Дошли руки до «Обливиона» и «Фонтана». Фильмы понравились, но по-разному.
«Фонтан», безусловно, красив – но не впечатлил. Очень быстро начал смахивать на «Секреты»-«Плесени»-«Тай ны воды» и прочих нацистов на Луне. Тот же видеоряд: рукописный почерк под старинку, многозначительно сменяющиеся кадры из прошлого, настоящего и будущего, рисунки древних майя, позолотосный силуэт на фоне звёзд, полутьма, из которой выступают лица персонажей, либо обволакивающий свет, и так далее. Тот же замах на великое и непостижимое, но ух как обнадёживающее, окрошка из мифов майя, христианства, науки, суеверий, Вселенной, жизни и смерти и простых человеческих радостей. Звёзды... Пирамиды... Священники и инквизиторы тут как тут. Индианоджонсовая карта+кинжал+банда индейцев в приправе.
Словом, при моей любви к режиссёру Аронофски, фильм хорош, но слишком удобно ложится в один ряд с шарлатанщиной. Кто у кого срисовывал, не берусь судить – в России залепухи стали выходить уже вдогонку «Фонтану», но на Западе, возможно, жанр куда старше.
А «Обливион», который сначала вызывал отторжение, после нескольких прослушиваний саундтрека показался очень даже.
Хотя был момент, когда хотелось фильм скорее досмотреть и забыть – это когда тошнотворный Том Круз (ну не люблю я его) в не менее ужасной бейсболке с буквами NY и с жувачкой во рту изображал знаменитого актёра Тома Круза в роли землянина из будущего, который рассказывает про матч – «историческое событие» только ему понятного величия. Квинтэссенция блокбастерной пошлости, и ведь ожидалось, кажется, что именно этот момент заставит зрителей истечь слезами умиления.
Ближе к финалу тоже один раз было не очень. Боги таки подоспели, хотя и скромненько, в уголку – возможно, сектант Круз был причиной того, что в тему не стали углубляться. Но как же без этакого штампища: «За храм своих богов» — «Я тебя создала, я твой бог» — «Пошла ты, гордо ответил землянин». Выпадает из истории, потому что богов за весь фильм никто из людей не поминает, а Тэт прекрасно знает, что Харпера не создавала, а просто распечатала копии, и что Харперу, разобрался ли он во всём или до сих пор во власти иллюзий, это известно.
Ну да фиг с ними.
Итак, как лучше всего смотреть «Обливион»? Правильно – как клип проекта М83. Клип это такое видео со звуком, где музыкальный ряд (обычно) куда лучше, чем содержание. Иногда не лучше. Но в любом случае они друг друга дополняют, и воспринимать их надо не логикой, а чувствами. Всё что надо додумает подсознание, опять-таки в меру восприимчивости, а не, допустим, умения рассуждать. Да и информации в фильме достаточно. Это нам ещё много рассказали! Но включив чувства, можно понять ещё больше.
Земля после разрушительной войны – это печально, но у человечества есть надежда. Полёт через облака, а это как? – а это круто; а плавать в бассейне ночью, на высоте километров – романтично; а вот под щемящую музыку муж говорит жене «Встретимся в снах» и закрывает крышку капсулы – это потому, что им недолго быть вместе; а когда громадные стены, заполненные бесчисленными копиями двух людей, и тут же звуки органа – это грозно и величественно. Тридцать штук музыкальных композиций на два часа – более чем достаточно. Какая, в самом деле, забота, зачем пришельцам земная вода, главное – людям она нужна, а её забирают.
Нет, один вопрос у меня всё-таки остался. Почему люди не попытались установить контакт с Харпером при помощи понятных ему знаков? Записки ему подкидывать, например. Что они теряли?
Но думаю, что и это удастся понять при очередном просмотре клипа.
Серьёзно, отличное видео, всем рекомендую!