Ударим автохтонами по


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kon28» > Ударим автохтонами по МТАшному бездорожью! :-))
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Ударим автохтонами по МТАшному бездорожью! :-))

Статья написана 26 марта 2009 г. 19:21

     Ох, давненько я не брал в руки шашку:-D. То повода не было, то времени. А туточки наконец и повод образовался и времени немного есть:-))). Какой повод? Отличный! Наконец-то вышел новый роман Лазарчука «Абориген». Долгожданный, ибо пишет Лазарчук совсем не поточным методом, да и люблю я его творчество.

Не буду спойлерить, желающие в ближайшие дни сами укупят и прочтут, не буду устраивать детельный разбор. Пишу по свежим впечатлениям, еще сумбурным, неотстоявшимся:-D. Итак...

     Впервые за несколько лет, после крайне неровных «Космополитов» (неровных ИМХО из-за несвойственной тематики и засилья супруги:-)))) и неудачной попытки беллетризировать откровенно слабый в литературном плане «Параграф 78», из-под пера Лазарчука явился его собственный, без соавторства и издательского заказа текст. Увидел в ларьке, ухватил жадно, трясущимися ручонками:-D, побежал читать, благо день, проведенный на таможне в тупом сидении, очень способствовал:-))).

     Первое впечатление — наконец-то! Всё фирменное — лазарчуковское. Насыщенность текста, насыщенность событий, туго скомканное повествование, фирменные лазарчуковские недоговорки... По манере написания перекликается например со «Всеми, способными держать оружие». Неожиданна тематика — дело происходит на другой планете, заселенной колонистами с Земли.

     Что можно сказать сразу, навскидку? Роман несомненно получился и найдет своих читателей и почитателей. Сложилось впечатление, что и автор сам старался выложиться. Причем старался так, что  текст даже «перенасытился». Отсылок, недоговорок и крючочков рассыпано столько, что хватило бы на безбедную штамповку в последующем еще трех-пяти книг. А уж сериальность Лазарчуку не свойственна и сюжет завершен, вряд ли следует ожидать продолжения (если только не получится у автора цикла, объединенного лишь местом действия). Есть в тексте и некоторые недостатки, как же без них:-D. К ним можно отнести несколько выбивающуюся из общего построения сюжета концовку. На мой взгляд, здесь Лазарчук излишне быстро обрубил все те линии, которые раскручивались в начале романа. Полагаю, найдутся глубокие умы, которые не замедлят обвинить Лазарчука в мелкотемье. Дескать, после «Опоздавших к лету» и «Посмотри в глаза чудовищ» жидковато будет. Не соглашусь. Во-первых, дело автора, какую тему выбирать и как ее разрабатывать, а во-вторых, имеет полное право развеяться, проскакать образно говоря с шашкой наголо по нетоптанным еще полям, написать не о «высоком и глубоком»:-D, а просто слегка развлечься, хитро прищурясь (тем более, что и в данном случае никакой легковесности автор себе не позволяет).

     В общем и целом, я обязательно перечитаю роман через пару месяцев, когда отвлекусь и «остыну» впечатлениями. А к чему такой заголовок в посте, спросите Вы? Да очень просто. Слишком уж разительна дистанция между этим текстом и десятком «творений» МТА, прочитанных за последнее время. Разница в качестве, качестве слова и слога, композиции и мысли. После этого столь умилительно наблюдать за потугами этих самых МТА и их защитников «на нетленку», что....:-)))(все, кто следил за полемикой в ЖЖ, МФ, «Если», да и у нас на форуме по этому поводу, меня поймут;-)).





112
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение26 марта 2009 г. 19:22
так это, о чем книга то?


Ссылка на сообщение26 марта 2009 г. 19:25
Читайте, батенька, читайте сами. Голосуйте так сказать рублем за автора:-))).
Если кратко «о скитаниях вечных и о Земле»:-))), только в другую сторону:-))).


Ссылка на сообщение26 марта 2009 г. 20:12
После такой бури эмоций поневоле закрадывается мысль познакомиться с творчеством Лазарчука:-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 марта 2009 г. 20:23
Нет, на самом деле никакой особой бури эмоций нет. Было очень долгое ожидание новой книги любимого автора. Можно сразу сказать, что это не самый сильный его роман. И «Опоздавшие...» и «Посмотри в глаза...» и «Все способные...», даже «Транквилиум» будут посильнее. Здесь Лазарчук вообще отвернул немного в сторону от своего магистрального пути. Некий отдых пера. Это более авантюрное, описательное, приключенческое и соответственно менее философское, менее глубокое. Но написано именно в фирменной манере, очень насыщенно. ;-)
 


Ссылка на сообщение26 марта 2009 г. 20:25
Так я и не говорил, что хочу познакомиться именно с этой книгой:-)
Кстати, а с чего лучше начать: с сольного Лазарчука, или его дуэта с Успенским?
 


Ссылка на сообщение26 марта 2009 г. 20:29
По большому счету без разницы. Можно начинать и с «Опоздавших» и с «Посмотри в глаза чудовищ». Но рискну несколько парадоксально посоветовать начать со «Все способные держать оружие».;-)
 


Ссылка на сообщение26 марта 2009 г. 22:06
Спасибо, поищу!:beer:


Ссылка на сообщение26 марта 2009 г. 20:20
Как же так? Я только на прошлой неделе шарился по городским развалам в поисках нового Лазарчука. Не было... Но теперь найду обязательно!
Андрея Геннадьевича читаю без разбору. Правда, не читал «Параграфа» и «Жары», но это скорее от общей моей нелюбви к «литературе по экрану».
А насчёт «Космополитов» не согласен. На мой взгляд автор засиял в цикле новыми красками, и за то супругу его не попрекать — благодарить надобно.
А за информацию — спасибо!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 марта 2009 г. 20:27
Сегодня или вчера только появился на прилавках:-))).
Что же касается «Космополитов»... Я высказываю естественно, свое личное мнение. Но если объективно сравнить «Космополитов» с теми же «Опоздавшими...» — дистанция огромного размера. А главное, многое заявленное в последней книге не состоялось, причем не состоялось несмотря на появление Успенского. И очень много «проседаний» в тексте явно принадлежат либо перу, либо мысли Андронати.
 


