Эльдар Сафин Звонкая мелочь


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «demihero» > Эльдар Сафин. "Звонкая мелочь времени"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Эльдар Сафин. «Звонкая мелочь времени»

Статья написана 17 января 2013 г. 12:04


Поступил в продажу авторский сборник Эльдара Сафина «Звонкая мелочь времени». Сейчас бумажную и электронную версии книги можно приобрести на сайте издательства, в ближайшее время она появится и в магазинах.

АННОТАЦИЯ К СБОРНИКУ

Талант творца миров раскрылся у Эльдара Сафина в полной мере. В книге под одной обложкой собраны очень разные вселенные: и далекое будущее человечества, и совсем близкое — нашего государства, и мрачное готическое фэнтези, и оптимистичные сказочные мирки, и альтернативная Россия в самых разных проявлениях, и многое другое. Автор словно предлагает своим персонажам те или иные необычные условия — и с любопытством смотрит, как они справятся.

Мягкая обложка

Число страниц: 342

Тираж: 1000 экз.

ISBN 978-5-905360-17-6

Серия: «Талейдоскоп»

Составитель: Александр Петров

Обложка: Vesea (Любовь Щупак)

СОСТАВ: РАССКАЗЫ С АННОТАЦИЯМИ

ВПЕРЕД И В СТОРОНУ

Енька в тенегрядущедобром

Девочка по имени Енька чудесным образом избегает смерти во время пожара — и оказывается в будущем на полторы сотни лет вперед, где ее вместе с другими спасенными подростками держат в интернате — не в интернате, в лаборатории — не в лаборатории... Время от времени у ребят берут кровь на анализ и тщательно молчат о том, куда они попали и что их ждет. Чего хотят от Еньки люди будущего? И что за мир простирается по ту сторону стен?..

Республика Знаний

По школьным годам каждый наверняка помнит, насколько учеба подчас кажется наказанием: когда на дворе — весна, в голове — масса интересных дел, но — ты школьник, а потому должен тащиться из класса в класс, и краснеть у доски, и писать скучные проверочные работы... Когда школа кажется тюрьмой, а учеба — пыткой. У всех у нас что-то подобное зашито в воспоминаниях, в большей или меньшей степени. Эльдар Сафин в «Республике Знаний» развивает эту мысль почти до абсурда: в придуманной им стране, где разворачивается сюжет повести, исправительно-трудовая система едина с образовательной. Там вместо тюрем — школы, а вместо лагерей — университеты. И получается так, что интеллектуальная элита общества и этого же общества подонки — один и тот же класс...

Пожиратели книг

Говорят, что ценители искусства подчас зависимы от предмета своей страсти почище иных наркоманов. Говорят еще, что и творчество иногда оказывается той еще заразой, пристанет — не отвяжешься. В рассказе «Пожиратели книг» автор попытался представить некое герметичное общество людей, в котором бы проявлялись сразу обе эти зависимости: склонность создавать и склонность потреблять прекрасное. Если задуматься, то фантастика здесь только для антуража, для остроты. А так — подобное вполне встречается и среди нас.

Джулик

Представьте себе мир-хоспис в виртуальной реальности. Нескончаемый праздник для тех, кто уже почти мертв — телесно. А теперь представьте еще вот что: каково это — оказаться единственным здоровым среди неизлечимо больных? единственным, кто волен покинуть этот пир во время чумы? Собственно, о том и рассказ.

Свинобабка

Свинобабка — существо, конечно, нелепое и малосимпатичное. Но в условиях той, будущей, Москвы, непредсказуемой и опасной, где по улицам ползают гравитационные аномалии, а ананасы растут на бывших колхозных полях как картошка, — это чрезвычайно полезное приобретение. Кстати, а кто-нибудь знает, откуда они берутся, свинобабки то есть?

ДРУГИЕ СКАЗКИ

Перепелиное яйцо

Это сказка. Впрочем, как говорит сам автор, она из тех сказок, которые бывают интересны не только детям, но и взрослым. Главной героине, девочке по имени Маришка, достается котенок, который, как оказывается, умеет исполнять желания. «А если желать, так самого лучшего», — думает девочка — и становится королевой. О том, к чему приводит такая вседозволенность и что настоящее счастье вовсе не в возможности исполнить сиюсекундно любую прихоть, а также о дружбе и верности, эта сказка и повествует.

