Будучи не только писателем с мировым именем, но и вполне себе неплохим журналистом и даже редактором, пожалуй, крупнейшего СМИ на Дальнем Востоке, много и плодотворно работаю «в поле». Иногда полезное для работы оказывается приятным и лично. Так на прошлой неделе в Якутске побывал по приглашению известного тренера, мастера боевых искусств Целестина Цюхцинского (дважды признавался лучшим тренером боевых искусств) известный актер и живая легенда спорта — Дон Уилсон по прозвищу Дракон, с которым я сделал интервью.
На всякий случай: убедительная просьба не тратить буквы на рассказ о том, что актер из Уилсона никакой, а все его фильмы – в лучшем случае категории «Б». Может и так. Но я, как и многие советские школьники рос на фильмах с Джеки Чаном, Ван Даммом, Уилсоном, Лундгерном и многими другими. А Дон на общем фоне выделяется тем, что крут не только на экране, но и в жизни. 11-кратный чемпион мира по кикбоксингу, сменивший пять организаций и три весовых категории и неизбежно бивший всех своих соперников. 68 нокаутов из 70 с лишним боев!
Я не спортивный обозреватель, но боевые искусства люблю, и со звездой своего детства было бы грех не встретится. Ну и потом, я не мог отказать Целестину Цюхцинскому, который в свое время потратил на меня немало времени, тренируя по индивидуальной программе.
В общем, итогом стало это интервью, вышедшее в прошлую пятницу.
— Как первые впечатления от Якутии, Дон?
— О, я попробовал местную кухню, она превосходна. Особенно блюда из рыбы. Очень вкусно! И интересно. Другая приятная неожиданность — погода. Меня напугали рассказами о вашей холодной погоде, а я из теплой Флориды, поэтому боялся, что буду мерзнуть. Но, оказывается, лето у вас похоже на настоящее, так что все отлично. Хорошо, еще меня не предупреждали, что будет прогулка на корабле, а то я испугался бы больше. К сожалению, я страдаю морской болезнью.
— У нас река, сильной волны, как видите, нет, все будет отлично.
— Надеюсь. Начнем интервью?
— Дон, это правда, что, будучи успешным спортсменом, в кино вы попали с подачи Чака Норриса?
— Не совсем так. В свое время, кажется, это было в 1978 г., Чак действительно
предложил мне попробовать себя в фильме о боевых искусствах, чтобы их популяризировать. Но по-настоящему дорогу в кино мне открыл Роджер Корман (известный режиссер и продюсер, которого называют «королем фильмов категории Б» — В.О.). Это тот человек, который создал мою карьеру как актера. Поверьте, в то время азитату было практически невозможно получить главную роль в фильме. Нас охотно брали на роли злодеев или, в лучшем случае, на роль помощников хороших парней. Я же хотел играть главные роли, и Корман в этом помог. Это случилось в 1989 г. С тех пор снято более 50-ти моих фильмов. Я до сих пор ему благодарен…
— Как вы относитесь к тому, что сегодня в фильмах боевые искусства демонстрируют люди, не имеющие к ним никакого отношения? К примеру, в «Матрице» Киану Ривз показал такое кунг-фу, что иной мастер обзавидуется. Спецэффекты и технологии съемок делают ненужными профессиональную подготовку и титулы.
— Нормально отношусь, ведь это кино. Зритель, который сидит в зале, достаточно умен, чтобы понимать: это настоящее, а это — нет. Когда полицейский или официантка приходят в кинотеатр и видят на экране актеров, которые изображают, соответственно, полицейского и официантку, они же не возмущаются. Наоборот, им приятно, когда людей их профессии играют известные актеры.
— И, тем не менее, на коллегу по ремеслу актера Жана Клода Ван Дамма у вас в свое время был острый зуб. Причем именно в связи с тем, что он не настоящий мастер.
— Потому что если тот же Киану Ривз изображает мастера боевых искусств на экране, то после фильма он не раздает интервью, в которых называет себя чемпионом мира по каратэ или ушу. А Ван Дамм заявлял о себе как о чемпионе Европы по кикбоксингу. Я специально проводил расследование, чтобы выяснить, с кем он дрался и кого побеждал, и обнаружил, что все это вранье (Дон использует слово «фейк» — «подделка». — В.О.). Да, он занимался каратэ и у него неплохо получается, но в реальных чемпионатах Ван Дамм не участвовал и никого не побеждал. Было сильное желание разоблачить его, но я какое-то время молчал, потому что этот актер своими фильмами способствовал росту популярности кикбоксинга. Потом я действительно говорил, что Ван Дамм — дутый чемпион. И это правда. Обратное он мог доказать на ринге.
