Собирался набросать небольшой пост на тему Самиздата. Поводом для этого послужили мои сомнения/размышления при подготовке очередного отчёта об издании белорусской фантастики (о чём чуть ниже). А тут появилась интересная и обстоятельная статья Лина Лобарёва: http://fantlab.ru/blogarticle23841 .
Но мне показалось, что он трактует термин Самиздат слишком уж широко.
Поскольку я уже кое-что набросал было, то выложу здесь, а не у него в комментариях.
Лобарёв определяет Самиздат как — некоммерческие издания, выпущенные малым тиражом в небольшом ассортименте. Согласен. Но принципиально определяющим признаком Самиздата является именно некоммерческий характер издания. А малый тираж/ассортимент – признак вторичный. (Можно припомнить, что и за перепечатку Стругацких кто-то когда-то просил или платил денежку, но ИМХО это на коммерцию не тянет.)
И мне кажется, Лин Лобарёв в своей статье много внимания уделяет именно малотиражным изданиям, самиздатом не являющимся. Объём меньше, но принцип тот же. У нас в Беларуси тираж 200-300 экз. уже довольно рядовое явление для самых что ни на есть обычных издательств, в т.ч. старых и заслуженных.
Разве все книги, изданные по технологии print-on-demand, носят некоммерческий характер? Ровно наоборот. Структуры, предлагающие такие книги, ровно в той же степени озадачены получением прибыли, как и обычные издательства и книготорговые фирмы.
Как по мне, разговор о Самиздате следует начинать именно с шестидесятых-семидесятых годов ХХ века, когда, как указывает Лобарёв, и появился сам этот термин. Далее процитирую:
Самиздатом в тот период называли несколько разных вещей.
Во-первых, машинописные копии художественных произведений, как правило, где-то вполне официально выходивших, просто очень редких.
Во-вторых, самодеятельные политические и литературные журналы, оппозиционные власти, неподцензурная диссидентщина, фактически — голоса подполья.
В общем да. Хотя, между этими разными видами Самиздата и не было чёткой границы, и художественный текст с уклоном в крамолу и фронду, можно было зачислить и туда, и туда. Диссидентский Самиздат больше оставался на слуху, но оба этих вида канули в Лету с изменением политической и экономической ситуации на просторах бывшего СССР.
А появление и развитие Интернета породило новый вид Самиздата. Сегодня это понятие устойчиво ассоциируется именно с электронными текстами, выложенными авторами в сеть добровольно и, как правило, без каких-либо ограничений по доступу.
Тут всё логично и понятно. Это не требует ни дополнительных затрат, ни привлечения чьей-то сторонней помощи – если человек мало-мальски освоил азы пользования компьютерной техникой.
При этом иногда достигается эффект, куда больший, нежели эффект от книжной публикации среднестатистического текста.
Достаточно вспомнить Анну Коростелёву с её романом «Школа в Кармартене», по которой на сайте раньше или позже придётся принимать индивидуальное решение о размещении библиографии автора, несмотря на отсутствие книжных публикаций.
Что мне совершенно непонятно – это появление и сохранение – при наличии сетевой альтернативы — бумажного Самиздата.
Если в шестидесятые-девяностые в бумажном Самиздате множились и расходились известные, популярные, востребованные тексты, то сегодня – с точностью до наоборот.
Периодически я наталкиваюсь на изданные книги малоизвестных авторов, которые никто не читал, да и в руках не держал. Пробую уточнить что-либо в издательстве — а что это за книга, вроде вы выпускали, а в прайсах не числится? Мне любезно разъясняют – автор оплатил работу, забрал весь тираж, что дальше – нам не ведомо.
Вот зачем автору это было нужно? Известность? Не буду называть фамилию, но выпустил, к примеру, человек нф-роман в 2000 году, кого ни спрошу – никто о нём знать не знает, слышать не слышал. Сравните с Коростелёвой. Потрачены деньги – не то чтобы очень большие, но и не то чтобы совсем малые. Грубо говоря, в турпоездку недорогую вместо этого можно было бы съездить. Поставить книгу на полку и любоваться? Но опять же – за те же деньги можно что-нибудь и покрасивше на стенку прилепить. Впрочем, дело вкуса.
Кстати, сейчас появились фирмы, предлагающие довольно странную на мой взгляд услугу. Они издают ваши пр-ния за свой счёт. Оплачиваете только свой экземпляр (экземпляры) книги – цены порядка 40 евро за штучку. При этом вы отдаёте им все права на переиздание этих пр-ний — пожизненно! Они отпечатанное распродают потихоньку, и если всё будет распродано или тем паче пойдёт доптираж, то вам (возможно) ещё перепадёт какая-то денежка.