Особенности Щучьего Лога

…Что происходит нечто сверхъестественное — Ира узнала, когда в полукилометре от родного поселка внезапно попала из солнечного летнего дня в самую настоящую вьюгу. Странно: оказывается, она прочно успела забыть свое прошлое, как будто провела в городе не год, а по меньшей мере полжизни; теперь же, пробираясь сквозь сугробы, она начала вспоминать: родителей, младшего брата, Ваньку-дурака, от которого и сбежала — учиться… Однако впереди ее ждало еще одно потрясение: оказалось, что мать с отцом — давно старики, брат превратился в матерого мужика, а у Ваньки, некогда Ириного сверстника, теперь четверо детей — и все старше нее. С тех пор, как она уехала, время в Щучьем Логе пошло по-другому…

Драконья доля

В неком королевстве на такой-то планете исполнял обязанности ящера дракон Имярек — как вы уже поняли, дракон не самый типичный. И вот однажды он потребовал: а пусть-ка приведут ко мне и отдадут двух детей, мальчика и девочку, причем непременно королевской крови. Цели дракон имел самые что ни на есть гуманистические, далекие от гастрономии, однако он совершенно не предвидел, чем обернется его затея.

Плакальщик

Кто не знает легенду о Плакальщике? Он странствует по свету, появляясь то там, то здесь, и оплакивает души, расстающиеся с телом. Чаще всего его можно встретить на местах публичных казней. Но иногда он и собственноручно отделяет душу от плоти, предварительно заплатив родственникам жертвы в меру щедрое отступное. Некоторые говорят, будто он Дьявол или по меньшей мере ближайший его подручный. Другие считают иначе. Кто же он на самом деле и зачем он льет слезы?..

Катажина, или Молот Биллевичей

Катажина — юная ведьмочка, которая, не успев толком войти во вкус своего внезапно прорезавшегося таланта, оказывается вынуждена распрощаться с ним. Мало того, теперь ей предстоит получить прощение у всех, на ком она столь безответственно оттачивала колдовские способности, — иначе ее ждет кое-что весьма неприятное…

Зргр

На Площади Сотни Храмов в Эндусе — действительно сто храмов. Это ничтожно мало для мира, где сотня тысяч богов тщится получить свою толику воздаяния от смертных. При таком раскладе не боги — люди начинают ставить условия. И так сложилось издавна, что раз в десять лет один из богов, чьи храмы стоят на той площади, оказывается вынужден уступить место кому-то другому — а кому, решает Вечный Жрец, могущественный — но все-таки человек.

ИГРЫ СО СМЕРТЬЮ

Князь Разумовский-Таврический

Перед вами альтернативная история, но не обычная, написанная по принципу «войну выиграли не эти, а те…» или «однажды Вася проснулся Юзефом Пилсудским…», — а похитрее. Это наш мир, плюс-минус современный, но с совершенно другой энергетикой. В высокотехнологическом обществе энергетика решает всё: достаточно вспомнить последние войны и революции на Ближнем Востоке или пресловутую «нефтяную иглу». В альтернативной версии нашего мира, созданной Эльдаром Сафиным, энергоносителями служат не углеводороды — а… некроэнергия мертвых костей. И чем древнее останки, тем больше энергии они способны дать. А эти ископаемые распределены по земному шару совсем не так, как нефть, газ и уголь, — и, следовательно, картина того мира будет сильно отличаться от нашего.

Пушкарь и красавица

В далеком будущем, когда стали возможны практически любые генетические изменения, позволяющие людям жить в бескислородных атмосферах планет, свободно выдерживать жесткое излучение и чувствовать себя комфортно в ледяном космическом вакууме, человечество разделилось на множество ветвей, и представители большинства из них со временем перестали считаться людьми. Иная физиология порождает иную психику, а следовательно, и иные ценности, иной смысл жизни индивидуумов и существования цивилизации в целом. Впрочем, кое-что общее осталось: было несколько войн, в которых бывшие люди сражались между собой и с людьми настоящими, оставшимися в окрестностях Солнечной системы, за место во вселенной.

