Йен Бэнкс, Водородная соната (2012)
Сидя в бане за оффтоп, тяпнул свежачка и вот кое-что имею долгом сказать.
По внутренней хронологии — свободный приквел Черты прикрытия с непонятной хронопривязкой (но не раньше 2370 г. по земному календарю).
События романа, очевидно, послужили толчком к выделению из Особых Обстоятельств тройки новых Специальных Агентств (по крайней мере, относительно Numina это почти наверняка так). Концентрированная вытяжка самых смачных эпизодов всего цикла — от погони через половину Галактики в поисках полного лукошка мухоморов-макгаффинов, как во Вспомни о Флебе, до посиделок кораблей Культуры в гиперпространственном чате, как в Эксцессии.
Коссонт*, как Йиме Нсоквай и Перостек Бальведа, кажется не так главной героиней, как участницей хора, подающего реплики в нужных местах, но все ее шесть конечностей потрепает не слабее, чем у двух вышеназванных action survivors.
Корабельные чатики тут занимают добрую треть романа, и в ономастике кораблей фантазия ЙМБ разгулялась на полную. Сводку, составленную по сему предмету в соответствующей статье Другой Вики, понадобится расширять как минимум вдвое — причем имя HOCH2-(CHOH)4-CHO (глиоксаль, проще говоря) еще не самое странное из приведенных.
Есть даже отсылки к внецикловому вроде бы Безатказнаму арудию (замок Зоолога, выстроенный из замков).
Как и в Черте прикрытия, действие занимает немногим более месяца, структурировано на «раз-два-три-четыре-...-двадцать четыре! ноль!» и развивается на нескольких уровнях Cultureverse одновременно. Характеры прописаны даже несколько красочнее, чем в упомянутой книге, во всяком случае это касается главного злодея. Одинокий воин, на сей раз в чине полковника, тоже присутствует,
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Самое забавное, что сама Гзилт**, вопреки военным чинам всех действующих лиц, выведена почти патологически миролюбивой цивилизацией. Собственно, это и для Культуры, из нее развившейся, характерно. Хиппи и толкиенисты с очень длинными дрынами никого не трогают... пока к ним не пристанут задиры или Падальщики.
Основная фишка, как ЙМБ старательно заставляет нас поверить, в бытописании Сублимации, вернее сказать, подготовки к ней, и тут ощущается явственная полемика с Концом детства Кларка. Описания зависших над городами Гзилт черных клякс-эманаций Сверхприсутствия*** уже хватает, чтобы к таковой подтолкнуть.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Альтернативное решение Бэнкса красиво и самодостаточно прежде всего с политической точки зрения (наверняка найдутся те, кому «старые добрые книги мастеров Золотого века НФ» ближе и роднее, но я не стану показывать на них пальцем).
Помимо этого, оно еще и герметично, то есть не оказывает почти никакого воздействия на времялинию Черты прикрытия, от коей тоже в глазах двоится.
Локальный мировоззренческий кризис не уничтожил Культуру, только надломил ножки у шкафа со скелетами. И на горизонте заброшенного Кольцегорода Зоуна**** уже встает Распределенный Город Ирваль на хабитате Диньол-Хэй.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
По сравнению с прошлыми книжками измерений добавилось и в буквальном смысле. Было семь, с прослаивающей вселенные Решеткой, стало одиннадцать (это объясняется с точки зрения теории струн). Разумеется, ни одна из цивилизаций, за исключением Культуры, не встречалась ранее ни в Материи, ни в Черте прикрытия. На арене сплошь незнакомцы... Галактика огромна, ну вы понели, а Бэнкс без жалости швыряется сюжетными линиями, из которых авторы С.Т.О.Ч.К.Е.Р.А. и Метро-2033+ высосали бы добрых четыре десятка романов.
По общему уровню — немного слабее Черты прикрытия и Вспомни о Флебе, лучше которых написать было сложно.
Что мне совершенно не нравится в этом издании, так это обложка. Вариант, висящий здесь, гораздо лучше и точно отражает суть книги.
==================================
* Vyr Cossont.
** Gzilt.
*** Presence.
**** Girdlecity of Xown.