Чайна Мьевиль Вокзал


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Календула» > Чайна Мьевиль. Вокзал потерянных снов.
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Чайна Мьевиль. Вокзал потерянных снов.

Статья написана 18 февраля 2013 г. 19:38

Немного о сюжете. В гигантском мегаполисе Нью-Кробюзон, будто бы вышедшем из-под пера Кафки и Диккенса при посредничестве Босха и Нила Стивенсона, бок о бок существуют люди и жукоголовые хепри, русалки и водяные, рукотворные мутанты-переделанные и люди-кактусы. Каждый занят своим делом: хепри ваяют статуи из цветной слюны, наркодельцы продают сонную дурь, милиция преследует диссидентов. А к ученому Айзеку Дан дер Гримнебулину является лишенный крыльев гаруда — человек-птица из далеких пустынь — и просит снова научить его летать. Тем временем жукоголовая возлюбленная Айзека, Лин, получает не менее сложное задание: изваять портрет могущественного главаря мафии. Айзек и Лин еще не знают, какой опасностью чреваты эти заказы — для них самих, всего города и даже структуры мироздания.

Стимпанковская фантасмагория о потерянных снах, сломленных личностях и покалеченных душах.

Мир у Миевиля — к слову, абсолютно самобытный — очень логичен, здесь все четко и последовательно, естественно и объяснено автором. Мир мы видим глазами героев книги, живущих в нем. Мир подается через призму восприятия его жителей.

Город Нью-Кробюзон здесь пристает как мир, некая обособленная вселенная, наполненная паровыми машинами, дирижаблями, бедными, воровскими, правительственными кварталами, заводами с высокими трубами дымящих печей. Город живет, дышит, меняется, как живой организм, он не безмолвный  сторонний наблюдатель, но участник событий. Здесь разбиваются мечты и оживают кошмары, здесь сходят с ума и утрачивают свой облик.

Между кварталами четко показана грань и различия: В правительственных кварталах — блеск и облетевшая позолота, в бедных — отчаявшиеся люди и существа, влачащие жалкое существование, в воровских — нужно следить за своим карманом, держать ухо востро, а порой и опасаться за свою жизнь.

Отдельного слова заслуживают обитатели этого мира.  Представители разных рас. Переделанные люди, превращенные по указке  правосудия за свои преступления или своим прихотью в монстров (получеловек-полулошадь, человек, совмещённый с паровым агрегатом, с лишними руками и ногами, с гигантскими ножницами вместо конечностей). Тоталитарное правительство, уличенное  в связях с Адом Лтд. Легко можно связаться с демонами и дать им задание. Революционеры, мечтающие о новом мире и печатающие подпольно газету «Безумный бродяга». Ученые из заштатных НИИ, погрязшие в рутине и обыденности. Ленивая милиция, которую мало заботит правосудие и которая под пятой у так называемого правосудия. Колоритные представители богатых и бедных.

Айзек — один из немногих людей в романе, ученый с безумной жаждой знаний. Темнокожий и тостопузый, ему нет дела до большей  части условностей и норм этого мира. Благодаря этому он способен совершать чудеса в науке, которая в мире Мьевиль успешно конкурирует с магией.

Лин — возлюбленная Айзека, хепри. Хепри-самочка —у неё вместо головы  большой скарабей. Самцы-хепри  просто глупые жуки без человеческого тела. Она не может говорить, но отлично обходится языком  жестов. Лин выросла в религиозной общине своего народа, где поклонялись обделенным умом самцам, потом сбежала и стала свободным художником и стала создавать скульптуры из застывшей слюны.

Ягарек — гаруда, или огромный птиц. У его народа есть лишь один закон — нельзя забирать свободу выбора другого существа. Но Ягарек забрал свободу выбора у своего соотечественника, за что последовало страшное наказание — его лишили крыльев, и теперь он отчаянно пытается найти способ вновь летать, потому что без неба он никто. За этим он и обращается к Айзеку, Из-за этого все главные персонажи и ввязались в основную интригу романа.

Совет конструкций — родившийся в результате компьютерного вируса искусственный интеллект, который стал сам себя совершенствовать, развивать, перестраивать и обзаводиться сетью маленьких организмов-роботов, которые исследуют для него мир. Вокруг него собирается что-то вроде религиозной секты, с которой он общается при помощи трупа, с воткнутым в мозг гигантским проводом.

