечь за собой уход из этого вида спорта навсегда.
До Аронофски никто ещё не снимал фильм о рестлере, хотя спортивная драма, уже давно раскрывшийся жанр и прекрасно себя зарекомендовавший. Американская киноакадемия выделяет спортивную драму, как один из десяти лучших жанров кинематографа. Эталонами, пожалуй, являются «Рокки» и «Бешенный бык», в которых наиболее ярко была раскрыта тема бойца на ринге и вне его, поэтому «Рестлер» не мог нести принципиально новой идеи. Всё, что можно и нужно было сделать — поставить реалистичное кино с правдоподобной актёрской игрой. Аронофски всё это прекрасно понимал, поэтому принял проект, как вызов в своей карьере.
Уже давно умными людьми подмечено, что ограниченный бюджет фильма — это не только недостаток, а своеобразный плюс творческим решениями, вызов профессионализму и таланту. Так или иначе, но деньги — это лишь способ помочь мастеру в любом виде искусства, а в кинематографе тем более. Поэтому ограниченный бюджет за всю историю кино, не мешал, а помогал создавать шедевры, которые впоследствии становились классикой. Дело ещё в том, что плохой режиссёр с любым бюджетом поставит чепуху, а мастеру ограниченный бюджет будет как минимум способом доказать свою профпригодность.
«Пи» Аронофски снимал за довольно смешные деньги, но это не помешало создать ему высокохудожественный артхаусный слепок. Прокол наступил на «Фонтане», после которого Аронофски долго плевался, что больше никогда не притронется к компьютерной графике. Поэтому «Рестлер» — это своеобразное возвращение к истокам, к тому времени, когда крохотный бюджет помогал этому режиссеру погрузиться в творчество, забыв про деньги. «Рестлера» могло и не быть, т.к. продюсеры всячески открещивались от проекта, но настойчивость режиссёра и умение долбить в одном направлении принесли свои плоды. Проекту выделили совсем уж скромный бюджет и поставили цель пробиваться на кинофестиваль.
Аронофски подошёл к фильму с присущей ему креативностью и энтузиазмом, с которыми его талант находит лишь усиление. В интервью, он не раз говорил, что «Рестлер» — это документальное кино снятое с главным принципом — создать во всём реалистичность и отталкиваться от этого. В действительности всё так и получилось, и даже более того, история рестлера рассказанная в этой картине — это своеобразная биография Микки Рурка, если изменить несколько фактов, а другие переосмыслить. Поэтому вне сомнений, что Рурк подходил на эту роль намного более достойнее, чем любой другой актёр. Он всё ещё сожалеет о растраченном времени в молодости, поэтому «Рестлер» — это не просто символическое возвращение Рурка, а роль, которая является отражением его собственной жизни. Аронофски тоже проникся тем, что роль должен исполнять именно Рурк, а актёров, которых ему навязывали продюсеры, он просто прогонял со съёмочной площадки.
Главный герой этой истории преуспел в рестлинге, а всё остальное, в том числе и личная жизнь, проходит мимо него, оставляя лишь попытки зацепиться за проходящий поезд. Этот человек все свои попытки упускал, а потом периодически пытался наверстать упущенное, но понял, что в жизни преуспел только в одном. Ринг для него — это не просто работа, это жизнь и только там он может чувствовать себя живее всех живых. Людей с такой судьбой не мало — обычно, это одновременно талантливые и очень ленивые люди, которым не хватает в жизни упорства, и они в молодости ещё не замечают, как прожигают время. Спортивная карьера не вечна, ты стареешь и одновременно видишь, как на смену тебе рвутся молодые и более сильные, а ты всё ещё смотришь в зеркало и хочешь обмануть себя, что не старик и ещё полон энергии, но внутренне ты понимаешь — жизнь ушла, оставив сожалеть, что почти ничего не сделал из того, что задумывал. В этом и заключается драматизм истории Рэнди Робинсона — он осознал, что в личной жизни не преуспел, а самая важная часть его жизни умирает у него на глазах.
