Мои впечатления о Петронии до сего момента были почерпнуты в основном из «Камо грядеши» и потому, видимо, отличались некоторой однобокостью. Как все помнят (с), у Сенкевича Петроний — образчик высококультурного просвещенного римлянина, этакой интеллигенции от патрициев, и погибает-то только потому, что, вняв христианской проповеди, помогает христианам, которым при Нероне приходилось, действительно, довольно хреново. Короче, вполне соответствует своему прозвищу «арбитр изящества» — весь такой утонченный, образованный, аккуратно одетый и тд.
В общем, как-то не ожидаешь, что, припав к источнику его творчества, прям с порога встретишься с гомосексуализмом и педофилией, а также пьянством, обжорством и развратом. Причем в изложении Петрония это необычайно комично, но никакого морального урока из этого читатель не выносит. Хотя, честно говоря, некоторые сцены даже меня слегка фраппировали, а я уже больше 10 лет как в фандоме, между прочим.
Из «Сатирикона» сохранилось, конечно, не так уж много, более ли менее связных части всего две — пир Тримальхиона (ставший нарицательным для изощренного обжорства и бессмысленной траты денег «когда в Африке дети голодают») и приключений героя в Евмолпом в некотором неназываемом городе, во время которых особенно остро поднимается проблема «нестояния». Обе части, разумеется, гротескны до комичности, и тем более гротескны, что и в них достаточно лакун, так что за логикой повествования следить особо не приходится.
В целом, я скорее была немного изумлена, чем позабавлена. Для меня это слишком гротескный юмор, и не то чтобы я была особенно ханжой, но мои представления о нормальном все-таки сильно отличаются от древнеримских, видимо, потому и пародия над упадком нравов показалось мне несколько странной. В основном, признаться, потому, что я не могу толком разобрать, где — нормальные факты общепринятой жизни, а где уже пародия, по мне и то, и другое равно дико и забавно.