Ткач — богоподобный трикстерный персонаж, который существует сразу в нескольких измерениях и обладает почти безграничным интеллектом. Эксцентричный персонаж, его милость порой стократ  хуже его гнева.

В романе представлена удивительная смесь улиц, переулков, машин и дирижаблей, монстров, людей, чудовищных экспериментов, утраченных надежд. Круговорот персонажей, жизней, судеб, событий, эмоций.





219
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение19 февраля 2013 г. 09:41
В своё время читала роман и осталась под положительным впечатлением. Впрочем, отзыв есть на странице. Немного критики, но по сути хвалю.

Мне показалось, что героям произведения сопереживать сложно. Впрочем, это проблема всех романов Мьевиля. Даже моего любимого на данный момент «Кракена».

К слову говоря, хепри взяты из египетской мифологии 8-) очень интересный образ, за него отдельная хвала. Как и за переделкеных, ткачей, рукохватов и описания.

Снова спасибо за отзывы)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 февраля 2013 г. 10:27

цитата Kima Kataya

хепри взяты из египетской мифологии


Не знала. Интересно будет почитать поподробнее. Спасибо за информацию.

Роман интересный и необычный. Долго думала, начинать ли читать, все же не самый мой любимый жанр.
И да, каких-то особенных чувств герои не вызвали. Нет, как часто бывает, любимого героя или того, за кого переживаешь. Пожалуй, за ход сюжета в целом переживала.
 


Ссылка на сообщение19 февраля 2013 г. 10:59

цитата Календула

Пожалуй, за ход сюжета в целом переживала.

Книга для меня делится на две половинки и даже не знаю, какая больше нравится. Вначале очень много интересный описаний, фантазии, задумок. Вторая половина практически сплошной экшн. Взболтать бы ) Хотя и так недурно.

А про хепри догадалась, когда случайно увидела их в трилогии Никопола уже после прочтения романа. Правда, представляла чуть-чуть по-другому.
 


Ссылка на сообщение19 февраля 2013 г. 12:24
В общем, первое знакомство с автором получилось положительным.
Что еще у него стоит прочесть?
 


Ссылка на сообщение19 февраля 2013 г. 13:10
Практически всё, кроме самого раннего романа. Особенно публика любит второй том Нью-Кробюзона — «Шрам». Хотя так сложилось, что наград он сильно недополучил, но в недавнем голосовании Локуса за самые-самые произведения фантастики за 20-й и 21-й век не зря забрался на 4 место, уступив только Гейману (Американские боги), Сюзанне Кларк (Джонатан Стрендж и мистер Норрелл) и свеженькому Ротфуссу с «Именем ветра». Поскольку я любитель фэнтези и читала практически весь топ места этак до 20-го, то могу заверить, выборка достойна. А ведь там ещё чуть ниже (на восьмом, кажется?) ещё не переведённый на наш язык «Город и город» затесался. Да и «Посольский город» мы все ждём, благо, оба романа анонсированы отечественными издателями.

Поговаривают, что «Крысиный король» слабоват, да и оценка у него соответствующая (1-й роман и есть). «Нон Лон Дон» относится к подростковой фантастике (я не читала), так что сказать не могу.

Возвращаясь к Нью-Кробюзону, то обычно считают, что самый лучший в цикле второй роман (Шрам), «Вокзал» на втором месте, а «Железный совет» на третьем, но читать можно все.

«Кракена» я нежно люблю за поднятую тему религий, эпатаж, улучшенный и доведённый до совершенства образ переделанных, невероятное и скабрезное интерпретирование апокалипсиса, бесбашенный язык (строго рекомендуется в английском, как говорят знатоки. Мне же пришлось на русском, но всё равно чувствуется, хотя перевод не лучший), удачно обыгранную социальную тему на материале магических фамильяров и одного большого моллюска.

В общем и целом автор добротный, не зря его имя звучит сейчас так широко. Можете и в теме у народа проконсультироваться)
 


Ссылка на сообщение19 февраля 2013 г. 13:33
Спасибо большое ))


⇑ Наверх