Актёрская игра в этом фильме ярко раскрывает образы и характеры персонажей, нет ни фальша, практически никто не переигрывает. Персонаж Рурка и не предполагал от него какого-то особенного подхода к игре, скорее нужно было ярко раскрыть часть своей собственной жизни и выплеснуть на поверхность свои личные переживания, взяв во внимание факты в сценарии. Но актёр признаёт, что это одна из самых главных ролей в его карьере. Почему? Дело скорее в том, что, когда играешь других персонажей, то не придаёшь этому большого значения, подобные роли быстро выходят из головы актёров, а когда твой герой практически вылитый ты сам, то безусловно проникаешься к нему глубиной искренних чувств, что позволяет раствориться в образе. Стоит заметить, что Рурк здесь великолепен — сыграл тонко и мастерски, а недостатков в его игре нет — точное попадание актёра в роль.
Комплиментов заслуживает Мариса Томей, которая замечательно изобразила стриптизёршу. Уже давно замечено, что для любой актрисы сыграть стриптизёршу или проститутку — это своеобразное подтверждение её мастерства, на что она способна именно как профессиональная актриса, без всяких задней мыслей о самой роли. Томей довольно точно передала образ, показав поверхностные и глубинные мотивы её героини. В чём-то персонажи Рурка и Томей схожи — они поняли, что оба потеряли молодость и это бьёт по их успешности в работе. Но если для неё клуб — это не часть жизни, а всего лишь работа, то для Рэнди всё совершенно иначе. Кассидей в глубине души всё равно равнодушная женщина, и это равнодушие всплывает наружу, куда бы она его не спрятала.
Молоденькая Эван Рейчел Вуд возможно у других режиссёров сыграла и ещё сыграет проходные роли, но здесь её эмоции достаточно правдоподобны, чтобы сказать, что актёрская игра на весьма достойном уровне. Может где-то и присутствует небольшое ослабление, но очень незначительное, чтобы ставить это в упрёк, да и сам Аронофски просто не позволит актёрам схалтурить. Подтверждает это, одна из реплик Рурка, что он самый жёсткий и суровый режиссёр, с которым ему приходилось сталкиваться.
Режиссёрская работа напоминает по подаче «Пи», времени когда Аронофски растворился в желании доказать всем, что может создать профессиональное кино без каких-то бюджетов и серьёзных запросов. Его жёсткие режиссёрские рамки находят отражение в актёрской игре, в атмосфере фильма, в реалистичной обстановке, пожалуй, во многих компонентах картины и её составных частях. Можно даже сделать, применительно к его фильмам, утверждение — «Аронофски — это и есть кино», и это утверждение будет верным, ведь он проявляется практически во всех составных частях своих картин. Довольно самокритичная личность, стремящаяся приблизить кино к реальности, во чтобы то ни стало. У него есть стиль, который чувствуется, а профессионализм виден невооружённым глазом. Если «Рестлера» нельзя назвать новым по идее, то реализация, которую он демонстрирует и мощная драматическая линия, делают смертельный бросок о большой дубовый стол очень многим фильмам.
Итог: Высокохудожественное кино, в котором ярко бросается в глаза талант и мастерство режиссёра. Актёрская игра скорее следствие режиссёрского вектора, и попадание Рурка в роль создаёт реалистичность персонажа. Подобный фильм очередной раз доказывает, что цифрам бюджетов отводят в прессе большую значимость, чем нужно. «Рестлер» наглядно демонстрирует, что деньги — это всего лишь инструмент, а когда их мало, то проявляется вся глубина творческих решений.
