-Греция создала мудрость и красоту, Рим — силу, а что несёте вы?
-Мы несём любовь, — молвил Пётр
Писатель, берущий за основу книги какое-либо учение, не важно, философское или религиозное, всегда идёт на определённый риск. Ведь представители других конфессий будут изначально подходить к чтению с изрядной долей скепсиса, а единоверцы обязательно найдут несоответствия с догмой и поставят их в вину автору. Но Генрик Сенкевич, не побоявшись критики, написал роман, в котором христианские убеждения и принципы поставлены во главу угла. Писатель в художественной форме изложил одну из самых трагичных страниц истории этой религии — последние годы правления древнеримского императора Нерона. Так как описываемые события также имели огромное влияние на последующее развитие Рима, исторический фон интересен вдвойне.
Основной художественный метод, постоянно используемый в романе — переплетение в ткани повествования общего и частностей. Сенкевич повествует нам о глобальных событиях, запечатлённых в трудах историков, и в то же время рассказывает о судьбах различных людей, попавших в круговерть этой страшной эпохи. На первом плане — пламенная любовь двух абсолютно разных, не похожих друг на друга людей. Марк Виниций -военный трибун, богатый, жестокий патриций, привыкший, что ему во всём повинуются. Лигия — кроткая, благодетельная христианка, волею судьбы оказавшаяся приёмной дочерью римского генерала, чья жена и воспитала девушку во Христе.
В течение всего романа Виниций будет меняться. Пытаясь понять Лигию, раз за разом отказывающуюся от его денег и покровительства, он терпит муки несчастной любви, которые, как оказалось, не утопить в вине и разврате. Марк начинает постигать учение о единственном Боге и при жизни вступает на путь, из ада ведущий в чистилище, а из чистилища — в рай. Одновременно с Виницием обращение в христианство происходит с тысячами других язычников.
Стоит отметить, что если бы Сенкевич описал те же метаморфозы героя в других исторических реалиях, это выглядело бы не так правдоподобно. Однако, верхушка, правящая Римом, показана настолько прогнившей и порочной, что у читателя не остаётся сомнений: именно в такие времена учения подобные христианству могут приобретать самых неожиданных сторонников. И дело тут не во всемогуществе Бога. Действительность, в которой разврат и грязь пронизывают общество сверху донизу и достигают апогея; в которой жизнь любого человека, от раба до придворного фаворита, может оборваться от одного неугодно слова, с неизбежностью порождает свою зеркальную противоположность. Речь идет о людях, готовых стать почитателями лишь чего-то без оговорок светлого и чистого, столь совершенного и безупречного, что граничит с безумством жизнеотрицания во имя новых идеалов. Это очень хорошо показано в романе. Чем страшнее становится действительность, тем больше людей ищет спасения в учении, постулаты которого являют полную противоположность «законам” катящейся в пропасть реальности. Именно поэтому принципы «общечеловеческой коммуны» и всепрощения, которые в иных исторических условиях не нашли бы у людей понимания, в данном историческом контексте, описанном в романе, кажутся вполне естественными и убедительными. В такое время, когда цинизм и жестокость доведены до абсурда, «меньшее» зло не может ничего противопоставить злу «большему» — эта борьба обречена на поражение. Сражаться можно лишь верой — верой в то, что есть нечто более значимое и глубинное, превосходящее всевластие безумного тирана, беспощадность законов, смертность бренного тела.
Примечательно, что автор, всё же, не делит героев на два лагеря, не противопоставляет однозначно христиан окружению Нерона. В произведении имеет место еще одна точка зрения. Петроний — дядя Виниция — на мой взгляд, удачнейший образ данного романа. Он хоть и является фаворитом Нерона, всё же, в отличие от приближенных императора умён и утончён. Патриций не принимает учения христиан, но ведет свою игру в противовес Нерону, пытается спасти приговоренных к смерти христиан, чтобы вызволить любимую Виниция. Попав в немилость к императору и осознавая свою обреченность, он сам принимает решение уйти из жизни. Делает это спокойно и осознанно. Лично мне этот человек внушает больше уважения, чем несчастные, идущие на смерть с мыслью о Боге. Ведь, многие из них уверовали в Христа из-за страхов — в том числе, страха перед смертью. Вечное блаженство загробной жизни для слабых духом — это то, что может придать смысл их мученическому настоящему. А Петроний, понимая, что его натура никогда не сможет искренне принять христианство, находит в себе силы смотреть опасности, даже смерти, в лицо, не облегчая эту ношу надеждой на райское существование после кончины. Устами героя автор утверждает философскую концепцию жизни: ее самоценность здесь и сейчас; способность человека созерцать и ценить красоту, пока глаза способны видеть.
В числе объективных достоинств романа — яркий, неоднозначный образ Нерона. В историческом персонаже соединены чудовищные человеческие пороки, но именно человеческие, ибо автор «Камо грядеши», исследуя потаенные уголки его темной души, пытается разобраться в этом сложном и неоднозначном образе.
Генрик Сенкевич посвятил свой роман в первую очередь христианству и последователям этой религии, но, вместе с тем, огромный пласт римской истории и культуры, как базиса зарождающихся процессов, описан им со знанием дела, бережно и тщательно. Перед нами именно добротный исторический роман, который безусловно удовлетворит интерес и эстетические ожидания любителей данного жанра.
Однако, те, кто ждут от исторической прозы элементов жанра «плаща и шпаги», будут огорчены: здесь основное внимание уделяется проработке декораций и характеров, языку, но не действию. Повествование более чем неторопливо. Впрочем, произведение всё равно хорошо, даже и без активной сюжетной динамики.
Резюмируя: «Камо Грядеши» — интересный, качественный исторический роман, выраженной «прохристианской» направленности (этот факт нельзя отнести к достоинствам либо недостатком, но его обязательно учитывать начищающему читать «Quo vadis»). Если вы хотите погрузиться в эпоху правления Нерона, сопереживать яркой, трогательной любви главных героев, вникать в достоверно прописанные психологические портреты персонажей — вам сюда. Нужна «динамика», не очень-то любите исторические романы как таковые? Советую проходить мимо.
Оценка: 7,5