Финал ФЛР 7 Часть третья


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Нил Аду» > Финал ФЛР-7. Часть третья, мутная какая-то
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Финал ФЛР-7. Часть третья, мутная какая-то

Статья написана 24 декабря 2013 г. 04:07

Гулькина мать

Игра слов, конечно, замечательная. И обставлена лихо. Правда, если бы автор как-то намекнул, что действие происходит где-нибудь в Средней Азии, где слово «гуль» известно не только фанатам компьютерных игр, получилось бы достоверней.  

Бабуля в целом получилась убедительной, Свин – несколько упрощённым, усреднённым, но, возможно, так и нужно было.

Беда в другом: не припомню как-то, чтобы мне раньше попадались затянутые рассказы объёмом в 10 тыс. знаков. А здесь на второй странице всё интересное закончилось. Автор, разумеется, это почувствовал, но остановиться не сумел, а наоборот решил дать сюжету новый зеркально-брутальный поворот. В итоге добился лишь того, что смазал образ бабули, заставил её совершать не свойственные ей поступки.

А если учесть, что больше ничего достойного внимания в рассказе и не было, то сами понимаете…

Не раствори в себе Кумира

Не то чтобы мне совсем не понравилось. Мир оригинальный и продуманный, образы яркие, сюжет интересный. Если рассматривать его как притчу, то вообще никаких претензий. Только длинновато для притчи. А для того, чтобы назвать этот текст хорошим рассказом не хватает одной малости – понимания мотивов, движущих героем.

Он, разумеется, бунтарь. Но это бунт на пустом месте, без глубинных предпосылок. Просто ему так захотелось, а кто-то посмел помешать. Причина, конечно, уважительная, но не вызывающая сопереживания. Поступок старика, при всей своей неожиданности, всё-таки более объясним, близок мне как читателю. Вот если бы автор его сделал главным героем – как знать, может быть, получилось бы нечто достойное.

И ещё одна мелкая придирка. Автор, по-видимому, украинец, поскольку в тексте порой проскальзывают местечковые обороты. Оно бы и не страшно, но как-то несуразно смотрятся в одном не пародийном и не юмористическом тексте, с одной стороны –

«чресла» и «гедонист», а с другой – «обтрусил» и «почапал».    

Кукла Мёбиуса

Несмотря на надрывно-пафосный первый абзац, поначалу было интересно. Особенно понравился диалог героя с Алиной. Вроде бы ни о чём, но именно эта игра случайными словами, недосказанность и непонятное, вроде бы ничем не вызванное напряжение производят сильный эффект.

Тем обиднее, что потом автора понесло в эмпиреи. Проповедь, конечно же, была пуста, но и герой ответил тем же. А разгадка тайны окончательно испортила впечатление. Может быть, просто не моё, но некоторое «не моё» всё-таки можно читать, а от этого просто с души воротит.

Вдобавок ко всему прочему, в закольцовке сюжета, которая обычно выглядит выигрышным ходом, использован повтор одного из самых неудачных абзацев. Слава богу, на сей раз хотя бы обошлось без «пустоты вакуума».  

Сердце праведника

Дело даже не в том, удачная или нет здесь стилизация. Хотя она, конечно же, у автора не получилась. В тексте то и дело встречаются обороты, некстати вызывающие улыбку. А также странные проколы, вроде не раз уже упомянутой «советской армии», особенно удивительные потому, что автор, судя по всему, неплохо знаком с описываемой эпохой.

Но помимо всего этого стилизация тут попросту не нужна. Автора в тексте и так слишком много, а за счёт стилизации он и вовсе превращается в третьего собеседника, поскольку речь его практически не отличается от слов Михаила Афанасиевича, так необъяснимо время от времени превращающегося в Мишу.

Вот и возникает ощущение, что автор в своих комментариях преследует ту же цель, что и герои – хоть как-то скоротать время по дороге к монастырю.  

Потом наш герой видит ангела, который тоже оказывается на удивление разговорчивым. Пожалуй, в этом случае без объяснений действительно было не обойтись, но и ангел словно подхватывает эстафету у разговорчивого отца Елизария. Да и пургу при этом несёт редкостную. Впрочем, Михаилу Афанасьевичу, видевшему в морфиническом бреду Христа и Пилата, не привыкать.

И только в самом конце происходит короткая, но зато по-настоящему интересная, неожиданная и запоминающаяся сцена. Хотя автор и тут умудрился смазать впечатление очередным «созерцательным стазисом».  

Санкторий

Рассказ, безусловно, интересный, заслуживающий внимания. И написан профессионально. Автор по максимуму использовал преимущество удвоенного объёма (а оно у него было, и пытаться переубедить меня бесполезно). Развернул масштабное полотно с отвлекающими маневрами, быстрой и резкой сменой ситуации. При этом умудрился сохранить ритм, что в объёмных рассказах сделать гораздо трудней, чем в коротких.

Более того, автор написал не просто приключалово, а умный рассказ, ставящий перед читателем серьёзные вопросы. И в принципе нельзя считать недостатком то, что он не даёт на них ответов. Грешен, сам люблю это дело – вот тебе, дорогой читатель, ситуация, доведённая до пика, а ты уж решай, как нужно поступить герою, или как ты бы поступил, если способен представить себя на его месте.