Ссылка на сообщение27 марта 2009 г. 11:57
Если можно, пару примеров «проседаний», пожалуйста.
Не собираюсь оспаривать ваше мнение, но... может, я просто необъективен?
 


Ссылка на сообщение27 марта 2009 г. 13:30
А мне показалось, что сентиментальность глав, посвященных инопланетному котенку — это как раз ее заслуга. :-)
 


Ссылка на сообщение27 марта 2009 г. 14:19
Согласен. Только вот является ли сентиментальность как таковая недостатком литературного произведения, пусть даже в таком жанре, как космоопера? Во всяком случае, мне эти моменты глаза в «Космополитах» не резали.
 


Ссылка на сообщение27 марта 2009 г. 15:57
Мне линия Кеши вообще понравилась )
 


Ссылка на сообщение27 марта 2009 г. 20:35
Я же говорю, поэтессу Иру Андронати благодарить нужно!
 


Ссылка на сообщение27 марта 2009 г. 20:39
А вот стихи, к сожалению, мне не очень понравились. Впрочем буду честным, у Лазурчука они еще хуже :-)
 


Ссылка на сообщение28 марта 2009 г. 13:51
Ну что ты, я имел в виду вовсе не стихи как таковые, а присущую Андронати поэтику стиля. Думаю, линию двух мошенников в «Марше экклезиастов» выписывала именно она. Я уже говорил на ФантЛабе, но повторюсь: именно линия обетованного Ирема понравилась мне в «Марше» более всего. Впрочем, я давний поклонник арабской стилистики. «1001 ночь» в переводе Брояка-Плачинды-Ревича — одно из любимейших моих произведений. Кстати, почему этой вполне себе фантастики нет на нашем сайте?
 


Ссылка на сообщение6 апреля 2009 г. 19:25

цитата etoneyava

Думаю, линию двух мошенников в «Марше экклезиастов» выписывала именно она.

Абсолютно точно нет. Там совершенно очевидна рука Успенского.
 


Ссылка на сообщение7 апреля 2009 г. 13:48

цитата zarya

Абсолютно точно нет. Там совершенно очевидна рука Успенского.

Рука — может быть. Но рифмовка от имени Абу Талиба — определённо работа поэтессы Андронати.
 


Ссылка на сообщение8 апреля 2009 г. 22:22

цитата etoneyava

Но рифмовка от имени Абу Талиба — определённо работа поэтессы Андронати.

А что, у неё были какие-то похожие стихи?
 


Ссылка на сообщение9 апреля 2009 г. 16:53
Да нет: просто если есть поэт в компании из трёх человек, неужто стихи для совместного произведения будет писать непрофессионал?
 


Ссылка на сообщение9 апреля 2009 г. 17:38
Это Успенский-то непрофессионал в написании стиховорных стилизаций с ехидным уклоном? :-D
 


Ссылка на сообщение9 апреля 2009 г. 18:26
У меня здесь обидный пробел: Успенского соло никак не соберусь прочесть... 8:-0
А Андронати — поэтесса со стажем.
 


Ссылка на сообщение27 марта 2009 г. 21:03

цитата etoneyava

является ли сентиментальность как таковая недостатком литературного произведения

Не является, тем более, если написано хорошо. Но вот в чем дело, налицо несоответствие стиля, языка и акцентов у Лазарчука и у его супруги. Получилось, что Лазарчук пишет об одном, а она о другом. И даже после причесывания текста в общую линию, это несоответствие видно. А проседает не столько по лексике/мыслям/эмоциям, сколько по темпоритму, если понимаете, о чем это я...;-)
 


Ссылка на сообщение28 марта 2009 г. 13:46

цитата kon28

проседает не столько по лексике/мыслям/эмоциям, сколько по темпоритму

Не всегда в литературе такое несоответствие означает «проседание». Скажем, чередование ритмов у Геймана — просто конфетка. АБС тоже этим увлекались (например, в полной версии ХС, там, где «Синяя папка» предстаёт воочию). По мне подобные синкопы у Лазарчука со товарищи нисколько не являются «проседаниями». Примеры, примеры, пожалуйста, из текста.
 


Ссылка на сообщение28 марта 2009 г. 14:20

цитата etoneyava

чередование ритмов
Чередование — одно, проседание совсем другое. У Лазарчука язык чрезвычайно насыщенный, концентрированный, потому и несоответствие выглядит очень заметно и неестественно.
По абзацам уж извините, не буду цитировать, там достаточно значительные куски. Сами пересмотрите, тем более, что Илья правильно отметил например там, где про «котенка» и там, где идет линия женских персонажей.
 


Ссылка на сообщение28 марта 2009 г. 14:25
Пересматривать не имеет смысла. Я часто перечитываю лазарчуковские вещи. «Проседаний» не обнаружил. Согласиться, что сотрудничество с Андронати является мезальянсом — не могу при всём желании. Полагаю, каждый из нас остаётся при своём мнении.


⇑ Наверх