Немного о сюжете. В гигантском мегаполисе Нью-Кробюзон, будто бы вышедшем из-под пера Кафки и Диккенса при посредничестве Босха и Нила Стивенсона, бок о бок существуют люди и жукоголовые хепри, русалки и водяные, рукотворные мутанты-переделанные и люди-кактусы. Каждый занят своим делом: хепри ваяют статуи из цветной слюны, наркодельцы продают сонную дурь, милиция преследует диссидентов. А к ученому Айзеку Дан дер Гримнебулину является лишенный крыльев гаруда — человек-птица из далеких пустынь — и просит снова научить его летать. Тем временем жукоголовая возлюбленная Айзека, Лин, получает не менее сложное задание: изваять портрет могущественного главаря мафии. Айзек и Лин еще не знают, какой опасностью чреваты эти заказы — для них самих, всего города и даже структуры мироздания.
Стимпанковская фантасмагория о потерянных снах, сломленных личностях и покалеченных душах.
Мир у Миевиля — к слову, абсолютно самобытный — очень логичен, здесь все четко и последовательно, естественно и объяснено автором. Мир мы видим глазами героев книги, живущих в нем. Мир подается через призму восприятия его жителей.
Город Нью-Кробюзон здесь пристает как мир, некая обособленная вселенная, наполненная паровыми машинами, дирижаблями, бедными, воровскими, правительственными кварталами, заводами с высокими трубами дымящих печей. Город живет, дышит, меняется, как живой организм, он не безмолвный сторонний наблюдатель, но участник событий. Здесь разбиваются мечты и оживают кошмары, здесь сходят с ума и утрачивают свой облик.
Между кварталами четко показана грань и различия: В правительственных кварталах — блеск и облетевшая позолота, в бедных — отчаявшиеся люди и существа, влачащие жалкое существование, в воровских — нужно следить за своим карманом, держать ухо востро, а порой и опасаться за свою жизнь.
Отдельного слова заслуживают обитатели этого мира. Представители разных рас. Переделанные люди, превращенные по указке правосудия за свои преступления или своим прихотью в монстров (получеловек-полулошадь, человек, совмещённый с паровым агрегатом, с лишними руками и ногами, с гигантскими ножницами вместо конечностей). Тоталитарное правительство, уличенное в связях с Адом Лтд. Легко можно связаться с демонами и дать им задание. Революционеры, мечтающие о новом мире и печатающие подпольно газету «Безумный бродяга». Ученые из заштатных НИИ, погрязшие в рутине и обыденности. Ленивая милиция, которую мало заботит правосудие и которая под пятой у так называемого правосудия. Колоритные представители богатых и бедных.
Айзек — один из немногих людей в романе, ученый с безумной жаждой знаний. Темнокожий и тостопузый, ему нет дела до большей части условностей и норм этого мира. Благодаря этому он способен совершать чудеса в науке, которая в мире Мьевиль успешно конкурирует с магией.
Лин — возлюбленная Айзека, хепри. Хепри-самочка —у неё вместо головы большой скарабей. Самцы-хепри просто глупые жуки без человеческого тела. Она не может говорить, но отлично обходится языком жестов. Лин выросла в религиозной общине своего народа, где поклонялись обделенным умом самцам, потом сбежала и стала свободным художником и стала создавать скульптуры из застывшей слюны.
Ягарек — гаруда, или огромный птиц. У его народа есть лишь один закон — нельзя забирать свободу выбора другого существа. Но Ягарек забрал свободу выбора у своего соотечественника, за что последовало страшное наказание — его лишили крыльев, и теперь он отчаянно пытается найти способ вновь летать, потому что без неба он никто. За этим он и обращается к Айзеку, Из-за этого все главные персонажи и ввязались в основную интригу романа.
Совет конструкций — родившийся в результате компьютерного вируса искусственный интеллект, который стал сам себя совершенствовать, развивать, перестраивать и обзаводиться сетью маленьких организмов-роботов, которые исследуют для него мир. Вокруг него собирается что-то вроде религиозной секты, с которой он общается при помощи трупа, с воткнутым в мозг гигантским проводом.
Ткач — богоподобный трикстерный персонаж, который существует сразу в нескольких измерениях и обладает почти безграничным интеллектом. Эксцентричный персонаж, его милость порой стократ хуже его гнева.
В романе представлена удивительная смесь улиц, переулков, машин и дирижаблей, монстров, людей, чудовищных экспериментов, утраченных надежд. Круговорот персонажей, жизней, судеб, событий, эмоций.