Эрих Фромм Искусство


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kerigma» > Эрих Фромм "Искусство любить"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Эрих Фромм «Искусство любить»

Статья написана 24 июля 2013 г. 22:59

Весьма уважаемый мной Дон (с которым я, тем не менее, не согласна буквально ни в одной вещи в этой жизни) настойчиво рекомендовал мне Фромма если не как великое откровение всех времен и народов, то по крайней мере как категорический императив. Увы, я в большей степени разочарована и раздражена, чем не. В смысле, это не то чтобы совсем тупая кухонная философия уровня Коэльо и иже с ними — но и до уровня классики в соответствующей области тоже не дотягивает.

Что бесит больше всего, причем безусловно — так это постоянно повторяющиеся по ходу небольшой книжечки рассуждения о том, что раньше трава была зеленее и люди умели любить по-настоящему. А сейчас, в обществе потребления, усваивая его законы, заменяем любовь на бартерные отношения: выбираем объект, который, по рыночным оценкам, сопоставим нам, и дальше обмениваемся с ним проявлениями эмоций и заботы. Это я вольно пересказываю Фромма.

Честно говоря, я ни в одном вопросе не верю, что раньше что-то было зеленее или что оно зеленее сейчас. Про уровень народной грамотности это еще можно с уверенностью утверждать, но в таких сложных неоднозначных вопросах — безусловно, нет. Более того, по моим внутренним ощущениям, наличие какой-никакой свободы выбора в любовных вопросах (у женщины в частности) — это реально великое достижение нашего века.

Фромм очень много говорит банально-социальных вещей про стадный инстинкт (читай: общепринятый конформизм), про отношения созависимости, как их сейчас принято называть, про разные виды любви, про то, как родители сублимируют собственные неудачи на детях. При этом со всем, что он говорит из подобных очевидных истин, разумеется, сложно поспорить, но в том нет его заслуги. А вот когда он начинает рассуждать про свой узкий предмет и говорить что-то новое — тут и начинается веселье, потому что его выводы не следуют ни из логики, ни из здравого смысла, ни из каких-то житейских реалий. Он просто утверждает нечто в качестве абсолютного факта, не утруждаясь доказательствами. Причем не какие-нибудь заоблачные кантовские откровения, а именно что обычные схемы, которые читатель вполне может примерить на себя. Например, теория о разнице отцовской и материнской любви, согласно которой материнская любовь является безусловной вне зависимости от твоих качеств, а отцовскую любовь надо заслужить и можно потерять, если не оправдаешь ожиданий. Да, *иногда* бывает и такое, конечно, но по-моему не чаще, чем все остальное.

Забыла сказать: в середине текста встретила откровенно гомофобный пассаж про то, что гомосексуалисты-де обречены на вечное несчастье, поскольку не могут в однополых отношениях достигнуть пресловутого единства противоположностей. Неприятно изумилась.

По итогам: готова согласиться с крайне ограниченным кругом пассажей, которые звучат так, будто их придумал далеко не Фромм, а некая народная мудрость тысяч пять лет назад. «В то время, как на сознательном уровне вы боитесь, что вас не любят, на самом деле вы боитесь любить, хотя обычно не осознаете этого. Любить — значит принять на себя обязательства, не требуя гарантий, без остатка отдаться надежде, что ваша любовь породит любовь в любимом человеке. Любовь — это акт веры, и кто слабо верит, тот слабо любит». Мне кажется, мировая литература на эту тему все время твердит то же самое. С другой стороны, менее пафосные и более конкретные пассажи настолько сомнительны (или представляют собой один из сотни возможных вариантов, но подаются за единственный), что вещь не производит серьезного впечатления.



Тэги: фромм


463
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение25 июля 2013 г. 11:54
Совершенно согласен. Фромм — типичнейший паркетный мыслитель XX века, достаточно банальный, чтобы стать мыслителем модненьким. Любопытно расчленять его пассажи на ингредиенты (а их всего два) — в каком месте мы имеет дело с плохопереваренным Ж-Ж Руссо, а где читаем законспектированного З. Фрейда.

цитата

это не то чтобы совсем тупая кухонная философия уровня Коэльо

Да не, это именно оно, просто имеющее другие истоки. Не мистика Кастанеды, а фрейдистская метафизика семьи пола, плюс культур-теории Руссо. А уровень изложения тот же самый.

P.S. Эту конкретную книгу не читал, читал другие — «Анатомия человеческой деструктивности», «Бегство от свободы», «Иметь или быть», «Человек для самого себя». Уверяю вас, вы не потеряете ничего эти книги не прочитав. Салонное слабоумие, философия для кухарок. В «Анатомии» есть правда умильные места. где Фромм, с присущей ему категоричностью и бездоказательностью, начинает спорить с настоящими учёными, биологами-эмпириками, вроде Конрада Лоренца, поскольку его «прозрения» не сопадают с их данными. Восхитительное зрелище.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 июля 2013 г. 22:55
:beer:

цитата Грешник

Да не, это именно оно, просто имеющее другие истоки. Не мистика Кастанеды, а фрейдистская метафизика семьи пола, плюс культур-теории Руссо

К Руссо даже ближе, пожалуй. Фрейд крут, как ни крути, и Фромм его за это еще и осуждает :-)))

цитата Грешник

Анатомия человеческой деструктивности», «Бегство от свободы», «Иметь или быть», «Человек для самого себя». Уверяю вас, вы не потеряете ничего эти книги не прочитав.

Спасибо, буду иметь в виду)) А то я обычно даю авторам вторые шансы, но не в данном случае, видимо.


⇑ Наверх