Старший пушкарь четвертой палубы крейсера «Королева Александра» обнаружил в космосе, выловил и доставил на корабль странный объект — криокамеру с телом буквально нечеловечески красивой женщины. Тогда еще никто не знал, что это последняя представительница цивилизации малкавиан, а со времен войны с ними сохранилось предписание: «В случае попадания на борт малкавианина корабль надлежит уничтожить».

Раритетный человек Тэнгри

Это был интересный проект: из останков, предположительно принадлежащих ключевым фигурам мировой истории, клонировать младенцев — и посмотреть, что из них вырастет. В какой-то мере эксперимент можно было даже назвать успешным: в конце концов действительно оказалось, что все эти личности были куда как непросты и талантливы — каждый по-своему…

Подъем с переворотом

Как правило, разного рода зомби — это персонажи литературы ужасов. Как же иначе: мертвые ходят, страшно! Нам с вами — да, страшно, потому что в нашем мире покойники тихо лежат в могилах. А если представить себе, что поднимать мертвецов и использовать их, скажем, как рабочую силу — обычная практика? Наверняка там и отношение к смерти будет другое, да и сам мир станет изрядно не похож на наш.

Каждый рассказ сопровождается авторскими комментариями: почему был написан этот текст, какая история с ним связана, что читателю надлежит знать ещё и т.п.

Ознакомительный фрагмент книги, содержащий обложку, предисловие, вышеприведённые аннотации и три рассказа полностью можно посмотреть в формате .pdf, .fb2 и .epub.

В группе [в]контакте, созданной для поддержки этой книги, будут появляться дополнительные материалы от автора, а также информация о презентациях и продажах.





211
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение17 января 2013 г. 12:53

цитата

Каждый рассказ сопровождается авторскими комментариями: почему был написан этот текст, какая история с ним связана, что читателю надлежит знать ещё и т.п.


Браво! Сразу работаем на вечность, чтобы потом исследователи творчества не мучились.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 января 2013 г. 13:04
Это плохо?
 


Ссылка на сообщение17 января 2013 г. 13:14
Для кого?
 


Ссылка на сообщение17 января 2013 г. 13:40
Я пытаюсь понять, какая коннотация заложена в

цитата Нил Аду

Браво! Сразу работаем на вечность, чтобы потом исследователи творчества не мучились.


Это ирония? Осуждение? Ещё что-то?
 


Ссылка на сообщение17 января 2013 г. 14:03
Саша, это ирония смешанная с удивлением, основанным на твоём собственном и не раз высказанном отношении к авторским объяснялкам. Или на юпитеров оно не распространяется?
 


Ссылка на сообщение17 января 2013 г. 14:28
А при чём здесь юпитеры?

Во-первых, то, что мне не нравится, — это авторские оправдывания. Как правило, на конкурсах. Или в темах с обсуждением творчества. Когда приходит автор и заявляет: «Вы меня все не поняли, на самом деле я имел в виду вот это, это, это и это. А то, что вы не смогли его разглядеть, ничего не говорит о моём творчестве, но много говорит о вас самих». Автор при этом выглядит весьма бледно, факт.

Авторские комментарии в книге — это несколько другое. Это, скорее, дополнительные материалы. Возможность увидеть рассказ несколько шире, буде возникнет такое желание. Из какого именно сора он вырос. Что именно подразумевал автор под непонятными словами в третьем и пятнадцатом абзацах. Какую забавную байку он может стравить про тот или иной текст. В каких жизненных обстоятельствах было написано то или это. Например, вот это издание, за которым я в своё время долго охотился, изрядно выигрывает от авторских комментариев.

Ну и потом, это одна из «фишек» серии. Авторские комментарии будут в сборнике Владимира Аренева, авторские комментарии будут в сборнике Ины Голдин, и так далее.
 


Ссылка на сообщение17 января 2013 г. 14:46

цитата demihero

Возможность увидеть рассказ несколько шире, буде возникнет такое желание.


Буде возникнет желание, читатель изыщет возможность взглянуть шире.

цитата demihero

Что именно подразумевал автор под непонятными словами в третьем и пятнадцатом абзацах.


Если слова непонятные, то можно узнать их значение в справочниках. Если автор сказал их непонятно — это проблема автора.