— В спортивном мире есть мнение, которое разделяют и в России. Считается, что в кикбоксинг идут несостоявшиеся боксеры.
— Расскажите это Виталию Кличко, который пришел в бокс из кикбоксинга и сегодня является сильнейшим супертяжеловесом мира. Или Джеймсу Уорингу, бывшему кикбоксеру, ставшему чемпиону мира по версии IBF… Кикбоксинг — просто контактный вид спорта, он не хуже и не лучше бокса. Он другой. А хороший боец останется хорошим бойцом независимо от того, на какой ринг он выходит.
— Тогда почему вы не перешли в профессиональный бокс? На ринге вам не было равных на протяжении двух десятков лет, а в боксе денег гораздо больше!
— Я не пошел, потому что я кикер (боец, у которого самый сильный удар — удар ногой
(kick). — В.О.). В моем арсенале ноги — основное оружие. Если мне запретить работать ими, я просто буду чувствовать себя стреноженным, и ни к чему хорошему это не приведет. Я, конечно, тренировался в боксерских стойках и практикую удары руками, но в поединке с профессионалами этого будет недостаточно, а я привык побеждать. Правда, должен отметить, что я проводил три коммерческих боя с боксерами,
и все три закончились нокаутом. В последнем случае противник вышел на ринг при условии, что я могу наносить ногами не более четырех ударов за раунд. Но мне столько и не потребовалось…
— Я читал, что кикбоксингом вы начали заниматься после того, как вас отлупил собственный брат.
— Это правда. Только не кикбоксингом, а вообще боевыми искусствами, — смеется. — Я был здоровым спортивным парнем, занимался баскетболом, американским футболом и даже борьбой. Был тяжелее своего старшего брата килограммов на 20! А он как-то предложил встать против него в перчатках и здорово надавал мне по шее. После этого я занялся каратэ. А в кикбоксинг пошел, потому что это был один из первых видов контактных единоборств, который превратился в самостоятельный профессиональный спорт.
— Тогда подтвердите и другую легенду, связанную с вами. Правда ли, что своей спортивной карьерой вы обязаны моему коллеге-журналисту? Якобы в местной прессе, разбирая ваши первые бои, вас назвали Вспышкой. Писали: Дон Уилсон хорош на ринге, но всем очевидно, что он долго в таком темпе не продержится и очень скоро сгорит. Вспышка! Был и нет. И после этого вы будто бы затаили обиду и решили всем доказать обратное.
— Я не могу сказать, что прямо смертельно обиделся на журналиста, но определенное возмущение такой оценкой действительно было. Не знаю, правда, можно ли сказать, будто после этого я двадцать восемь лет только и делал, что доказывал всему миру — «спортивный обозреватель из Флориды неправ!»… но он действительно оказался не прав!
— Когда у меня выпадает возможность пообщаться с известным мастером боевых искусств, который приезжают к нам в Якутск, я спрашиваю — случалось ли ему применять свои навыки на практике. Кто-то рассказывает об этом с гордостью, кого-то смущает… а вы что можете сказать? Говорят, в том районе, где вы росли, было много южноафриканских банд, которые делили территорию с бандами белых, и на улице вам приходилось утверждаться кулаками.
— Уличные банды были всегда, во все времена. Парни через это проходят. Но я не могу сказать, будто рос прямо в бандитском окружении. Думаю, меня иногда просто неправильно понимали, когда я рассказывал о своих юных годах. Просто я жил во Флориде, где было белое население и было черное население. А азиатов не было совсем. Я там ходил чуть ли не единственный в своем роде и уже этим привлекал к себе внимание. Иногда нездоровое.
— И?
— И я стал звездой баскетбольной команды колледжа, а потом и футбольной. Это довольно трудно, потому что для баскетбола и американского футбола нужны разные физические кондиции и разные стили поведения. Считалось, что ты можешь преуспеть или там, или здесь. Я преуспел в обоих. И обнаружилось, что ко мне хорошо относятся и белые люди, и черные люди. В Америке вообще замечательно относятся к тебе, если в чем-то ты лучший. И никому уже не интересно, что у тебя папа — американец, а мама — японка. Главное — ты заставил их гордиться за свой колледж, за свой город. Это здорово! А боевые искусства были уже потом.
— В 1991 г., будучи уже 11-кратным чемпионом мира, вы решили повесить перчатки на гвоздь и уйти из спорта непобежденным. А затем, в 1998 г., вдруг вернулись ради боя с новой звездой кикбоксинга Диком Кимбером по прозвищу Разрушитель. Зачем?
