Ты скоро меня позабудешь или


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «visto» > Ты скоро меня позабудешь, или Тупой фанатик перечитывающий Шеллера-Михайлова
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Ты скоро меня позабудешь, или Тупой фанатик перечитывающий Шеллера-Михайлова

Статья написана 22 марта 2014 г. 17:58

Что-то вспомнилось, как я в детстве выдумал собственную систему отбора для чтения только интересных, умных и нужных книг. Решил я так, как только встречу в интересной книге какую-нибудь отсылку на героя некоего произведения, буду искать «первоисточник». Тогда я ещё не знал о специальных библиографических, рекомендательных и тому подобных изданиях... Потом я понял — это путь тупиковый. Пошлют к Дефо, Сервантесу, Шекспиру и так до... Гомера, который, в лучшем случае, пошлёт... к мифам. И всё же, до сих пор незримо натирает мне запястье «собственноручный компас» странника Мира книг. Читаю «Дни Кракена» Аркадия Стругацкого:



»...Книги. Самые мои любимые книги — если не считать собраний сочинений — стоят на четвертой полке. Кстати, о классификации. Не знаю, почему мы любим одни книги и не любим другие, но представляю себе, по какому признаку квалифицированный читатель относит книги к отличным, средненьким или серым. Квалифицированные читатели это те, кто, во-первых, читает много, а во-вторых, любит перечитывать. Не надо считать квалифицированным читателем равнодушного листателя, трудолюбиво читающего все подряд, не запоминая, не вспоминая, не влюбляясь в книгу, или тупого фанатика, который всю жизнь перечитывает один-разъединственный пятый том полного собрания сочинений Шеллера-Михайлова. Интересно, почему именно Шеллер-Михайлов, я его в жизни не читал. Он ассоциируется у меня с семью слониками на полочке и с бездарными лубочными вышивками. Так вот, квалифицированный читатель делит книги на серые, средненькие и отличные. Отличные и есть любимые. У каждого они свои. Впрочем, и серые, и средненькие тоже».

И подумалось, почему бы не почитать то, чего Аркадий Натанович «в жизни не читал». Совершенно случайно у букинистов наткнулся на это издание — А.К. Шеллер-Михайлов. Хлеба и зрелищ. Роман. Полное собрание сочинений. Сборник «Нивы» за 1905 г. Том X. Книга 28. (Цитирую страницы 378 и 379):



»....- Как глубоко, должно быть, вы презираете всех людей? — невольно воскликнула Аделаида Александровна, и ей показалось, что он презирает и её.

— Нет, за что же? — удивился барон Гельфрейх.

— Но вы считаете всех людей продажными.

— Что-ж, не даром же им отдавать себя! Мне смешно только, что эти люди ничему цены не знают. За иное дело они могли бы взять десятки, сотни тысяч, а они довольствуются какою-нибудь сотнею рублей. Это всё от непривычки. Дикари вон меняют самые драгоценные произведения своей страны на стеклянный бусы.

Муратова задумалась. Барон смеётся над теми, кто не знает себе цены! Не станет ли он также смеяться и над нею, что она дешево продаёт себя? Конечно, да. Но во что же оценить себя? Это трудно определить. Во всяком случай, надо замедлить окончательное сближение, чтобы добиться новых и новых выгод. Ей были гадки эти думы, и все-таки они роились в голове; ей хотелось уверить себя, что она не думает о продаже себя, что она просто сходится с бароном, и в то же время она боялась окончательно сойтись с ним прежде, чем он заплатит за это сближение.

— Что вы задумались? — спросил барон, видя, что она опустила на грудь голову.

— А? — очнулась Аделаида Александровна, вздрогнув. — Вы, барон, нагнали на меня тоску своими взглядами на человечество... Я не хочу думать, не хочу верить, что оно так гадко...

Она порывисто встала и подошла к роялю.

— Вы любите музыку? — спросила она его.

— Я её полюблю, если вы будете играть. — Ответил он, жадно следя за каждым её грациозным движением.

Она начала перебирать ноты и стала едва слышно напевать мотив романса: «Ты скоро меня позабудешь»...».

Звуковое сопровождение (для любителей): романс «Ты скоро меня позабудешь»: http://classic-online.ru/ru/listen/51057

Держу книжку на ладони, прикидываю — насколько букинистическая её редкость тянет? Слоники для полочек, если комплектные и в хорошей сохранности, сегодня ого-го стоят! В Интернет за советом... Бац! Натыкаюсь:

Диссертация Н.З. Коковиной «А.К. Шеллер-Михайлов и литературное движение 1860-х — 1870-х годов»:

http://www.dissercat.com/content/ak-sheller-mikhail...

