Владимир Ропшинов Князь


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Dark Andrew» > Владимир Ропшинов. Князь механический
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Владимир Ропшинов. Князь механический

Статья написана 11 декабря 2013 г. 15:12

Князь Олег Константинович возвращается с Маньчжурского фронта в Петроград на пару дней, но неожиданно его вызывает к себе государь Николай II и просит остаться в столице. А город и общество меж тем, за время отсутствия князя, изменились неузнаваемо... В небесах плывут полицейские цеппелины, возвышается над столицей стальная гиперболоидная башня гражданского инженера Шухова, механизация постепенно набирает ход. А в правящих кругах всё чаще слышно мнение, что машины гораздо благонадёжнее людей…

Альтернативная история, как направление, сейчас в почёте. И как может быть иначе, когда в реальности прошлое России печально, а будущее неопределённо? Именно отсюда растут корни у многочисленных текстов про попаданцев, которые меняют ход реки времени в соответствии с мировоззрением автора. Отсюда желание переиграть проигрыш в холодной войне, распад Российской Империи и прочие ключевые события, вплоть до княжеской Руси. Читателю нравится, читателю хорошо. Вот только изначальный смысл альтернативной истории, как жанра, переосмысливающего ключевые события какого-либо периода, казалось, потерян навсегда. Оказалось, нет.

Роман Владимира Ропшинова подкупает с первой строчки, с первой главы. Подкупает поражающей исторической достоверностью. Петроград альтернативного 1921 года не просто выглядит настоящим, он буквально встаёт перед глазами. И речь не только об архитектуре, хотя знатоки говорят, что весь город, вплоть до самых мелочей, именно такой, каким был Петербург в те годы. Речь о взаимоотношениях между людьми. Засилье примитивной попаданческой фантастики приучило читателей к тому, что все персонажи мыслят и говорят, как наши современники. А в «Князе» мы встречаем представителей практически всех сословий – от членов императорской фамилии до простых рабочих, от солдат до интеллигенции — отличия между ними разительны, и не только в речевых характеристиках. У них принципиально разная ментальность. Для россиян XXI века одинаково дико и неправдоподобно выглядят, и «долг Романовых – служить своей родине и народу», и подсознательная вера в единство царя и народа всех, включая самого государя. Как результат, в текст романа погружаешься, как в иную реальность, более удивительную, чем любая фантастика о внеземных цивилизациях.

И вскоре становится ясно видимым ключевое отличие романа от прочих альтернативно-исторических текстов. Всё дело в том, что «Князь», во многом, использует стандарты стимпанка. Но не те приевшиеся по фильмам и комиксам (дирижабли, паровые роботы и так далее), а социальные и исторические, заложенные ещё Гибсоном и Стерлингом. Промышленная революция раскрывает и усугубляет те проблемы, что были в обществе. В классическом стимпанке они показаны на примере Великобритании. Владимир Ропшинов делает то же самое для России.

Удивительно, но никто прежде не пробовал смоделировать развитие нашего, родного, самодержавия в эпоху технических чудес. Механизмы не просто повсеместно входят в жизнь всех без исключения слоев общества. Для страны, где большинство людей необразованы и нищи, для страны, чья общественная идея единства царя и народа была подорвана событиями Кровавого воскресения 1905 года, бездушные механизмы занимают в глазах простого люда места и царя, и бога. Вплоть до политического течения, идеалогия которого сводится к тому, чтобы из человека сделать машину.

Детали альтернативной России прописаны настолько хорошо, что на этом фоне сюжет о князе Олеге выглядит излишне предсказуемым и простым. Внимательный читатель уже в первой трети романа может разгадать главную тайну героя, а уж понять чем дело кончится в финале сумеет практически любой. И вот это – главная беда романа. В нём есть множество исторических фактов, поданных под видом фантастики, он даёт повод задуматься о развитии России, о судьбах людей в целом, но для души в нём практически нет ничего. Возможно, что это авторский замысел. Роман о людях и машинах совсем не обязан быть ярким и эмоциональным. Но даже если и так – в глазах читателя это явный прокол.

***

«Князь механический» достоин классической рецензии — с детальным рассмотрением основных персонажей, разбором конфликтов между правителем, в сердце которого страх, и народом, который не знает во что ему верить. Описанная эпоха, её деятели, для России была переломной. И пусть всё пошло совсем другим путём, аллюзии на события наших дней временами становятся пугающими. И это явная  заслуга автора, недаром Антон Мухин, а именно он скрывается за псевдонимом «Владимир Ропшинов», более пятнадцати лет занимается политической журналистикой.


цитата:

— Воздушные патрули, ваше величество,— вмешался Николай Николаевич,— народ вовсе не смущают. Это все сказки, которые кадеты пишут в своих газетах, а интеллигенты читают и пересказывают друг другу. Простые же люди видят в цеппелинах над городом своих защитников. Кто как не цеппелины положили конец послевоенному разбою на улицах и сделали Петроград самым спокойным городом в империи? Да что в империи — во всей Европе!

— Я тоже полагаю, Ники,— сказал Сергей Михайлович,— что отменять патрулирование не стоит. Цеппелины никого не убивают просто так и знаменуют собой порядок. Каждому, у кого нет дурных мыслей, появление цеппелинов внушает спокойствие и уверенность. Если народ не увидит их в небе — он Бог знает что может подумать.



Рецензия впервые была опубликована в журнале сентябрьском номере журнала «Мир фантастики» за 2013 год.