Мои оценки (по 10-бальной системе):
Смотрибельность: 9,0 (Смотрибельная драма; Уже с первых эпизодов режиссёр не даёт заскучать, показав экшен, но даже в самых казалось бы скучных эпизодах, они со всем не кажутся таковыми; Этот фильм можно пересматривать многократно, и если при повторных просмотрах вы не будете каждый раз открывать что-то новое, но зато восприятие этой истории будет сильнее задевать вас)
Игра актеров: 10 (А за что снижать? Рурк отыграл отлично. Томей отлично. Молоденькая Э.Р. Вуд то же отлично. Другие кашу своим маслом не испортили)
Сюжет: 8,0 (Не столько хороший сюжет, как сценарий, а реализация заслуживает похвалы; Радует то, что нет монотонность и тягучести; Финальная сцена нестандартна, что ставит подчёркивает печать знака качества)
Атмосфера: 9,0 (Если быть честными, то довольно мощно, но одновременно не броско и самое главное не халтурно; Во время просмотра происходит некое проникновение атмосферой, в которой живёт главный герой)
Режиссёрская работа: 10 (На ней собственно и держится весь фильм и чувствуется режиссёрский подход к делу, стиль; Недостатки может и есть, но не придираться же к мелочам; Ещё хотелось бы сказать, что работа режиссёра всегда оценивается только по реализации, всё остальное — это уже чистой воды придирки, которые обычно любят сводить к идеалам и эстетике (кстати к эстетами: «пожуйте говна»); Работа заслуживает аплодисментов, а приз на венецианском кинофестивале заслуженный)
Операторская работа: 5,5 (Если честно, то начало фильма (первый 10 или 15 минут) с эффектом дрожащий камеры абсолютно не к месту. Задумка конечно понятна, но это накладывает раздражающий эффект; Далее от подобного эффекта видимо отказались, что идёт в плюс. Экшен на ринге снят с целью погрузить в движение бойца, но некоторые броски и приёмы не попадают в кадр, что в принципе не есть гуд; Стиль напоминает классические фильмы, но ничего выдающегося и запоминающегося в работе нет, скорее работа удовлетворительная; Периодически создаётся ощущение, что оператор ещё вчера снимал фильмы для своего хоум-видео)
Оправданность ожиданий: 100% (Оправдались абсолютно)
ОБЩАЯ оценка: 9,5 (Пускай другие снижают баллы отталкиваясь от личных интересов (эстеты обязательно поставят фильму 8,0 или даже меньше) или хотя бы потому что фильм про рестлинг. За художественную составляющую фильм заслуживает самую высокую оценку. Одна из лучших спортивных драм в истории кинематографа)
10 фактов из жизни Аронофски:
1. Аронофски родился в Нью-Йорке, в Бруклине в семье школьных учителей Абрахама (Абе) и Шарлотты Аронофски. Его отец преподавал естественные науки и был деканом средней школы Бушвика.
2. Даррен Аронофски закончил одну из лучших школ в стране — среднюю школу Эдварда Мэроу (Нью-Йорк). После окончания школы он в течение 6 месяцев путешествовал по Ближнему Востоку, Европе и Гватемале, а в 1987 году поступил в Гарвардский университет, где изучал антропологию, кино и анимацию.
3. В 1990 году в качестве курсовой работы снял свой первый фильм «Чистка супермаркета». Этот короткометражный фильм был номинирован на студенческую премию Американской академии киноискусства в 1991 году.
4. В 1991 в Гарварде Аронофски успел снять еще одну студенческую короткометражку «Печенье с предсказанием». В этом же году он закончил Гарвард, получив степень бакалавра искусств с отличием.
5. Через год Даррен переезжает в Лос-Анджелес, чтобы учиться режиссуре в консерватории Американского института киноискусства. В качестве выпускной работы он представил короткометражный фильм «Протозоа» и в 1993 году получил степень магистра изящных искусств (М.F.A.)
6. Над своим первым полнометражным фильмом «Пи» Аронофски стал работать в 1995 году, после возвращения в Нью-Йорк. Сюрреалистический триллер Аронофски был представлен на кинофестивале независимого кино «Сандэнс» в 1998 году. Получив несколько фестивальных наград фильм с бюджетом в $60000 в итоге собрал в прокате $3,2 млн долларов, что позволило расплатиться с долгами и планировать свою следующую работу.
7. В 2000 году выходит второй полнометражный фильм — «Реквием по мечте», экранизация романа 1978 года с таким же названием. Эллен Бёрстин, сыгравшая в фильме одну из ролей, была номинирована на «Оскар», однако уступила награду Джулии Робертс. Фильм получил большое количество различных премий и наград.
