Очень интересная статья в «Новой газете» http://www.novayagazeta.ru/society/55684.html
Размышления к съезду учителей истории. Здесь — несколько цитат.
цитата
Утрата смыслов неизбежно приводит к их поиску по умолчанию и в силу этого становится крайне опасной, поскольку в жизнь уже вступили те поколения, которые на своей шкуре не испытали все «прелести» тоталитаризма. Они с легкостью принимают методы Гитлера и Сталина за спасение. Добавьте к этому исламский фактор в его варваризированном проявлении, вызывающий по причине своей пассионарности смешанное чувство ужаса и зависти (нам бы так сплотиться и идти к поставленной цели), и мы получим комплекс факторов, определяющих клиническое состояние общественного сознания.
Страна остро нуждается в длительной, последовательно реализуемой педагогической терапии. В противном случае ей угрожает хирургическая операция с негарантированным положительным исходом. Взрослые люди, поглощенные борьбой за существование, предпочитают отодвигать от себя «проклятые вопросы». На линии огня оказывается учитель, вынужденный в ходе преподавания в разговорах с юношеством затрагивать эти болезненные темы. Но и он сам не меньше других опален страстями века. Как вести себя (и детей за собой) в подобной ситуации?
«Детям надо как можно раньше молотом вбивать в голову православие, иначе, став взрослыми, они поубивают друг друга», — заявил в приватном разговоре доктор исторических наук, заведующий кафедрой одного из вузов. Разумеется, он знаком с «Легендой о великом инквизиторе» Ф.М. Достоевского, но обстановка диктует и человек немедленно нашел простой ответ на сверхсложный вопрос. В не столь обнаженном завуалированном виде эта линия просматривается в образовательной политике государства.
я мало рассчитываю на скорую помощь учителю со стороны академической науки. В лучшем случае будут предложены стертые нейтральные формулировки, призванные максимально сгладить острые углы и по возможности мягко обойти крутые повороты отечественной истории. Но подобные трактовки не дают пищу уму и сердцу ребенка, они, говоря языком подростков, ему по барабану. Но, может быть, на это и расчет? В воздухе постоянно витает идея создания единственно верного учебника, который положит конец разнобою в трактовках и оценках прошлого.
Государственные мужи работают на своем поле, педагоги имеют дело совсем с другой, тонкой материей: формированием личности человека. С педагогических позиций оправдание зла, какими бы прагматическими соображениями оно ни диктовалось, губительно для становления растущего человека.
чрезвычайную ценность приобретает трагический, но благотворный опыт сохранения человеческого достоинства вопреки обстоятельствам, запечатленный в духовной, мемуарной и биографической литературе. Не менее важно раскрыть входящим в жизнь поколениям причины и симптоматику разнообразных духовных срывов:
Притязание на абсолютную полноту истины.
Опасное знание о том, в чем состоит благо другого.
Черно-белая картина мира, предполагающая деление на «своих» и «чужих».
Демонизация «чужих» и идеализация «своих».
Нетерпимость, агрессия как средство внутригруппового сплочения.
Вера в простые, быстрые, окончательные решения сложных проблем истории и культуры.
Возвышенная звонкая риторика, возбуждающая низменные инстинкты и страсти.
Простите за обильное цитирование — как-то очень уместной показалась эта статья рядом с постоянными спорами в ОИ