«Князь механический»
Владимир Ропшинов
Князь механический
2013, роман






608
просмотры





  Комментарии
Страницы: 12


Ссылка на сообщение11 декабря 2013 г. 15:23

цитата Dark Andrew

Удивительно, но никто прежде не пробовал смоделировать развитие нашего, родного, самодержавия в эпоху технических чудес.


То есть Сорокина ты не читал. Так и запишем.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 декабря 2013 г. 15:31
Что-то читал, что-то нет. «День опричника», если о ты о нём, совсем о другом. Я не об отнесённом в наше настоящее или будущее самодержавии писал.
 


Ссылка на сообщение11 декабря 2013 г. 15:41
Я обо всем. «День опричника», «Сахарный Кремль», «Метель», «Теллурия»... Очень даже о том.
 


Ссылка на сообщение11 декабря 2013 г. 15:54
Не всё читал из названного, но если всё в том же ключе, как «День опричника», не согласен, в корне. Цели, авторские решения, тематика — всё о другом.
 


Ссылка на сообщение12 декабря 2013 г. 13:47

цитата Dark Andrew

Удивительно, но никто прежде не пробовал смоделировать развитие нашего, родного, самодержавия в эпоху технических чудес.

Борис Сапожников — «наполеоника» стимпанковского разлива
http://www.fantlab.ru/work216...
 


Ссылка на сообщение12 декабря 2013 г. 13:58
Погляжу обязательно, спасибо.
Книги эти видел, но по описанию и обложке в голову не пришло, что там есть что-то толковое.
 


Ссылка на сообщение12 декабря 2013 г. 14:19
Между нами говоря, самое любопытное в книге задумка. Исполнение... на любителя. Меня не зацепило, во всяком случае.


Ссылка на сообщение11 декабря 2013 г. 15:23
Благодарю. Где-то я уже натыкался на книгу, но, в отсутствии информации о ней и авторе, прошел мимо.
Я правильно понимаю, что увлекаясь интеллектуальной составляющей, на ваш взгляд, автор упускает эмоциональную? И, что там с языком и слогом (за отрывок спасибо, и все же)?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 декабря 2013 г. 15:31
Отлично там всё с языком и слогом.
А вот упускает ли автор эмоциональную сторону, или осознанно так пишет, это пусть каждый для себя решает сам. Это важно.
 


Ссылка на сообщение11 декабря 2013 г. 15:52
Спасибо. Решу 8-)


Ссылка на сообщение11 декабря 2013 г. 16:23
Придется покупать. Нечто близкое к истине.


Ссылка на сообщение11 декабря 2013 г. 16:29

цитата Dark Andrew

развитие нашего, родного, самодержавия
Ну, кому самодержавие родное, а кому и.
Мимо.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 декабря 2013 г. 17:18
Вообще, это противопоставление нашего самодержавия ненашему, британскому ))))


Ссылка на сообщение11 декабря 2013 г. 19:58

цитата Dark Andrew

за псевдонимом «Владимир Ропшинов»
— это не в честь ли писателя Ропшина такой псевдоним...


Ссылка на сообщение12 декабря 2013 г. 00:30
Интересная рецензия, стимулирует к прочтению.

А какие именно исторические и социальные стандарты стимпанка используются в романе?

upd. Очень красноречиво, что ты, Андрей, на этот вопрос не ответил.
Что сказали «Машиной различий» Гибсон и Стерлинг мне понятно. И уж точно они не закладывали «исторические и социальные стандарты». Их роман как был наособицу от всего «стандартного» паропанка, так и остался.

Так какие же стандарты использовал Ропшинов-Мухин в книге?
Ответ «такие же» слишком расплывчат.
Ах да, цеппелины же!


Ссылка на сообщение12 декабря 2013 г. 11:07
Как поклоннику чистой АИ — не не нравятся мне эти элементы паропанка.
Тут либо паропанк, либо АИ.
Кроссжанр сбивает с толку.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение12 декабря 2013 г. 11:56
Тут спорный вопрос такой.. АИ здесь завязана на этот стимпанк.


Ссылка на сообщение12 декабря 2013 г. 13:10
Теперь вопрос, заметят ли книгу в фэндоме. Ведь, судя по рецензии, перед нами (чуть ли не) лучший дебют года.


Ссылка на сообщение14 декабря 2013 г. 10:35

цитата Dark Andrew

И речь не только об архитектуре, хотя знатоки говорят, что весь город, вплоть до самых мелочей, именно такой, каким был Петербург в те годы
В те — в какие? В 1921 ростральные колонны сорняками обросли. А до войны рабочие районы обходились без освещения. Кто эти знатоки?

цитата Dark Andrew

и не только в речевых характеристиках
А с речевыми что? С интеллигенцией и императорской семьей все понятно, а вот речь рабочих, — высококвалифицированных, сделавших весь этот паропанк, — на что похожа?

цитата Dark Andrew

никто прежде не пробовал смоделировать развитие нашего, родного, самодержавия в эпоху технических чудес.
Царизм существовал в эпоху технических чудес. В кредит, но существовал, чего моделировать-то? Гравилет «Цесаревич»?
Сказав

цитата Dark Andrew

а социальные и исторические, заложенные ещё Гибсоном и Стерлингом.
поставили очень высокую планку.


Ссылка на сообщение14 декабря 2013 г. 12:39
Спасибо Андрей за рецензию, раньше когда в анонсах увидел сомневался, а теперь возьму.
Страницы: 12

⇑ Наверх