Аркадий и Борис Стругацкие


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kerigma» > Аркадий и Борис Стругацкие "Далекая Радуга"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Аркадий и Борис Стругацкие «Далекая Радуга»

Статья написана 22 октября 2012 г. 15:27

сабж

На самом деле, это старая как мир и совершенно не фантастическая тема: как ведут себя люди в преддверье катастрофы. Люди, которые почти наверняка знают, что обречены, но все-таки на что-то надеются. Люди, которые пытаются спасти максимум из того, что составляет их жизнь.

А как хорошо и интересно, захватывающе все начиналось. Стругацкие умеют создавать удивительные миры, буквально несколькими черточками набрасывая здесь и там отдельные детали. Общая картина вроде бы и видна, но совсем не до конца — и от этого не создается ощущения, что все уже понятно и неинтересно. Наоборот, белые пятные и необъясненные места как раз и придают самое большое очарование. Когда начали осваивать Радугу и как вообще сложилось то общество, которое там сейчас есть? Что за таинственные спортсмены-смертники, в любую минуту готовые из потенциальной подопытной крысы превратится в кучку дымящихся кишок? И, наконец, что же такое эта таинственная Волна — а равно все «физические» термины, с ней связанные. Что такое Камилл, человек-машина, который умирает и возрождается? Море вопросов, относящихся к принципиальному устройству мира. И при этом никак нельзя сказать, что мир не прописан — напротив, все честно, мы знаем ровно столько, сколько знает большинство героев. Не самые «продвинутые» из них, но pov Ламондуа и не приводится. Все же создается ощущение, что совсем незадолго до катастрофы мир как-то стабилен, система взаимодействия в нем вполне понятна и реализуема, и не требует от героев безумных подвигов.

А потом случается нечто страшное, что разрушает привычную картину мира. И с одной стороны, это страшное привлекательно именно своей необычностью, тем, что оно выходит из ряда вон — но АБС не были бы социальными фантастами, если бы живописали историю именно с этой стороны. Потому что катастрофа показана ровно настолько, насколько она отражается в людях, населяющих Радугу. Ведь к концу действия повести погиб-то всего один Камилл, да и то он потом оказался жив, а остальные только находятся в преддверьи гибели. Еще *ничего не случилось* — но в сердце у героев и у читателя уже все произошло. Душа положена на весы, измерена, описана и убрана. Все решения приняты, дальше уже не важно. Сгорят ли все оставшиеся в подходящей Волне нового типа и останется ли один Камилл на засыпанной черным снегом планете — по сути, не так и важно. Образно говоря, они уже сгорели.

В этом «Радуга» — вещь совершенно нефантастическая. Объяснюсь, все поведение, и подвиги, и трусость и предательства, и склоки, и попытки спасти себя, и невозможность решить, кому жить, а кому умирать, совершенно идеально укладывается в рамки всех похожих конфликтов. Это осажденный город, который идет на сделку с осаждающими с тем, чтобы позволили выпустить женщин и детей, а мужчины остались там умирать. Это вообще вся история войн, по большому счету, когда надо чем-то пожертвовать, или кем-то. Вот народ говорит, дались им эти ульмотроны, глупые люди, не ценят свою жизнь. Не согласна, что вы. У Ницше есть отличная идея по поводу подобных жертв: он говорит, что человек, жертвующий жизнью во имя чего-то другого, будь то наука, отечество, ребенок — просто ценит одну часть себя выше другой. Ставит себя как ученого, патриота, родителя выше, чем себя биологическое существо. Не вижу в этом ничего ненормального, в общем. Никто не упрекал Бруно за то, что «она все-таки вертится» — хотя, казалось бы, ну какая разница, кто это признает, и стоит ли из-за этого идти на костер?

А проблема с тем, кого спасать — на самом деле не проблема. И нет там никакого специфического морального решения — оно лежит на поверхности, дело лишь в том, чтобы описать, как люди к нему приходят и его исполняют.

Очень сложно объяснить, почему «Радуга» кажется настолько потрясающей вещью. Это захватывающе интересный и грозный мир, в котором одновременно есть и нечто, граничащее с магией, и страшный риск. И все выписано настолько живо и достоверно, что в какой-то момент обитателям Радуги начинаешь завидовать — и продолжаешь до последнего.





159
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение12 декабря 2024 г. 18:52
Вот только почему такие опасные опыты проводятся на планете курорте когда кусков гранита полно? И что на полигоне делают дети? Они бы еще на Земле такое устроили!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение12 декабря 2024 г. 23:21
Да, много таких вопросов. С другой стороны, где люди живут годами, там и дети, это ж не вахта у них.
 


Ссылка на сообщение12 декабря 2024 г. 23:28
цитата kerigma
Да, много таких вопросов. С другой стороны, где люди живут годами, там и дети, это ж не вахта у них.
Ну как бы на Арканаре и Саракше детей не наблюдается. Ну не показано нам. И на Пандоре тоже. вообще покажите мне планету кроме Земли и Далекой Радуги где жили дети?
 


Ссылка на сообщение13 декабря 2024 г. 23:35
Ну Радуге и враждебных туземцев нет, одна сложная природа, с которой до сих пор справлялись успешно.
 


Ссылка на сообщение13 декабря 2024 г. 23:37
цитата kerigma
Ну Радуге и враждебных туземцев нет, одна сложная природа, с которой до сих пор справлялись успешно
Ну да прям рай. У нас по сути вторая Земля. И именно там мы устраиваем опасные опыты?
 


Ссылка на сообщение15 декабря 2024 г. 10:40
Я плохо помню текст уже, а волны были результатом опытов или это естественные явления на планете?
 


Ссылка на сообщение15 декабря 2024 г. 10:47
цитата kerigma
Я плохо помню текст уже, а волны были результатом опытов или это естественные явления на планете?
Разумеется результат опытов! С телепортацией.Ничего естесственного
 


Ссылка на сообщение15 декабря 2024 г. 23:06
Надо пересчитать, ничего уже не помню:-)
 


Ссылка на сообщение15 декабря 2024 г. 23:14
перечитайте) Вообще интересная там цивилизация о безопасности совсем не думает.Вот казалось бы коммунизм все бесплатно..Хотя дефицит есть да. Так поставьте вы на орбите станцию хотя бы. Что дорого слишком?)))Но нет. Кораблей нет от слова совсем!
 


Ссылка на сообщение16 декабря 2024 г. 21:38
Мне кажется, там совсем другие базовые ценности у людей в принципе, не про безопасноть и ценность отдельной жизни.
 


Ссылка на сообщение16 декабря 2024 г. 21:40
цитата kerigma
Мне кажется, там совсем другие базовые ценности у людей в принципе, не про безопасноть и ценность отдельной жизни.
В общем то да!


⇑ Наверх