8. Съемки следующего фильма оказались очень сложными для Аронофски. Изначально для реализации философско-фантастической притчи «Фонтан» было выделено $70 млн. Главные роли должны были сыграть Брэд Питт и Кейт Бланшетт. Однако съёмки пришлось прервать после того, как Брэд Питт по так и не раскрытым официально причинам покинул проект. Для частичной компенсации финансовых потерь (которые составили около 20 миллионов долларов) пришлось продать с аукциона построенные для съёмок декорации.
9. Заново начать работу над фильмом Даррен Аронофски смог только в 2004 году после того, как получил согласие на участие в фильме Хью Джекмена. Главную женскую роль согласилась сыграть гражданская жена режиссёра Рэйчел Вейс. При этом бюджет фильма был сокращён более чем вдвое — до $35 млн. Премьера фильма состоялась 2 сентября 2006 года на Венецианском кинофестивале. Критики встретили фильм достаточно прохладно, особенно по сравнению с предыдущими успехами режиссера. Кинокартина не сумела окупиться в прокате, собрав менее $16 млн.
10. Фильм 2008 года «Рестлер» оказался самым успешным для Аронофски с точки зрения международного признания. История стареющего борца Рэнди Робинсона по прозвищу «Таран» получила главный приз 65-го Венецианского кинофестиваля — Золотого льва.
Интервью с Дарреном Аронофски
источник информации: cinematheque.ru
— Надеюсь, что этот вопрос не слишком глуп. Представьте себе, что вы кинокритик и смотрите новый фильм Дарена Аронофски, Рестлер. Он очень хорош, но вы не вполне уверены в том, как вписать его в понятие «авторский стиль Аронофски». Что бы вы сделали в этой ситуации, будь вы на месте критика?
— Первые три фильма были для меня целой главой в жизни. Я не знаю, возможно, начинается новая. Некоторые люди говорили, что в тех фильмах было что-то вроде тематического единства. Я думаю, что такие связи существуют, но другие люди находят их таким образом, что мне остается только удивляться. Я думаю, что это весьма занимательно.
— Есть несколько кадров, которые я…
— Да и не только кадры, но даже общие темы… У меня было немало персонажей, которые в конце концов терпели поражение. Не знаю, возможно, я просто хочу испытать собственные силы. На съемках этого фильма я рисковал многим – не в смысле бюджета, а в плане того, что я хотел сделать нечто совершенно другое, с совершенно другой кинобригадой и с совершенно другим подходом к кинематографии. Это делало работу для меня очень интересной, и теперь мне хочется продолжать эксперименты в новых направлениях и смотреть, что из этого выйдет. Я думаю, это важно – заинтересовать себя, в противном случае я бы просто болтался по улицам или рыбачил.
— Ваши первые два фильма были очень своеобразными (не в обиду Фонтану будь сказано). Кажется, что в последних двух работах вы стали обходиться более минималистичными, традиционными средствами. Был ли это сознательный выбор с вашей стороны?
