автор: Сергей Крикун
60-летию Великого Шамана посвящается!
Сегодня «Алан Мур» и «комиксы» – это одно целое. Каким бы был мир графических романов без бородача из Нортхэмптона? И у этой истории есть начало.
Для журнала «2000 AD» 1980 год ознаменовывается двумя важными событиями: постоянным сценаристом издания становится Алан Мур, а у судьи Дредда, иконы журнала, наконец-то появляется достойный соперник – судья Смерть.
Естественно, у взрослого читателя запросы повыше. С самого начала Мур поставил себе довольно высокую планку – возможно, в этом и кроется секрет его популярности. «Помню, все предлагали мне работу. Просто из страха, что я переметнусь к их соперникам. Так что мне предлагали много всяких проектов», – вспоминает Мур. Возможно, Алан немного лукавит, ведь в документалке «Разум Алана Мура» («Mindscape of Alan Moore») он говорит, что для него это решение было прыжком в неизвестность, актом веры – «a leap of faith», как выразился он сам. Работа в «2000 AD» стала его первой постоянной работой сценариста комиксов, и на продаже LSD можно было ставить крест.
Начал он с историй для серий «Шокирующее будущее» («Future Shocks») и «Времяворот» («Time Twisters»). За три года Мур написал свыше пятидесяти таких рассказиков, и все это были коротенькие рассказы в 6 страничек: один номер – один, отдельный рассказик для каждой серии.
Пэта Миллса «2000 AD» так впечатлили успехи Мура, что он решил дать писателю собственный стрип. Им стал «Скизз» («Skizz») – сериал, который взял за основу фильм «Инопланетянин» Стивена Спилберга. По крайней мере, Мура попросили сделать нечто похожее. В «Скиззе» рассказывается о пришельце, чей корабль разбился на Земле. От военных его спасает девушка по имени Рокси, и начинаются приключения. В руках Мура этот сериал стал произведением иного характера, и теперь его сравнивают с телевизионной драмой «Мальчики из Блэкстаффа», написанную Аланом Блисдейлом, известного тем, что в своих произведениях он часто подымает серьезные социальные вопросы.
Первый эпизод «Скизза» появился в 1983 году, в 308-м номере журнала, и растянулся на больше, чем двадцать выпусков. Любопытно, что у истории было еще два продолжения, которые написал и нарисовал художник первой части, Джим Блейки.
Самым амбициозным проектом для «2000 AD» стала «Баллада о Хэйлоу Джонс» («The Ballad of Halo Jones»). В чем его ключевое отличие? Главным героем этих комиксов была женщина. В то время комиксы ориентировались в основном на парней, а все «женские» комиксы позакрывали – остались одни «альфа-самцы с большими подбородками и здоровенными пушками». Возмущенный такой несправедливостью, Мур решил написать настоящий «дамский» комикс, в котором акценты бы стояли не на перестрелках, а на диалогах и взаимоотношениях персонажей. «2000 AD» показался Муру идеальной колыбелью для такой истории.
«Давайте сделаем комикс о женщине из будущего, подумали мы. Не обязательно писать героику, пускай это будет обычная девушка. И нашу идею поддержали читатели обоих полов. Хотя, конечно же, девушкам Хэйлоу Джонс нравилась больше. Я – дитя 70-тых, я современный человек, я мою посуду и все такое, и мне хотелось осветить и этот аспект жизни! Мне подумалось, что если станут печатать больше историй, нацеленных на женскую аудиторию, то комиксы будет читать больше девушек. Сейчас это кажется простым и прямолинейным, но когда я только начинал работать в этой сфере, издатели часто принимали такие идеи в штыки: «Ой, ну, знаешь, комиксы о девушках плохо продаются, ты то!» Если присмотреться, то понимаешь, что женские персонажи были напрочь вторичными, они ничего не значили. Просто миленькие девчушки. Меня смущает тот факт, что очень много художников комиксов пробились благодаря тому, что могли рисовать полуголых девиц дни напролет и получать за это хорошие деньги.
Познакомьтесь с Хэйлоу Джонс! |
Мур и Гибсон придумывают Хэйлоу |
«Баллада о Хэйлоу Джонс» рассказывает об обычной девушке из 50-го века, и хотя в сюжете много юмора, часто он смещается к серьезному спектру. Эта история считается одной из лучших, что когда-либо появлялись на страницах «2000 AD».
Мур и Иэн Гибсон планировали рассказать историю Хэйлоу от юных лет до преклонного возраста, но в первых трех «книгах» они успели поведать лишь о десяти годах ее жизни – к сожалению, остальные шесть частей так и не воплотились в жизнь. Не смотря на это, Муру и Гибону удалось показать читателям впечатляющую картину отдаленного будущего и рассказать далеко нетривиальную историю – о мисс Джонс до сих пор слагают песни (это не шутка).
Работы Мура были одними из самых популярных публикаций «2000 AD», но из-за проблем с авторским правом (в британском законодательстве отсутствовал раздела об авторских правах на интеллектуальную собственность для комиксов) Алан переключает внимание на Америку. Он стал одним из первых, кто использовал журнал, как своеобразный батут, чтобы перепрыгнуть на американскую сторону. Близкий друг Мура, Нил Гейман, поступил по его примеру, тоже начав с «Шокирующего будущего».
Отток британских комиксмейкеров в США получил название Британского вторжения, или Второго британского вторжения − первым считают «нашествие» английских исполнителей рок-н-ролла в шестидесятых, в частности, «Битлов». Однако некоторые комиксисты продолжают работать по обе стороны океана, и «2000 AD» не испытывает никакого дискомфорта, да и старуха Англия стабильно пополняет свои рады новыми молодыми талантами. Среди них стоит отметить Саймона Бисли, начавшего свою карьеру в комикс-сериале «АБВ воины» (“ABC Warriors”) под эгидой Пэта Миллса.
Влившись в американский мэйнстрим, Алан Мур быстро сделал себя имя на «Саге о Болотной Твари», «Хранителях», «Убийственной шутке» и начал выдавать себя за Распутина, но это уже совсе-е-ем друга-а-ая исто-о-ория