Есть вполне действенный кинематографический прием — старый сюжет в декорациях другой эпохи.
Лучше — в современной, но совсем не обязательно. Вон, англичане хорошо управились с Ричардом ІІІ в декорациях Британии 20-х гг. прошлого века.
«Дубровский» — отличный пример такой постановки.
Отличный — в смысле хороший, годный, достойный.
Во-первых — сегодня в провинции снова актуальны помещики-самодуры. Классических плетей и медведя в пустой комнате уже нет, но век нынче другой, нынче иные фокусы. Тема вернулась, будто никуда и не отлучалась (что делает фильм актуальным для России и Украины), да и выбор девушки в таких условиях — да, вполне современный вопрос;
Во-вторых — авторы сценария аккуратно изменили детали второго плана, сохранив основную канву. Нашлось место и сотовым телефонам, и шикарным иномаркам, и финской сауне, и государственному чиновнику. «Играют» деньги, пресса, гольф-клубы... Не забыли и дупло, много раз искаженное в школьных сочинениях...
В-третьих — исполнитель главной роли строго на своем месте. То, что доктор прописал. Возраст, внешность, манеры, актерское мастерство. Когда такие актеры есть — они должны играть. Если их нет — сразу беднеет репертуар возможных постановок. Справились и с остальным кастингом. Троекуров — да, он. Жители деревни, отправленной под снос, и взявшиеся за оружие — тоже.
В-четвертых — декорации, антураж, общая атмосфера. Начиная от подарка, который Троекуров принес умершему другу-врагу — бутылки водки, стилизованную под «калаш», и заканчивая снежными лесами и выстуженными, продутыми дорогами.
В-пятых — все это добро аккуратно упаковано, нет передержек, лишних финтов (единственным я вижу то, что Дубровского в живых оставили — да, стрелять не очень хорошо его было, но могли и грохнуть...).
По сравнению с 4-х серийным фильмом 1989-го (редким бредом, если на то пошло) — небо и земля.
К чему все это одобрение, похожее на рекламу?
К тому, что не «Ночным дозором» единым должно жить «городское фэнтези». Отставляя классическое произведение в сторону — а смотря лишь на декорации, на общий уровень режиссуры и прочего — блин, да громадное число текстов может быть экранизировано на таком уровне почти без потери качества. Уж на пару-тройку спецэффектов в плюс к уже сделанному — можно расщедриться.
Если вспоминать «Дженерйшн Пи» — то там, при наличии компьютерных фокусов — очень ведь многое сделано на «студийно-костюмно-актерском» уровне.
Киномашинка в России явно набрала обороты, даже не в смысле сериалов (это уже давно), а в смысле добротных фильмов.
Фантастика среди них тоже должна быть...