— Деньги. Был предложен хороший гонорар. Я так понимаю, Кимберу для красивой и хорошей карьеры было бы круто одолеть знаменитого Дракона, который много раз отстаивал титул. Но я все испортил, нокаутировав его в третьем раунде, и защитил
титул в 12-й раз. Первые два раунда я, честно говоря, не был уверен в себе полностью, поэтому особо не шел на рожон. Все-таки семь лет не выходил на профессиональный ринг. Присматривался к противнику, изучал его... А в третьем раунде пожелал Кимберу спокойной ночи.
— Я видел этот ваш бой на ютубе. Жестоко вы разрушили Разрушителя. Двойной удар в голову…
— Все в рамках правил. Пока голова не коснулась ринга, можно бить еще. Я ударил его в голову первый раз, слегка отбросив, и тут же нокаутировал вторым ударом, — вспоминая этот бой, Дон заметно оживляется и даже начинает показывать руками, как все прошло. — Бам! Бам! Бой закончен.
— Вас часто ставят в сравнение с другой легендой кикбоксинга, которую мы также могли видеть на экранах. Я говорю о знаменитом Бенни Уркидасе, которого за феноменальную скорость называли Реактивный (зрители могли его видеть, например, в фильме с Джеки Чаном «Харчевня на колесах», финальная схватка Бенни и Джекси считается одним из лучших кинопоединков в истории. — В.О.). Многие мечтали увидеть вас на одном ринге. Увы, такого боя не случилось. Но, если честно, кто бы победил?
— Бенни я искренне уважаю и восхищаюсь им, но в себе никогда не сомневался. А на ринге мы не встретились, потому что слишком разный вес. Бенни Уркидас много легче меня, пришлось бы или ему набирать массу, или мне много килограммов скидывать. Хотя, думаю, найдись промоутер, который предложил бы под такой бой хорошие деньги… мы могли бы встретитmся. О, это было бы зрелище!
— Многие считают вас лучшим бойцом прошлого века. А кого вы сами считаете величайшим файтером? Независимо от стиля и веса?
— Мне сложно судить, все-таки 100 лет — это большой срок, а лучшие годы иных бойцов, когда они были на пике формы, иногда длились всего 5-6 лет. Сам-то я провел на ринге, не теряя класса, 28 лет… Но, думаю, по сочетанию физических данных и техники круче всех Билл «Супернога» Уоллес. Да, пожалуй, он. С 1974 по 1980 г. Билл Уоллес провел последовательно 28 боев и одержал 28 побед.
— В России он не особо известен.
— Я считаю, что у Билла не было возможности раскрыть, показать себя с лучшей стороны, поскольку он ограничивал себя. Он, к примеру, так и не признал лоу-кики (низкие удары ногами). Это ограничивало его участие в различных турнирах, которые могли бы принести дополнительную известность. Но, зная его физическую подготовку, я уверен: Уоллес — лучший. Сила + скорость + выносливость — ему не было равных. Я тренировался с ним и понимал, как он быстр. Не зря его называли Супернога — маваши (маховый боковой удар ноги. — В.О.) левой просто невероятный по скорости!
цитата
Три года назад Целестин Цюхцинский в интервью «ЯВ» упоминал, что передал приглашения посетить Якутию Синтии Ротрок и Биллу Уоллесу. Оба выразили интерес к такому предложению и даже дали свои обещания приехать. Но не склеилось. А вот у Дона слова с делом не разошлись.
— Люди, с которыми вы в хороших отношениях, снимались с Брюсом Ли. И Чак Норрис, направивший вас в кино, и Билл Уоллес, которого вы считаете лучшим (злодей-европеец в фильме «Выход дракона»). А что вы сами думаете о Брюсе? Вас с ним сравнивают?
— Брюс — великий мастер. А что до меня, то вся моя жизнь — это какие-то параллели с Брюсом Ли. Смотри, мы оба метисы: у меня мама — японка, а отец — белый, у Брюса отец — китаец, а мать — немка. Мы оба практикуем боевые искусства в жизни и на экране. Мы оба начинали свою карьеру съемками в сериалах. Брюс играл в «Зеленом шершне», а я три месяца снимался в роли плохого парня в сериале «Основной госпиталь». Наши стили ведения боя в чем-то схожи. Я предпочитаю ловить противника, вызвав его на прямую атаку, а собственный стиль Брюса Ли (джит кун до. — В.О.) основан на контратаке противника. Наконец, мы оба Драконы! Меня прозвали Драконом за поведение на ринге, а его настоящее имя — Ли Сяолунь, что переводится как Маленький дракон. Поэтому я иногда шучу: Брюс — маленький дракон, я — большой! (Смеется). В свое время я участвовал в шести боях в Гонконге, и организаторы сделали так, что на ринг я выходил под музыку и кошачий крик Брюса Ли из фильма «Выход Дракона». Это было круто. Надо ли говорить, что я всех победил?
