Для начала немного информации.
Полноцветный журнал «ФанCity» выходит с осени 2013 года. Формат «Мира фантастики», но бумага гораздо лучше, настоящий глянец. Объем 152 полосы, блок на клею. Есть постер. Указанный тираж нулевого номера -- 1000 экземпляров. Редакция: Полина Матыцына, Диана Аранская, Дарья Родионова, Франсиско Гарридо. Купил нулевой выпуск на ММКВЯ за 280 рублей.
Тематическая разбивка опять же напоминает «Мир фантастики», дизайн хромает на все четыре лапы, опечаток полно, но это не главное, это исправимо. Придет с опытом, я надеюсь. В отличие от коллеги Караваева, меня не пугает даже вид гипертрофированно увеличенной женской молочной железы на обложке. На мой взгляд, у журнала другие проблемы.
Как и всем любителям фантастики моего поколения, мне близко и понятно желание издавать журнал. Более того, я даже могу понять стремление напечатать собственную прозу -- хоть как-то, хоть где-то. Но «ФанCity» вызывает у меня тягостное недоумение.
Почти весь нулевой номер журнала заполнен статьями. И при этом 80% материалов подготовлено... Догадайтесь, кем? Правильно! Полиной Матыцыной, Дианой Аранской и Дарьей Родионовой. Под прозу, какой бы та ни была, отведено 11 полос (рассказы победительницы конкурса «ФанCity» Марины Голубевой, Сергея Чекмаева и миниатюра Дмитрия Володихина на полстранички). Что же до статей... Бог с ним, что половина текстов не имеет никакого отношения ни к литературе, ни к фантастике вообще (материал об истории моды, о знаменитых реальных «золушках» и т.п.). Печальнее, что написаны они в жанре «четверть часа наедине с «Википедией». То есть бодро, порой гладко, порой коряво, но всегда крайне поверхностно. По сравнению с тем, что пишут сейчас для «МФ» Роман Арбитман, Сергей Бережной, Николай Караев, Тим Скоренко, Владимир Пузий это детский сад, глазу зацепиться не за что. Да, некоторые из этих текстов были бы уместны в том же «МФ» еще лет пять назад -- но только для заполнения пустующей полосы, как связка между более внятными и содержательными материалами. Когда такие проходные статьи занимают больше половины объема журнала, ничего кроме недоумения это вызвать не может. А ведь можно было напечатать новые повести Владимира Покровского или Павла Шумила, рассказы Онойко или Голдин, эссе Алексея Караваева или рецензии Романа Арбитмана... Да много всего -- 150 полос с лишним, как-никак.
Только не говорите мне, что журнал пока безгонорарный, что никто, кроме самой редакции, не даст тексты на таких условиях -- фигня это. Достаточно подойти к нужным людям, сказать: «Старик, денег не будет, но надо поддержать проект, на том свете тебе зачтется!» -- и получите нормальный человеческий контент. На несколько номеров хватит, а там, глядишь, и гонорары появятся. По этому принципу формируется куча малотиражных сборников, далеко не всегда безнадежно слабых, так составляется тот же «Космопорт» или «Детектив и Фантастика». Кто-то назвал создательниц «ФанCity» «младоволодихинцами» -- увы, это не так. Володихин как раз умеет добывать качественные тексты на безгонорарной основе. А тут -- увы...
В общем, стремление выпустить журнал, наполнив его хоть чем-то, вложить прорву сил, времени и денег в проект «прочитал и выбросил» вызывает у меня, как и было сказано, тягостное недоумение. Есть надежда, что комом вышел только первый блин и в дальнейшем редакция пересмотрит приоритеты. Но слабенькая, если честно.