— Я думаю, первые два моих фильма были упражнениями в субъективном кинематографе, и использовали любую технику для того, чтобы затянуть зрителя во внутренний мир персонажа, в его голову… Пи был создан таким образом, потому что у меня был очень ограниченный бюджет и это стало чем-то вроде стратегии по превращению малобюджетности в сильную сторону картины… Реквием по мечте мы снимали таким образом, потому что роман Селби очень субъективен и автор постоянно погружается в грезы. Это позволило мне продолжить то, над чем я работал в Пи. Поэтому, когда я прочел первую сцену – мать заперта в чулане, ребята крадут телевизор, у меня сразу появилась эта идея разделенного экрана, который как бы говорит аудитории: «Две личных истории будут показаны с двух разных точек зрения». Затем это превратилось в четыре отдельных точки зрения. Эти фильмы были чем-то вроде опытов с субъективизмом в кино. Когда я принялся работать над Фонтаном, наметился какой-то переход – этот фильм был романтической историей и позволил мне сделать взгляд более объективным, хотя я немного поиграл с миром Томми, с его видением реальности… Я думаю, что Рестлер был шагом в совершенно противоположном направлении. Вообще-то фильм на 98% снят с объективной точки зрения. Это как документальное кино. Я называю такое кино проактивным, так как считаю, что в документальном кино все реактивно. Если вы смотрите фильм Полицейские, парень убегает и секундой позже за ним бежит парень с камерой – у нас нет этой задержки на секунду. Мы знали, что должно происходить в сцене, и как себя должны вести Микки или Мариса. Так что мы могли придумать для этого хореографическое решение. Мы как бы допускали реализм в фильме… В нем нет звука, записанного особым образом и затем наложенного – за исключением двух-трех моментов – во время сердечных приступов, и в тот момент, когда он подходит к магазинной стойке и его окружает толпа. Я, в самом деле, не стремился сделать именно так, но в то же время не мог и противиться этому – мне кажется, в этом проявляется некая слабость. Думаю, люди реагируют на это.
— Возможно, срабатывает то, что персонажей всего двое.
— Да, но я очень ортодоксальный кинематографист в том, что касается моих правил – я стараюсь их выполнять очень строго, потому что это добавляет выразительности. Я думаю, что в нужный момент правила стоит менять, это всего лишь рост – не знаю, ответил ли я на ваш вопрос, но мой стиль меняется.
— Я думал, вы сейчас скажете, что Микки Рурк не разрешил вам привязать к нему камеру?
— Я думаю, он разрешил бы. Я не прибегал к такой технике в Фонтане, потому что уже закончил с этим. После нас эта техника стала использоваться во всех рекламных роликах и музыкальных видео, так что мне было вполне достаточно.
— Мне интересно было бы узнать, откуда взялся сценарий. Кажется, его писали не вы? В титрах это не указано…
— Нет, нет. У меня была оригинальная идея. Замысел Рестлера появился у меня сразу после окончания киношколы в 90-х годах. Затем, после того, как мы в первый раз были вынуждены остановить съемки Фонтана, я познакомился с этим продюсером, Скоттом Франклином, и мы стали обсуждать этот проект. Затем, через два года, мы наняли Роба Сигала. На этом этапе мы уже знали, что хотим реализма в фильме. Согласно тому замыслу, рестлер должен был быть более возрастным. … После этого я стал ходить на всякие независимые шоу и видел там всех старых знаменитостей, которые работают за 200-300 долларов – Джимми Суперфлекс-Снука, Рокки Джонсон, Капитан Лу, Железный Шейх, Николай Волков. Даже при том, что я не большой поклонник рестлинга, все имена были на слуху. Странно все-таки встречаться с людьми, которые в детстве казались звездами. Они давали автографы по восемь долларов за штуку. В это же время в истории появилась большая определенность – она стала более независимой, потому что мы поняли, что речь идет об актерах, которые прошли пик своей славы, или то, что Голливуд считает таким пиком. Вот как долго все это развивалось. В это же время к проекту подключились Роб Сигал и Микки Рурк. Мы пришли к конечному варианту сценария через 25-35 промежуточных версий, так что сценарист работал над этим фильмом очень немало и заслужил того, чтобы быть упомянутым. Он сделал всю тяжелую работу. Мы сидели и обсуждали все это, заставляли его переписывать и говорили: «Это стало лучше, а это – по-прежнему плохо». Затем пришел Микки с собственной массой идей, так что путь был весьма длинным.
— Меня интересуют также аутентичные детали – от того, что все рестлеры носят сумки-пояса с кошельками, до эпизода, в котором герой Рурка играет на «Нинтендо». Множество деталей, которые делают историю достоверной, и мимо которых наверняка бы прошел Голливуд…
— Заставить Микки Рурка надеть барсетку было непростой задачей. «Микки, тебе нужно надеть этот пояс. Все рестлеры носят что-то вроде барсеток. Ты должен ее надеть». Можете представить себе Рурка – мистер Крутой, мистер Мачо, который надевает это? Множество деталей взялись из наблюдений. Часть их добавил Роб. О чем мы еще говорили?
