Richard Stark
Профессиональный вор по имени Паркер сбегает из колонии, убив охранника и не дождавшись двух месяцев до окончания срока отсидки, возвращается в Нью-Йорк и жаждет мести. После одной работы, когда Паркер совместно с группой грабителей на отдаленном острове перестреляли южноамериканских революционеров, хотевших купить партию оружия, и ограбили их на несколько десятков тысяч долларов, один из соучастников, Мел Резник, предает всю команду, убивая остальных подельников и принуждая жену Паркера Линн убить самого Паркера. Линн стреляет в мужа несколько раз, но только одна пуля попадает ему в брючный ремень, и Паркер остается жив – в отличие от всех остальных. Он выбирается из горящего дома (Мел заметал следы), прячется в лесу несколько дней, а потом раненый и измученный выходит на шоссе, где его подбирает полиция. Его отправляют в колонию на шесть месяцев, берут отпечатки пальцев, и все, что остается Паркеру, — ждать освобождения.
В ограбления Мел привозит Линн и деньги в Нью-Йорк. Для Линн Мел снимает квартиру, но перестает пользоваться женщиной, которая потеряла желание жить, предав мужа, а большая часть из награбленной суммы идет на погашение долга перед синдикатом. Мел работал на организацию, но допустил недостачу и был выпнут за это на улицу. Теперь, оплатив с процентами долг перед организацией, Мел возвращается в синдикат и даже получает повышение.
Все думают, что Паркер мертв, но он жив, и теперь ему нужно расквитаться с Мелом и вернуть свою долю от награбленного – 45 тысяч. Ничего личного, только бизнес, и Паркер начинает свою охоту.
Принято считать, что романы о Паркере – это романы об ограблениях, но этот, первый, чистый роман о мести, одно-единственное ограбление здесь всего лишь флэшбэк. «The Hunter» писался одновременно с другим с другим романом Уэстлейка, «361», и они довольно схожи, главное отличие между ними в главном герое. Если в «361» герой – молодой человек, чистый перед законом и не слишком опытный, то в «The Hunter» Паркер – антигерой, безжалостный грабитель и убийца, профессионал. Несмотря на это, читатель становится на сторону Паркера, потому что в данном случае Паркер – униженный, преданный, лишившейся всего. Бесчувственный грабитель, испытывающий эмоции только по отношению к своей жене, по сути лишается и ее. Убить он ее не может, но и притворяться, что все так же, как было, тоже.
Книга поражает не только своим героем, но и дерзостью сюжета. Паркер в одиночку выступает против всей организации, охватывающей всю Америку, от одного побережья до другого. Паркеру все равно сколько человек работает на синдикат – ему просто нужна его доля, которую у него забрал Мел.
«The funnies call it the syndicate. The goons and hustlers call it the Outfit. You call it the organization. I hope you people have fun with your words. But I don't care if you call yourselves the Red Cross, you owe me forty-five thousand dollars and you'll pay me back whether you like it or not.»
Старк по просьбе редактора переписал финал романа так, что Паркера не убивают копы в перестрелке, а он остается в живых. Можно до бесконечности гадать, как бы изменилась судьба Уэстлейка\Старка, если бы он оставил свой финал. Сейчас, пожалуй, можно только поблагодарить писателя, что он рискнул сделать сериал о Паркере. Более 20 романов было написано о Паркере, и я верю, среди них нет ни одного плохого.
Книги о Паркере написаны вроде бы со всем хладнокровием, но сколько же эмоций вызывает эта безэмоциональная проза. Сейчас наблюдается переизбыток положительных мнений: все хвалят всё и всех. Но среди этого океана позитивных мнений теряются те, которые бы прямо кричали о выдающихся вещах.
«The Hunter» и вся серия о Паркере именно из той категории, когда нужно оставить все и бежать читать именно эти книги. «The Hunter» задевает все возможные центры удовольствия, которые только есть у человека, даже те, о которых он еще не знает. Эта книга глыба, которую никто не должен обойти.