— На съемочной площадке вы также встречались с такими звездами боевых искусств, как Гэри Дэниэлс (чемпион штата Калифорния по каратэ в тяжелом весе) и Оливье Грюнер (чемпион мира по кикбоксингу в среднем весе). Что о них скажете?
— Мы сняли хорошие фильмы, а они прекрасные спортсмены и отличные парни. В мире боевых единоборств мы все прекрасно знаем репутацию друг друга, кто чего стоит, и это формирует отношения. Они знают мою репутацию, я — их, у нас не было никаких проблем. Ни перед камерой, ни без нее.
Будучи в Якутске, Дон Дракон Уилсон провел несколько встреч и занятий с детьми — в лагере «Дружба» для детей с ограниченными возможностями и в школе Целестина Цюхцинского Ген Син Кан. Дети были в восторге. Сам актер тоже получил большое удовольствие, тем более что сегодня уделяет много внимания тренерской деятельности.
— Как вам воспитанники Целестина Цюхцинского?
— Дети прекрасные. У них отличная база, и они удивили меня своей серьезностью и дисциплинированностью. Обычно дети совмещают игру с тренировкой, а эти уже маленькие бойцы. Искренне надеюсь, что я их снова увижу, когда приеду к вам в другой раз.
— А с кем вам легче работать — с детьми или со взрослыми?
— Наверное, все-таки со взрослыми. Детям надо давать основы и азы. У меня же большой практический и боевой опыт, его легче передавать тем, кто уже имеет определенный уровень. Больше эффективности, лучше усваиваются знания. Чем выше уровень ученика, тем больше я сегодня могу в него вложить.
— Тренерская деятельность для вас сегодня является основной?
— Нет, основной все-таки остается работа в кино. Боевые искусства — то, чем я живу. Кино — то, чем зарабатываю на жизнь.
— Но с 2007 г. у вас не выходило новых фильмов. Пять лет уже, получается. Я думал, «Последний страж» стал последней вашей картиной.
Дон достает мобильный телефон и что-то ищет на нем. Потом показывает кадры на экране — он в военной форме, в руках перемотанный тряпками автомат, на заднем плане джунгли и хижина, кое-где в объектив попадают камеры и пузатые мужики «режиссерской наружности».
— Вот. Это кадры со съемки моего последнего фильма. Сейчас все в стадии монтажа, и скоро он выйдет на экраны, называется «Белый тигр». Это военный боевик, в котором стрельбы будет больше, чем файтинга. Кстати, вот в руках держу, это русский автомат?
— Не, больше похоже на германскую штурмовую винтовку.
— Ну, может быть.
— А раньше у вас выходило иной раз по два фильма в год.
— Было и по три. На пике интереса к фильмам в жанре martial art. Сегодня все упирается в экономику. Нет смысла сниматься в низкобюджетных фильмах. И не только потому, что там не заработаешь, бывают случаи, когда большую часть бюджета фильма составляет гонорар приглашенного актера. Сценаристы и режиссеры надеются, что он вытянет отсутствие декораций и спецэффектов. Но это неправильно. Зачем обманывать зрителя
некачественным кино? Поэтому сегодня мои фильмы выходят реже. Но с кинематографом я не завязываю. Более того, я выступаю не только как актер, но и как продюсер и сценарист. Сегодня держу в голове три проекта. А посещение Якутии дало новые мысли в этом направлении.
— Что бы вы хотели пожелать нашим читателям?
— Прежде всего, я хочу поблагодарить их за тот интерес, который они проявляют к моим спортивным достижениям и моим фильмам. Для меня это очень важно. Желаю им быть в хорошей форме и добиваться намеченных целей.
P.S.
Как и многие другие иностранцы, Дон прекрасно знает, что в Russia есть Siberia, а вот о существовании там Yakutia до встречи с Целестином Цюхцинским не подозревал. Не знал он, естественно, и о том, что в Yakutia добывается четверть всех алмазов в мире. Зато когда узнал, был несколько ошеломлен и впечатлен. И даже немедленно задумался о съемках нового фильма. По идее Дона, сюжет может крутиться вокруг партии алмазов, которую похищают неизвестные темные личности. Дело ведет честный и крутой российский полицейский (его роль Дон предложил
исполнить основателю школы Ген Син Кан), которому приходится работать в связке с агентом Интерпола, которого отправляют в далекую Якутию расследовать дело о контрабанде алмазов. Ну а дальше — драки, погони, перестрелки.
Учитывая, что у двух мастеров очень разные стили (техника школы Ген Син Кан строится в большей степени на захватах, бросках и болевых приемах и со стороны походит на то, что демонстрирует на экране Стивен Сигал), может получиться интересное (как минимум зрелищное) кино.
Если вопрос «с экономикой» удастся решить…