1. В фильме тщательно продуманы, нарисованы и сняты сеттинги.
Королевство гномов и гоблинская Мория просто выше всяких похвал.
Главное — детальность. Чего стоит только еж Себастьян. Или гоблин-писец на службе у гоблинского короля, а... И таких деталей — сотни. Я натурально сидела с открытым ртом. Или улыбалась от уха до уха.
2. Во всем фильме всего одна ненатуральная сцена, которая ни в ***, ни в Красную армию — Белый совет в Имладрисе. Если бы ее вырезали, ничего бы не изменилось. Хотя можно сделать скидку на ее прикладной функционал — такой сцены не было в исходном тексте, но она просто обязана была быть в истории, перед тем, как светлые собрались вышибать «некроманта» из Дул-Гулдура.
3. Кстати, о Дул-Гулдуре. Детская сказка превратилась в эпик всего за счет одного единственного временного сдвига: превращенье Зеленолесья в Лихолесье сейчас, а не эн лет назад. Эта шестеренка отлично раздвигает рамки и выводит частную гномскую историю на арену битвы света и тьмы. Провижу, что большую часть второй части мы протусим в Лихолесье, наблюдая за файтом Саурона со Светлым советом.
4. При том, что жанр сказки сменился на эпик, они сохранили ВСЕ детали.
На сцене с каменными великанами, которые кидали скалы, я поняла, что с «Хоббитом» все ок. Пару десятков лет меня серьезно занимал вопрос: почему эти чуваки были упомянуты в «Туда и обратно», но о них никак не говорилось ни в «ВК», ни в «Сильме»? были они вообще или нет в мире Толкиена?
Именно в этом месте мне вернули веру в сказку. Нет, это не историческое полотно. Это сказочный эпос, как он есть.
5. Композиционно порадовал заход на историю (беседа Бильбо и Фродо).
6. Зрителю регулярно делают смешно. Причем все шутки на редкость уместные. Поэтому катарсис все время мотается от трагического к комическому, и это the best. Я навскидку и не вспомню фильма, который ухитрялся бы так мастерски балансировать между этими понятиями.
Резюме: буду пересматривать.