Это всё так, но в самом конце автор зачем-то запутал вводную одной-единственной фразой. Вот этой:

цитата

– Мамуля, – тёплая ладонь легла на плечо. – Мам, я такая дура была...

И тут мой жиденький процессор завис. Я даже не смог как следует обидеться на автора, который долго и упорно вёл меня куда-то, а затем бросил даже не на перекрёстке, а в лабиринте возможных решений.





535
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение24 декабря 2013 г. 20:36

цитата Нил Аду

А для того, чтобы назвать этот текст хорошим рассказом не хватает одной малости – понимания мотивов, движущих героем.


какие мотивы, Сережа? он бог. или, допустим, титан. как раз идеально выписанный образ.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 декабря 2013 г. 20:42
Если он просто бог, то мне он как-то по барабану. Ну пошёл куда-то, покрошил кого-то, потом его наказали как-то. А мне-то какое до этого дело?
Во всяких там Илиадах боги всё-таки другими были, поэтому про них до сих пор некоторые чудики иногда читают.
 


Ссылка на сообщение24 декабря 2013 г. 20:47
тебе по барабану, мне нет :-)))
 


Ссылка на сообщение24 декабря 2013 г. 21:02
Юль, да в общем-то на то они и фломастеры. Но всё-таки. Возьмём,к примеру, беседу героя с другим титаном. Тот ему говорит такую типичную тёрочную фразу — дословно не помню, но что-то вроде «Ты не представляешь, кто за мной стоит». И что происходит дальше? Кумир наш поверженный, даже не пытается выяснить, кто там где стоит. Хотя вроде как должен,потому что речь идёт, как минимум, о равных противниках. А если он и так знал, то откуда мы это можем знать? И он как-то вообще не сублимирует, а поднимается на небо и всех там разгоняет. Зачем? Почему? Тебе это не важно? А мне важно :-)))
 


Ссылка на сообщение24 декабря 2013 г. 21:21

цитата Нил Аду

Кумир наш поверженный, даже не пытается выяснить, кто там где стоит. Хотя вроде как должен,потому что речь идёт, как минимум, о равных противниках.


есть мысль, что автору не хотелось писать роман :-))) и потом, должен, следуя осторожной человеческой логике. у него нету осторожной человеческой логики, иначе бы не стал кумиром.
 


Ссылка на сообщение24 декабря 2013 г. 22:03
Юль, я согласен на неосторожную, и даже на нечеловеческую, но всё-таки логику.
А по поводу романа — у автора в запасе оставалось 13 тыс. знаков до верхнего предела.
 


Ссылка на сообщение24 декабря 2013 г. 22:12
вряд ли автор ставил перед стобой цель показать божественные разборки. да и не очень это интересно. вот падение бога в грязь из-за дурацкой прихоти — это да, это мощняк :-)))
 


Ссылка на сообщение24 декабря 2013 г. 22:14

цитата kypislona

вряд ли автор ставил перед стобой цель показать божественные разборки. да и не очень это интересно.


Ты это Перумову при встрече расскажи.
 


Ссылка на сообщение24 декабря 2013 г. 22:15
а он в ответ расскажет мне всю правду о южных соседях, жирующих за его кровные? :-D
 


Ссылка на сообщение24 декабря 2013 г. 21:11
И где, кстати, Дарксид? Ему обязательно нужно эту расску прочитать. А то ведь никто не обратит внимания на сожаления героя по поводу того, что он не успел подарить девушке синюю шишку.
Интересно, автор имел в виду именно то, что на написал, или как?


Ссылка на сообщение24 декабря 2013 г. 21:36

цитата Нил Аду

он не успел подарить девушке синюю шишку.

Надо читать так: он не успел подарить девушке СВОЮ синюю шишку
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 декабря 2013 г. 21:52
венчающую нефритовый жезл :-)))
 


Ссылка на сообщение24 декабря 2013 г. 21:55
Пошлячка! :-)))
 


Ссылка на сообщение24 декабря 2013 г. 21:57
это все не я, это он! *тычет пальцем в Удалина* :-)))
 


Ссылка на сообщение24 декабря 2013 г. 22:01
С седыми волосами и бесом под ребром?)
 


Ссылка на сообщение24 декабря 2013 г. 22:13
с бесом под волосами и седым ребром? o_O
 


Ссылка на сообщение24 декабря 2013 г. 22:05

цитата kypislona

это все не я, это он! *тычет пальцем в Удалина*


А что я? Я эту фразу сразу приметил. Но нужно было ещё понимающих людей дождаться, чтобы о ней поговорить.
 


Ссылка на сообщение24 декабря 2013 г. 22:13
«вот и поговорили» :-)))
 


Ссылка на сообщение24 декабря 2013 г. 23:53
Троллям доверили судить конкурс! :-)))
 


Ссылка на сообщение24 декабря 2013 г. 23:58
чтобы не пришел чужой тролль и все не загадил, надо завести своих собственных! :-)))
 


Ссылка на сообщение25 декабря 2013 г. 00:03
Ага) Нашли вполне заводных)
 


Ссылка на сообщение25 декабря 2013 г. 00:04
Троллезаводчики! :-)))


⇑ Наверх