цитата demihero

Какую забавную байку он может стравить про тот или иной текст.


А это обычно оставляют для встреч с читателями. Или для мемуаров.

А впрочем, пусть будет фишка. В конце концов, что-то менять в этом деле по-любому нужно. Почему бы не попробовать так?
 


Ссылка на сообщение17 января 2013 г. 15:17

цитата Нил Аду

это обычно оставляют для встреч с читателями. Или для мемуаров.


Позволь с тобой не согласиться. В российской традиции -- да, как правило оставляют. За исключением редких случаев (и эти «редкие случаи» действительно смотрятся выигрышнее, тут Саша абсолютно прав). А вот в англо-американской традиции комментарии автора к рассказом сборника -- скорее правило, чем исключение. Дополнительный бонус для читателей, которые уже могли где-то познакомиться с этими рассказами. На мой взгляд, очень полезный и мудрый ход.
 


Ссылка на сообщение17 января 2013 г. 17:19
Именно! Да и потом, я не представляю себе, на кой бы черт расшифровывать непонятные слова, тут Нил Аду прав, -- но зачастую мне, читателю, интересна история создания того или иного рассказа, какие-то связанные с ним казусы и так далее. Мне такие сборники значительно интересней, чем собрание из серии «просто насыпано».

Для Запада -- обычная традиция. У нас выходили как переводные сборники с такими комментариями (Кинг, Ле Гуин, Желязны, Мартин), так и отечественные (Лазарчук, Зоричи).

Конечно, что и как комментировать -- это уже дело вкуса, чувства меры и так далее.
 


Ссылка на сообщение17 января 2013 г. 17:23

цитата Vladimir Puziy

Кинг, Ле Гуин, Желязны, Мартин


Добавлю, окинув взглядом сборники на полке: Гейман, Симмонс, Эллисон... У нас еще -- Логинов.

Правда, Эльдар Сафин пока не Лазарчук и не Кинг. 8-)
 


Ссылка на сообщение17 января 2013 г. 21:58

цитата vvladimirsky

Правда, Эльдар Сафин пока не Лазарчук и не Кинг.


Собственно, этим всё и сказано.
 


Ссылка на сообщение17 января 2013 г. 22:38
Ничего этим не сказано.
 


Ссылка на сообщение17 января 2013 г. 22:41
За рубежом это, повторюсь, нормальная практика для авторских сборников -- даже для дебютных. Но вы же о чем-то очень своем, как мне кажется? 8:-0
 


Ссылка на сообщение17 января 2013 г. 23:26
Нет, я вообще практически ни о чём. Просто воинствующий консерватизм.
 


Ссылка на сообщение18 января 2013 г. 09:36
Право, у дебютанта я такого никогда не видел — только у заслуженных. Приведи, пожалуйста, пример.
 


Ссылка на сообщение18 января 2013 г. 14:00
 


Ссылка на сообщение18 января 2013 г. 14:26
Гм, Володя, по-моему, пример не совсем корректный, т.к. послесловие Буркина появилось в связи с тем, что комплектом к этой книге шла грампластинка. Но неважно, я другое хотел узнать. Вот из _зарубежных_ дебютантов, о которых ты пишешь, кого можно привести в пример-то? Мне интересна именно западная практика. Можешь кинуть ссылку?
 


Ссылка на сообщение18 января 2013 г. 15:12
 


Ссылка на сообщение18 января 2013 г. 16:49
Точно, имеет место. Спасибо :beer:
 


Ссылка на сообщение18 января 2013 г. 16:57
:beer:


Ссылка на сообщение20 января 2013 г. 13:02

цитата demihero

Представьте себе мир-хоспис в виртуальной реальности. Нескончаемый праздник для тех, кто уже почти мертв — телесно. А теперь представьте еще вот что: каково это — оказаться единственным здоровым среди неизлечимо больных? единственным, кто волен покинуть этот пир во время чумы? Собственно, о том и рассказ.
Как ни странно, представил. «Доктора Кто» я тоже смотрю.
Не знаю, кому первому пришла на ум идея виртуального хосписа, но, уверен, любые совпадения случайны.


Ссылка на сообщение21 января 2013 г. 12:00
Эльдара поздравляю!


⇑ Наверх