— Об игре для «Нинтендо».
— Этот ход придумал Роб. Такие игры – большая часть жизни для рестлеров.
— О да – это первый момент в фильме, когда ты понимаешь, насколько именно был велик этот герой.
— Но это была отличная сцена. Микки ненавидит актеров-детей – эти маленькие звезды… он просто их не переносит. Ребенок в нашей сцене слегка переигрывал, что вообще характерно для многих юных актеров. В этой сцене речь шла о том, что игра очень старая, но в конце концов, после 10 или 20 минут съемки, я спросил мальчика: «Какая у тебя любимая игра?» Он ответил: «Call of Duty». А я: «Ну и скажи об этом Микки». Вот как была снята эта сцена. В этом фильме много импровизации, и за этим интересно было наблюдать.
— Женщина с картофельным салатом тоже выглядит очень реалистично…
— Она и была реальной. Не знаю, говорил ли я, но половина этих людей в магазине были совершенно обычными людьми. У нас не было денег на то, чтобы закрыть гастрономический отдел или супермаркет, так что люди просто заходили в кадр. И тогда я сказал: «Знаешь что, Микки, давай ты будешь просто обслуживать этих людей». Он так и сделал. В какой-то момент пришел менеджер и спросил, не может ли Микки писать почетче — многие люди покупали у него мясо. Между дублями Микки чуть не плакал. Я говорил: «Ты же понимаешь, что это всего лишь люди». Не уверен, что они знали, что снимается фильм. Это было нечто вроде конспирации. Бригада не была большой, не было видеоповторов, как в большинстве фильмов… и не стояло директорского кресла – там и сесть-то было негде.
— Было ли это похоже на работу над Пи?
— Пи снят за 20 тысяч долларов, Рестлер — за 6 миллионов. Здесь у нас было больше возможностей, но отношение к процессу было тем же. Мы очень похожим образом работали на месте съемки. Каждый день оно было новым. Мы просто приходили и уходили.
— Я уже предугадываю ваш ответ, но должен все-таки задать следующий вопрос – что происходит с героем Рурка, когда он спрыгивает с каната?
— А как вы думаете, что произошло?
— Он выигрывает матч, идет домой.
— А что происходит дальше?
— Я не знаю. Он умирает?
— Если не сейчас, то когда? Каждый думает о том, что, возможно, герой умирает. Может быть, это и есть конец истории. Мне нравится именно такой финал фильма.
— Мне тоже нравится финал. Придумали ли вы его сразу или у вас были какие-то сомнения?
— Нет. Все было так с самого начала, и об этом я сразу заявил сценаристу. Я сказал: «Не знаю, что бы это могло означать в эмоциональном плане, но другого способа закончить фильм о рестлере нет. Он должен спрыгнуть с каната. И главный герой поступит именно так, спрыгнет с каната и применит свой фирменный прием». Концовка была готова изначально, просто я не знал, как к ней придти – у меня всегда так. Я думаю, вполне ясно, что случится с этим парнем. И дополнительной ясности вносить вроде как не нужно. Я думаю, что в противном случае фильм мог бы стать гораздо более мелодраматичным – а это как раз то, против чего мы боролись на протяжении всей нашей работы. Мне все это кажется пошлым, а пошлости я не переношу, просто бегу от нее. Я мог бы зарабатывать гораздо больше, но в моем арсенале нет пошлости, я просто не могу это делать. Вы уже видели Бенджамина Баттона? :о)
— Нет.
— Интересно, насколько это может быть пошло. Вообще-то Финчер не может снимать пошлость, хотя, возможно, у него сейчас трудные времена.
— Скоро увидим.
— А Австралию смотрели?
— Да.
— И еще не написали ничего?
— Мне понравилось, но не сказать, чтобы я был в восторге.
— Так каковы впечатления?
— Знаете, что это такое? Это хороший поп-вестерн длиной 95 минут, который зашит в плохой трехчасовой фильм о войне.