Рисунок А. Пржецлавского на обложке «Всемирного следопыта» – это иллюстрация к очерку Николая Николаевича Шпанова «Эпопея “Страны Советов”», опубликованного в № 12 за 1929 г.
Для дальневосточных краеведов рекордные перелёты тема особая, отсюда и повышенный интерес к любой новой, или «забытой старой» публикации. Тем более, автор – известный сочинитель фантастических и детективных романов, к тому же, земляк-дальневосточник. Не удержусь и процитирую пару фрагментов из очерка Шпанова. Любителям фантастики известно, как бойко и увлекательно умел он писать. Впечатление такое, будто он был рядом с легендарными летчиками в кабине самолёта:
«…До обоняния лётчиков стал иногда доноситься едва слышный угарный запах «палов» – лесных пожаров. Чтобы не нюхать этот кружащий голову угар, Шестаков сильно дул своим коротким носом, Болотов только пофыркивал, а рыжий Стерлигов – авианавигатор – пытался подслеповатыми глазами, выпученными от напряжения без привычного пенснэ, приглядываться к земле, чтобы разобрать, откуда это несёт запахом курней бани».
И ещё:
«…Широкая блестящая лента, величайшей из восточно-сибирских рек, Амура плавно изгибается среди массивов бесконечных лесов. Изредка среди этого темно-зелёного моря промелькнёт жёлтый островок переселенческой заимки, или пронзительно забелеет узкая длинная полоска корейской плантации опиумного мака. Наконец засерели вдали постройки Благовещенска, около которого Китай вплотную подходит к пределам Советского Союза. Шестаков дал на себя рукоятку, и, попрыгав по нескладному благовещенскому аэродрому, «Страна Советов» сделала посадку».
Более подробно историю маршрута «Страны Советов» описал хабаровский историк гражданской авиации Владимир Даниленко (см. Даниленко В. Москва–Дальний Восток–Нью-Йорк. Сборник «Дальневосточные путешествия и приключения». Вып. 10. Хабаровск, 1982). В своём очерке Даниленко рассказал и о том, о чём умолчал Шпанов. Самолёт «Страна Советов» имел дублёра. Первый самолёт совершил аварийную посадку в тайге близ Читы. Оставив повреждённую машину, лётчики вернулись в Москву. Затем 23 августа в 3 часа ночи был дан новый старт. Только 2 сентября АНТ-4 вошёл в зону Дальнего Востока. Миновали злополучную Читу. Посадка в Благовещенске, оттуда курс на Хабаровск, где самолёту предстояла замена колёс на поплавки. Лётчики называют этот процесс «переобуванием». Специально от аэродрома была прорублена просека до речного затона, на которой было построено три деревянных моста. Перекатывали самолет вручную, затем его подняли на баржу и отбуксировали к механическим мастерским Амурской военной флотилии. Были сложности: оказалось, что поплавки были приготовлены для первой машины «Страна Советов» и для дублёра они не подходили. «Переобувание» ухудшило аэродинамические качества АНТ-4, самолёт не набирал необходимой скорости для отрыва от воды… 12 сентября «Страна Советов» поднялась в воздух и взяла курс на Николаевск-на-Амуре… Оттуда предстояло впервые в истории воздухоплавания совершить перелёт через Охотское море в Петропавловск-Камчатский, пройдя без посадки 1200 километров, из которых 890 – над морем. Потом перелёт через океан курсом на Америку…
Теперь цитата, из-за которой, собственно, и напомнил вам о перелёте «Страны Советов»:
«...Авиационный музей на Лонг-Айленде. Экспозиция, посвящённая героическому перелёту «Страны Советов». Летательные аппараты всех времён и народов. А вот стенд, рассказывающий о совместной советско-американской экспедиции в космосе – полёте «Союз»–«Аполло», красочный рисунок состыковавшихся космических аппаратов СССР и США, улыбающиеся лица космонавтов двух стран.
– Я надеюсь, что наши страны смогут снова сотрудничать в мирном использовании космоса, – говорит куратор музея Джошуа Стофф. – Это так нужно нам всем! Всему миру!
Вы знаете, – продолжает Стофф, – я написал книгу. Скоро она выходит из печати. В ней рассказывается о первой экспедиции на Марс. И знаете, кто эти космонавты? Русские. Почему? Потому что, как я считаю, Советский Союз идёт впереди США в деле строительства в околоземном пространстве долговременных космических станций. Признаюсь, был бы очень рад, если бы это была совместная советско-американская экспедиция.
И он вручает мне красочную суперобложку будущей книги. В чёрном небе парят фантастические конструкции с красными звездами на борту и буквами по-русски «СССР». Поверху обложки желтыми буквами заголовок: «Экспедиция «Руслан». Первая высадка человека на Марсе».
(Васильев Г. Требуются мудрецы. М., Советский писатель, 1989 г. С. 215-216)
«…После почти месячного пребывания на Марсе настало время возвращаться. Космонавты собрали и загрузили во взлётную ступень около 500 килограммов всевозможных образцов. Затем к посадочной ступени, которая оставалась на Марсе, была прикреплена доска с надписью. Она гласила: «На этом месте люди с планеты Земля впервые ступили на Марс. Мы доставили сюда добрые пожелания от всех людей Земли. Июль, 1993 год».
Джошуа Стофф. «Полёт «Руслана»
На дворе 2013, поднимем тост за 10-летие полёта на Марс «Руслана«! И за человека, отправившего его туда — Джошуа Стоффа!
Лондонская газета «Таймс» в 1988 году советско-американскую марсианскую экспедицию планировала на 2007 год. Опубликовали график будущего полёта людей на Марс:
«2007 – первая возможность пилотируемой экспедиции на Марс. В это время Земля и Марс будут находиться в максимальной близости друг к другу, что бывает не часто. Исключительный шанс доставить к соседней планете самый большой полезный груз, его вряд ли стоит упускать». («Эхо планеты», № 2, апрель, 1988 г. С. 28-33).
Уссурийская газета о земляке Николае Шпанове (см. вложенный файл)