Интересно, встречались ли вам кандидатские о Семи слониках?





578
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение22 марта 2014 г. 19:47
А ведь занятный отрывочек. Просвечивает в нём сквозь кич что-то такое, действительно писательское.


Ссылка на сообщение22 марта 2014 г. 20:02

цитата visto

Барон смеётся над теми, кто не знает себе цены! Не станет ли он также смеяться и над нею, что она дешево продаёт себя? Конечно, да. Но во что же оценить себя? Это трудно определить. Во всяком случай, надо замедлить окончательное сближение, чтобы добиться новых и новых выгод.

Старая, как мир тема, да ещё и подана в лоб. Никаких полутонов, намёков. Невысокого автор был мнения о своих читателях:-)))
Правильно Аркадий Натанович не стал читать)


Ссылка на сообщение22 марта 2014 г. 20:02
Шеллер-Михайлов — тот еще писатель, «забавный». Наталья Захаровна, пока писала диссертацию, по ее словам, его возненавидела. Романы просто ОЧЕНЬ однообразные. Я только «Гнилые болота» помню — ибо их первыми прочитал...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 марта 2014 г. 03:45

цитата bvelvet

тот еще писатель, «забавный». Наталья Захаровна,

В диссертации есть интересные для фантлабовцев ссылки: «Доклад цензора Юферова о запрещении к печати сказки «Чумичка» в переводе с немецкого А. Михайлова для журнала «Воспитание и обучение»; корректура «Чумички». 29 апреля 1881 г.» и «О запрещении очерков А. Михайлова «Мечты и действительность» для журнала «Северный вестник».

цитата zarya

Просвечивает в нём сквозь кич
По фрагментам двух романов, что опубликованы в этом томе трудно судить. Но несколько «кусочков» текста мне понравились... Особенно, описание стены подвального жилища, где почти столетие наслаивались друг на друга иллюстрации из журналов, лубки, бумажные иконки, с годами обрастая надписями-комментариями, пририсованными усами и бакендбардами...


Ссылка на сообщение22 марта 2014 г. 23:25
А вообще интересно, откуда именно Шеллер-Михайлов всплыл у АНС в этом контексте? Самое забавное, я тоже никогда его не читал, но знал о нём давным-давно, чуть ли не со школьных времён, и даже помню, что приводил его в пример в споре с сестрой (которая была старше меня на 15 лет и была учительницей русского языка и литературы, но не знала о его существовании). В пример именно как автора, который в своё время был весьма знаменит, писал очень много, но практически исчез из литературы.
Но откуда я про него узнал, понятия не имею.


Ссылка на сообщение28 марта 2014 г. 12:55
А я бы и еще раз подчеркнул — ПОЧЕМУ Шеллера-Михайлова? Ведь Стругацкие просто так никогда не упоминали писателей в столь критическом тоне. А вдруг именно читали? В детстве? И сам факт уплыл из памяти, а вот память о попытке (именно попытке — не пошел роман) осталась?


Ссылка на сообщение28 марта 2014 г. 15:00

цитата bvi

откуда именно Шеллер-Михайлов всплыл у АНС в этом контексте?

цитата hellsing

Стругацкие просто так никогда не упоминали писателей в столь критическом тоне.

В «Днях Кракена» текст о Шеллера сближен с фразой с описанием книжной полки: «...Лем. У меня только «Астронавты» и «Магелланово облако». Когда и если выйдет отдельным изданием «Солярис», я их выкину». Уточним, для начала, когда вышел «Солярис»? В 1963 — http://fantlab.ru/edition1751; 1965 — http://fantlab.ru/edition1744 или в 1973 -http://fantlab.ru/edition7337 (более менее отвечающем понятию «отдельное издание»). И так — 1963 год. В диссертации Коковиной Натальи Захаровны есть такая фраза: »...В советское время имя Шеллера упоминается в ряде общих работ о журналах и литературе XIX века (Бялый,1956; Соколов,1968; Рейфман,1973). ...В связи с увеличением интереса к малоизвестным писателям появились публикации отдельных произведений Шеллера, в частности, «Гнилые болота»; «Беспечальное житье» (М.: Правда, 1984) и «Лес рубят — щепки летят»(М.: Художественная литература, 1984)».
Может, где-нибудь тут «поискать» — начало работы над «Днями Кракена», попытки доработать... Ещё раз внимательно пройтись по полкам книг героев АБС — особенно «Хромая судьба», ранние вещи... Но, я начинаю повторятся. Я ведь и начал страничку словами: «Решил я так, как только встречу в интересной книге какую-нибудь отсылку...»


⇑ Наверх